Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:58, шпаргалка
Управление в деятельности человека: содержательный, процессуальный аспект и специфика управления.
Управление организацией - это целенаправленное действие, согласующее совместную деятельность людей в организациях.
Объект Управления: Организация
Субъект управления - это источник действия. Источником действия в каждой конкретной ситуации является определенное звено системы управления
Профессиональные менеджеры способны без устали годами решать однотипные задачи, но большинство преуспевающих предпринимателей не переносят монотонность.
Различие между этими двумя известными типами людей настолько глубоко, что если вы по характеру менеджер, то маловероятно, что вы преуспеете в роли предпринимателя, точно так же как предприниматели вряд ли станут очень хорошими менеджерами. Поэтому в мире всегда найдется место и для тех, и для других. Термины "предприниматель" и "менеджер" не являются синонимами.
Основные различия:
a) стратегическая ориентация. Предприниматель ориентирован на поиск новых возможностей при быстрой смене технологии, изменении спроса, социальных предпочтений и т.п.; менеджер - на выполнение плана и подсчет эффективности использования ресурсов;
b) осуществление замысла. Предприниматель действует быстро, рискует, не держится за идею, не доказавшую свою жизнеспособность в сжатые сроки; менеджер, как правило неохотно берется за новое дело;
c) использование ресурсов. Предприниматель вводит новые ресурсы, как правило, поэтапно; менеджер получает фонды под работу подразделения в целом;
d) форма привлечения ресурсов. Предприниматель широко пользуется арендой и другими формами временного привлечения ресурсов; менеджер заинтересован в накопительстве, избегает аренды;
e) организационная структура. Предприниматель предпочитает горизонтальную организационную структуру, которая держится на неформальных связях; менеджер - сложившуюся организационную структуру иерархического характера с соблюдением четкого распределения полномочий и ответственности.
Для того чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, менеджер должен:
• обладать определенными знаниями и умениями;
• иметь соответствующие личные качества;
• руководствоваться этическими нормами;
• иметь навыки и способности эффективно управлять;
• преодолевать ограничения саморазвития.
Личные качества менеджера. Среди них такие:
• широкий кругозор;
• профессионализм и творческий подход к работе;
• инициативность, изобретательность;
• уверенность в себе, целеустремленность;
• коммуникабельность, стремление работать в коллективе и с коллективом;
• самообладание, стрессоустойчивость;
• психологическая способность влиять на людей;
• ответственность, моральная надежность;
• внутренняя потребность к саморазвитию;
• вера в свои способности и успех.
Менеджер в своей деятельности руководствуется общепринятыми правилами и нормами:
Навыки и способности эффективно управлять. На эффективность управления оказывают влияние:
• способность управлять собой;
• упор на постоянный личный рост;
• способность принимать непопулярные, но оправданные по ситуации решения;
• навыки и упорство решать проблемы;
• способность влиять на окружающих;
• способность обучать и развивать подчиненных.
Ограничения саморазвития
менеджера. Среди таких
• неумение управлять собой;
• нечеткие личные цели и ценности;
• недостаточность навыков решать проблемы;
• недостаток творческого потенциала;
• неумение влиять на людей, обучать их;
• недопонимание особенностей и процессов управления.
В американских школах бизнеса кандидат на получение сертификата менеджера должен продемонстрировать свою компетентность в следующих областях:
• понимание природы управленческих процессов, знание основных организационных структур, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера;
• четкое представление об ответственности менеджера, распределение ответственности по уровням управления;
• способы повышения эффективности управления;
• знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимое для управления персоналом, умение письменно и устно выражать свои мысли;
• компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных взаимоотношений среди подчиненных;
• знание особенностей взаимоотношений между фирмой и клиентами;
• способность кандидата управлять ресурсами;
• способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислительной техники;
• способность к
самоконтролю и самооценке собственной
деятельности, умение делать выводы и
повышать квалификацию, исходя из настоящих
требований и ожидаемых
Один из известнейших исследователей в области теории управления Пири Минцберг, изучая хар-р и содержание работы менеджеров, выделил одну общую черту управленческой работы — так называемые роли руководителей. В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, к-ые в зависимости от уровней управления рук-ли в разной степени принимают на себя. Они подразделяются на три большие категории:
1. Межличностные роли:
2. Информационные роли:
3. Роли по принятию решений:
Все три категории взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого, в следствии чего складываются объем и содержание работы менеджера, какой бы хар-р ни носила организация, в к-ой он работает.