Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 23:10, реферат
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы - рассмотреть основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, используемую в работе.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о предпосылках возникновения науки управления.
3. Рассмотреть сущность и специфику краткой характеристике основных положений школы научного управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВАТЕЛЬ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА – Ф.ТЕЙЛОР 5
2 ПОСЛЕДОВАТЕЛИ Ф.ТЕЙЛОРА 10
2.1 Г.Гант 10
2.2 Супруги Л. и Ф. Гилберт 12
2.3 Г.Эмерсон 14
3 НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ 16
4 РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
На современном этапе развития управленческой мысли идет поиск более совершенной модели управления, направленной на повышение адаптивных возможностей организации и приспособление к быстро меняющимся условиям внешней среды. Одним из перспективных направлений трансформации является гуманизация и усиление социальной составляющей менеджмента, что предусматривает решительное смещение акцентов в управлении с технологических и технократических подходов на развитие интеллектуального потенциала работника, на управление поведением человека в организации и формирование эффективной мотивационной среды. Общая тенденция в развитии управления такова, что автократическая и экономическая модели управления, применяемые в чистом виде, всё чаще дают сбои, а то и просто не "работают". Эти модели поэлементно и системно насыщаются и вытесняются более прогрессивными моделями управления, основанными на человекоцентристской идеологии. Концепцию перехода от жесткой модели к более эффективной мягкой модели предложена У.Оучи и описана в его книге, которая в оригинале называется "Теория Z".
Продолжает оставаться популярной и далеко не исчерпавшей своих возможностей концепция "7-S", предложенная Т.Питерсом и Р.Уотерменом в книге "В поисках эффективного управления". Она является продолжением и развитием системного подхода в управлении. Авторы обследовали 62 крупные американские корпорации, которые по самым строгим критериям были отнесены к передовым, и пришли к утешительному для себя выводу: за образцами эффективного управления совсем не обязательно ехать в Японию, они есть и в Америке. По их мнению, выявление общих для них всех черт и признаков даст в совокупности искомую модель эффективного управления. Лучшие американские компании, как выяснилось, обладают следующими характерными чертами:
В предложенной авторами модели отчетливо просматривается не только принцип системности, но и адаптивности. Это заложено как в стратегических ценностных установках, так и в гибкой организационной структуре, способной чрезвычайно изобретательно и адекватно реагировать на любые изменения в окружающей среде. Принцип "мягкое - жестко" заложен в организационной структуре, состоящей из семи взаимосвязанных переменных управленческих блоков (7-S) - structure (структура), strategy (стратегия), systems (системы и процедуры социальной технологии), shared values (совместные, то есть разделяемые всеми ценностные установки, культура), skills (сумма навыков и умений), style (стиль руководства), staff (состав работников). Все блоки сбалансированы и гармонизированы в качественном и количественном отношении. Перемены в одном из них требуют соответствующих изменений в других. Основная функция управления состоит в том, чтобы своевременно выявить необходимость перемен и должным образом их осуществить.
В
условиях динамично происходящих и
зачастую малопредсказуемых перемен
особенно важным является ситуационный
подход к управлению. Его суть состоит
в том, что в зависимости от
реально сложившейся ситуации управленческие
технологии реализуются по-разному.
Специфика и уровень
События, происходящие в экономической и общественной жизни, часто предстают перед руководителями, не говоря уже о рядовых работниках, как непонятные, неконтролируемые и непредсказуемые. Управленческие кризисы за последнее время возникают значительно чаще и их последствия оказываются гораздо более пагубными, чем это можно было бы ожидать. Всё это потребовало внесения определенных коррективов в теорию и практику управления. За последние годы сформировалось и развивается новое направление научного поиска, опирающееся на "теорию хаоса", на синергетическое знание. Ориентация на это направление – одна из важнейших тенденций развития современной управленческой мысли. И многие руководители уже начали понимать, что социальные и экономические процессы далеко не всегда идут по линейному, строго прогнозируемому пути. Также далеко не всегда, особенно в начале процесса, можно сопоставить значимость фактора воздействия на систему, степень его влияния и масштабы возможных последствий.
По "теории хаоса", некоторые даже мельчайшие изменения могут привести к радикальным изменениям в состоянии и качественной трансформации системы. Задача управленца состоит в том, чтобы "вычислять" такие изменения-"возмутители" и находить приемлемый способ направлять развитие процесса в нужное русло. Таких "возмутителей" может быть несколько и составлять определенный спектр. Изменения во внешней среде и в системе неизбежно приводят к изменению спектра этих "возмутителей" и соответственно к изменению степени потенциала влияния каждого из них и возможных путей движения системы в будущее. Прогнозирование поведения сложных систем в нелинейных процессах носит не абсолютный, а вероятностный характер. Тем не менее, правильно выбранное направление прогнозирования может существенно снизить риск ошибки при принятии управленческого решения. А цена ошибки при управлении сложными системами, как правило, очень высока.
Помимо
уже упомянутых, можно назвать
следующие важные тенденции развития
управления на современном этапе: формирование
способности организации к постоянному
обновлению и приспособлению к меняющимся
условиям; возрастание значимости управления
интеллектуальным капиталом (человеческими
и рыночными активами, интеллектуальной
собственностью, инфраструктурными активами);
увеличение доли интеллектуальной составляющей
в производимых товарах и услугах, в экономических,
коммерческих и маркетинговых операциях;
экономическая глобализация и необходимость
учета этого фактора при формировании
стратегий устойчивого развития организаций;
развитие системы управления виртуальными
организациями; формирование и развитие
новых специальных видов менеджмента;
увеличение спектра стратегического управления
на общем управленческом поле; качественное
совершенствование информационной и коммуникационной
базы управления, организация мониторинга
управленческих процессов; расширение
сферы практического применения современных
видов управленческого анализа (SWOT, PEST,
SNW, корреляционно-регрессионного, нелинейного,
факторного и др.); развитие и расширение
сферы практического применения концепции
всеобщего менеджмента качества (TQM); активная
модернизация культуры организации с
учетом новых требований; повышение интереса
к историческим корням отечественных
управленческих традиций, опыта и культуры[1].
Создатели школы научного управления опирались на два важных принципа. Это – вертикальное разделение труда, когда на менеджера возлагается функция планирования, а за работником закрепляется функция выполнения поставленной задачи, и измерение труда, суть которого заключается в том, что, используя измерения, наблюдения и анализ администрация может усовершенствовать операции ручного труда для их более эффективного выполнения.
Научное управление не пренебрегало и человеческим фактором. Это стимулирование труда для увеличения его производительности. Люди, которые работают больше и зарабатывают больше. Отбор людей для соответствующей работы, их обучение. Именно Ф. Тейлор внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. До этого рабочие сами планировали свою работу.
Концепция научного управления явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область научных исследований и как определенная специальность. Научное управление сильно отличалось от старых подходов, при которых на рабочих целиком возлагалась ответственность и за выполнение производственного плана, и за применяемые ими методы работы, и за используемые ими инструменты. Рабочие сами планировали свою работу и сами, как умели, выполняли ее.
До тех пор, пока существует необходимость в сокращении затрат живого труда, рационализации производственного процесса, методы, предложенные школой научного управления, будут способствовать повышению производительности и эффективности организаций.
Конечно,
школа научного управления не могла
решить всех проблем управления организацией,
так как в ней не решалась проблема
человеческого фактора, то есть проблема
управления поведением работника. Работник
должен быть заинтересован в применении
методов научной организации труда. В
противном случае работник не в состоянии
самоотверженно трудиться на благо организации.
Только эффективная мотивация работников
снимает проблему человеческого фактора.
К сожалению, школа научного управления
не предложила действенных методов эффективной
мотивации (стимулирования труда), но поставила
эту задачу, признав ее наиболее важной
из всех задач управления.