Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:59, реферат
В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, школа классического (административного) управления, школа «человеческих отношений» и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.
1.Школы менеджмента
1.1 Научная школа управления
1.2 Школа классического (административного) управления
1.3 Школа «человеческих отношений»
1.4 Школа науки управления (или количественная школа)
Содержание
1.Школы менеджмента
1.1 Научная школа управления
1.2 Школа классического (административного) управления
1.3 Школа «человеческих отношений»
1.4 Школа науки управления (или количественная школа)
В
первой половине двадцатого века получили
развитие четыре четко различимые школы
управленческой мысли. Хронологически
они могут быть перечислены в следующем
порядке: школа научного управления, школа
классического (административного) управления,
школа «человеческих отношений» и школа
науки управления (или количественная
школа). Самые убежденные приверженцы
каждого из этих направлений полагали
в свое время, что им удалось найти ключ
к наиболее эффективному достижению целей
организации. Более поздние исследования
и неудачные попытки применить теоретические
открытия школ на практике доказали, что
многие ответы на вопросы управления были
лишь частично правильными в ограниченных
ситуациях. И тем не менее, каждая из этих
школ внесла значительный и ощутимый вклад
в данную область. Даже самые прогрессивные
современные организации до сих пор используют
определенные концепции и приемы, возникшие
в рамках данных школ.
Первые серьезные исследования в области менеджмента были проведены представителями научной школы управления. Основоположником этой школы считается американский инженер-механик Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915г.), и его последователи и сторонники, Фрэнк и Лилия Гилберт, Генри Гант, Маркс Вебер. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.
Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Ф.Тейлор, например, скорпулезно замерял количество железной руды или угля, которое может поднять человек, используя лопаты разного размера, и определил, что максимальное количество руды он может перебросить, если будет пользоваться совковой лопатой емкостью до 21 фунта.
Согласно Ф. Тейлору, установление контроля над производством и повышение его предсказуемости должно базироваться на следующих принципах:
Все это давало руководству возможность установить нормы производства, которые выполнимы, и платить дополнительно тем, кто перевыполнял эти нормы. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, и вознаграждались больше.
Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы, т.е. отделило функцию управления от производственной функции. А выполнять эту функцию должны специально подготовленные люди.
Идеи Ф.У.Тейлора получили широкое распространение в экономике 1920-1930-х годов. Его методы позволили повысить производительность труда, заменить квалифицированных работников малоквалифицированными, способствовали разработке методов планирования.
Концепция
научного управления стала серьезным
переломным этапом, благодаря которому
управление стало признаваться как самостоятельная
область знаний и научных исследований.
Впервые руководители-практики и ученые
увидели, что методы и подходы, используемые
в науке и технике, могут быть эффективно
использованы в практике достижения целей
организации.
Основоположником этой школы считают французского ученого-практика Анри Файоля (1841-1925), который руководил большой французской компанией по добыче угля, а после выхода в отставку, решил обобщить свой богатый практический опыт.
Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.
Эти принципы затрагивали два основных аспекта.
Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группыГлавный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.
Вторая
категория классических принципов
касалась построения структуры организации
и управления работниками. Примером может
служить принцип единоначалия, согласно
которому человек должен получать приказы
только от одного начальника и подчиняться
только ему одному. Таблица 1. представляет
собой сжатое изложение 14 принципов управления
Анри Файоля, многие из них до сих пор практически
полезны, несмотря на изменения, которые
произошли с тех пор, как Файоль впервые
их сформулировал.
Основные
принципы управления
А.Файоля
1. Разделение труда | Внимание и усилия работника концентрируются на отдельной узкой задаче, тем самым повышается квалификация и уровень выполнения работы |
2. Власть | Право отдавать
команды и нести |
3. Дисциплина | Четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации; в основном – результат возможностей руководства. |
4. Единство распоря-дительства | Распоряжение только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю |
5. Единство руководства | Один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей |
6. Подчинение
индиви-дуальных интересов |
Менеджер должен добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы индивидов, групп и подразделений не превалировали над интересами организации в целом |
7. Вознаграждение персонала | Оплата должна отражать состояние организации и стимулировать людей на работу с отдачей |
8. Централизация | Уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты |
9. Цепи взаимодействия | Четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным |
10. Порядок | Все должны знать свое место в организации |
11. Равенство | К рабочим следует
подходить справедливо и по- |
12. Стабильность персо-нала | Кадры должны находиться в стабильной ситуации |
13. Инициатива | Менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи |
14. Корпоративный дух | Следует создавать
дух единства и совместных действий,
развивать бригадную форму |
Таким образом, представители классической школы пытались разработать принципы, рекомендации и правила создания строго определенной принудительной системы работ и исключить влияние отдельных работников на производство введением соответствующих жестких мер нормирования. Они считали возможным разработать такие принципы, которые подобно классическим и физическим законам, действовали независимо от системы и человека.
Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930—1950) внесли два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо
Основное внимание школа «человеческих отношений» уделяла учету человеческого фактора и созданию соответствующего психологического климата в коллективе.
Представители школы человеческих отношений исследовали процессы управления при помощи методов, разработанных в социологии и психологии. В частности, именно они первыми стали применять тесты и особые формы собеседования при приеме на работу. В результате проведенных исследований Э. Мэйо пришел к выводу, что такие факторы, как логичные трудовые операции и высокая заработная плата, высоко оцениваемые сторонниками научного менеджмента, далеко не всегда влияют на повышение производительности труда. Он установил, что производительность труда в не меньшей степени зависит и от отношений с другими работниками. .По этой причине представители школы человеческих отношений утверждали, что эффективным управление может быть только в том случае, если руководители в достаточной степени знают личностные особенности своих подчиненных, их сильные и слабые места. Только в этом случае руководитель может полно и эффективно использовать их возможности.
Заслуги сторонников школы человеческих отношений очень велики. До них психология практически не располагала данными о том, как психика человека связана с его трудовой деятельностью. Именно в рамках данной школы были проведены исследования, которые существенно обогатили наши представления о психической деятельности. Традиции школы человеческих отношений были продолжены в рамках школы поведенческих наук (Р. Лай-керт, Д. Макгрегор, К. Арджирис, Ф. Герцберг), идеи которой впоследствии легли в основу такого раздела менеджмента, как управление персоналом. В основе этой концепции лежали представления бихевиоризма — психологического направления, рассматривавшего поведение человека как реакцию на стимулы внешнего мира. Сторонники этого подхода полагали, что эффективности производства можно достигнуть, только воздействуя на каждого конкретного человека при помощи различных стимулов. В основе взглядов представителей этой школы лежало суждение о том, что обязательным условием эффективности труда отдельного работника является осознание им своих собственных возможностей.
1.4 Школа
науки управления (количественная
школа)
Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Расселл Акофф, Людвиг фон Берталанфи, Стаффорд Бир, Лоренс Клейн, а также А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс и Н. Джорджеску-Реган.
Школа науки управления сформировалась в начале 50-х годов и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:
Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.
Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.
Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.
Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.
Второе
направление школы науки
Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877).
Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.