Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:01, реферат
Понятие, содержание и основные особенности эволюции управленческой мысли. Развитие менеджмента как науки управления. Виды школ управления, их основные особенности. О работе Анри Файоля"Общий и промышленный менеджмент".
Введение…………………………………………………………………2
1.Школа научного менеджмента…………………………………........3
2.Классическая (административная) школа…………………………..5
3.Школа человеческих отношений и поведенческих наук…………..7
4.Количественная школа……………………………………………….9
5.Эмпирическая школа………………………………………………...13
6.Специфика японского менеджмента……………………………….16
Список использованных источников…………………………………22
Во-вторых,
задача менеджера состоит в том,
что в процессе формирования этого
единого целого он должен учитывать
долгосрочную перспективу. Ни одной
другой профессии такие задачи не
присущи.
Эмпирическая школа ориентировалась в
основном на практические рекомендации
руководителям. Характерным для нее утверждением
является, например, следующее: «Убедитесь
в том, что ваши сообщения не противоречат
вашим действиям», или «Поддерживайте
обратную связь в процессе общения». Подобные
рекомендации носят исключительно практический
характер и нередко не предполагают общей
теории, которая могла бы их объединить.
По
этой причине разработки эмпирического
направления нередко обвинялись
в ненаучности (что в целом было справедливым
упреком).
Английское слово «управление» (mаnаgеmеnt) происходит от корня латинского слова «manus» (рука). Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми и организациями. Японцы, считая себя учениками американцев, внимательно изучили все известные концепции менеджмента и... построили для себя свою собственную.
Теория
и практика управления включают в
себя два взаимосвязанных пласта
— социально-экономический и
социально-психологический. Применительно
к конкретному государству или
региону оба эти пласта пронизываются
этнопсихологической
Япония
— государство
В 1945 году японская экономика находилась в упадке и разорении. К 80-м годам по уровню производства Япония прочно заняла второе место в капиталистическом мире. Япония продолжает сохранять довольно высокие темпы экономического развития, бросая по многим показателям вызов Соединенным Штатам Америки. Американские промышленники с нескрываемым страхом наблюдают за устойчивой экономической поступью японцев. 68% деловых американцев высказали в конце 70-х годов мнение о необходимости быстрой и прочной защиты от экономического нашествия Японии.
Японская промышленность наращивает производство ключевых видов продукции. К примеру, накануне второй мировой войны производство стали в Японии никогда не превышало показателя в 7 миллионов тонн. В 1973 году Япония сумела поднять этот показатель до 119 миллионов. В 1980 году Япония произвела 7 миллионов высококачественных легковых автомобилей, вырвавшись в этой сфере производства на первое место в мире (США в 1980 году произвели 6,5 миллиона автомобилей). Американские деловые круги озадачены, некоторые бизнесмены никак не могут найти ответа на возникшие у них вопросы: «Как мохло получиться, что какое-то островное государство, по площади равное одному лишь штату Калифорния, за какие-нибудь три десятка лет смогло в сфере производства пройти путь от кустарной мастерской до современного автоматизированного предприятия?», «В чем причина того, что государство, импортирующее для своей промышленности 100% алюминия, 99,8% нефти, 98,4% железной руды, 66,4% леса и лесоматериалов, превратилось в грозную экономическую силу?». А ведь где-то два десятка лет тому назад американцы по привычке считали японскую экономику примитивной и неконкурентоспособной.
В 1981 году в Лондоне был опубликован отчет делегации английских бизнесменов и экономистов, скрупулезно изучавших промышленное производство в Японии. В отчете указывалось, что совсем недавно на Западе смутно представляли себе, что делается в японских фирмах. Американцы, например, были твердо убеждены в том, что японские фирмы управляются несведущими в теории менеджмента людьми, которые только тем и занимаются, что неотступно следят за работой своих слабоквалифицированных соотечественников, вручную копирующих изделия американского массового производства. Но вот когда в 70-х годах в американских портах стали ежедневно разгружать по 5—6 тысяч первоклассных автомобилей, мнения резко изменились. К 1975 году импорт японских автомобилей в США достиг 800 000 штук, а к 1981 году подскочил до 1 900 000 в год.
Толпы американских менеджеров и экономистов понеслись в Японию, чтобы на месте выяснить, в чем тут дело. За американцами хлынули англичане, бизнесмены ФРГ, французы, шведы... Вчерашние насгавники японцев убедились в том, что надо менять свои представления о японском бизнесе. Вчерашний имидж Японии примитивной сменился у западных дельцов имиджем Японии автоматизированной. Западные деловые круги создали в своем воображении ложную картину японского предприятия, на-шпигованного-де живыми роботами, функционирующими по строго установленному расписанию. И в этом их «убедили» факты: вчерашние наставники японцев увидели, как на одном из заводов «Ниссан» 35 рабочих за восьмичасовой рабочий день собирают 350 кузовов для автомобиля «Дацун», а на судостроительном заводе в Нагасаки со стапелей верфи каждые 28 дней сходил супертанкер водоизмещением 260 тысяч тонн.
В
представлении западного
Япония
развила свою экономику в значительной
степени благодаря уникальной системе
управления. Эта уникальность обусловлена
специфичной
Ориентировка
на отдаленные цели вылилась в устойчивый
принцип управления. Японское общество
можно назвать обществом
Ориентация на будущее тесно связана с психологией накопительства, издавна присущей японскому обществу. Каждый рабочий или служащий в Японии старается увеличить свои сбережения. По данным статистики, средняя японская семья ежемесячно откладывает в банке примерно 20% своего бюджета, т. е. в три раза больше, чем американская. По отзывам экономистов, индивидуальные сбережения японцев представляют собой мощный рычаг экономического развития страны. Японская администрация широко использует эти средства для реализации своей долгосрочной экономической стратегии.
В
целом же эта стратегия базируется
на четырех основаниях: 1) сбережение
и консервирование
Социально-экономические аспекты управления, как известно, охватывают различные стороны организации и технологии производства, а также структуру предприятий.
Типичная японская фирма организована на трехуровневой основе в виде пирамиды (см. схему). Японцы считают, что трехуровневая структура является наиболее мобильной и менее всего подвержена опасности обюрокрачивания.
I. Кэйэйся (высшая администрация)
II. Канрися (среднее управленческое звено)
Буте — заведующие отделами
Кате — заведующие секторами (секциями)
Какари — (низшее управленческое звено)
III. Иппанся (рядовые работники)
Руководство фирмы (совет директоров) представляет собой высший уровень управления. Обычно сюда входят: а) председатель совета; б) президент; в) вице-президент; г) директора-исполнители; д) директора. Все избранные в совет директора возглавляют в фирме вполне определенные подразделения. В отличие от Запада директоров в руководство фирмой со стороны приглашают довольно редко. На фирме они обычно выдвигаются из состава «канрися» (управляющих среднего звена) после того, как те набираются опыта оперативного руководства и достигают определенного возраста (свыше 50 лет). На уровне «канрися» решаются все практические задачи управления. Этот уровень является мостиком между высшим руководством и исполнителями. Руководители фирмы сходят по этому мостику к рядовым работникам, т. е. управляют ими.
Японцы,
как отмечалось в главе I,— люди
практического склада ума, их мышление
характеризуется завидной конкретностью.
Они всегда, даже при решении самых
сложных жизненных вопросов, облекают
свои действия в практические формы.
Не является исключением в этом плане
и система управления персоналом
промышленных организаций, где мотивация
трудовой активности работников занимает
одно из важных мест.
Список
использованных источников