3.4 Школа количественная
(школа «науки
управления») (с 1950-х
г. по настоящее время)
Становление школы
науки управления, или количественной
школы, связано с развитием математики,
статистики, инженерных наук и связанных
с ними областей знаний. Они внесли
существенный вклад в совершенствование
теории управления. Количественные методы
с общим названием «исследование
операций» применялись при решении
военно-тактических задач во Вторую
мировую войну. Но до Второй мировой
войны количественные методы использовались
в управлении недостаточно. Англичане
первые использовали математические расчеты,
математическое моделирование, чтобы
отыскать способ наиболее эффективного
использования ограниченного числа
своих боевых истребителей и средств
противовоздушной обороны. Позднее пришлось
искать способ максимизации эффективности
военных поставок по обеспечению высадки
союзников в Европе.
Тезис «наука
только тогда достигает совершенства,
когда ей удается пользоваться
математикой» является основанием
для присвоения названия «школа
науки управления» одной из
самых новых, последних по времени
возникновения управленческих школ.
Эта школа применила точные
науки (экономико-математические
методы (ЭММ), теорию исследования
операций, статистику, кибернетику
и др.) для решения задач управления,
чем внесла существенный вклад
в развитие науки управления.
Представителями этой школы являются:
Р. Акофф,
Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбер, Л.В. Канторович
(Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов и
др.
Исследование операций
– это применение методов научного
исследования к операционным проблемам
организации. После постановки проблемы
группа специалистов по исследованию
операций разрабатывает модель ситуации.
Модель – это
форма представления реальности.
Обычно модель упрощает реальность или
представляет ее абстрактно. Модели облегчают
понимание сложностей реальности. Дорожная
карта, например, облегчает возможность
увидеть пространственные соотношения
на местности. Без такой модели было
бы гораздо сложнее добраться
до места назначения. Пришлось бы полагаться
на метод проб и ошибок.
После создания
модели переменным задаются количественные
значения. Самый крупный толчок
к применению количественных
методов в управлении дало
появление компьютеров. Компьютер
позволил исследователям операций
конструировать математические
модели возрастающей сложности,
которые наиболее приближаются
к реальности и, следовательно,
являются наиболее точными.
Данная школа
научного управления построена
на сложном симбиозе систематизирующих
и интегрирующих принципов –
разработка и применение теории
систем, экономико-математических методов
и компьютеризации, а также
развитие гуманистических идей
в управлении. Можно с определенной
долей условности выделить несколько
подходов и направлений в формировании
научной школы управления.
Ключевой характеристикой
науки управления – исследования
операций ? является замена словесных
рассуждений моделями, символами и количественными
значениями.
Дальнейшее развитие
методов математического моделирования
нашло свое отражение в возникновении
теории принятия решений. Первоначально
это теоретическое направление
основывалось на использовании
алгоритмов выработки оптимальных
решений с применением теории
статистических решений, теории
игр. Позднее на разработке
количественных прикладных и
абстрактных моделей экономических
явлений, таких, как модель
затрат и выпуска продукции;
модель прогнозирования научно-технического
и экономического развития.
Теория систем
впервые была применена в точных
науках. Применение теории систем
в управлении в конце 50-х
годов явилось важнейшим вкладом
школы науки управления.
Основные положения
теории систем в управлении
Система – это
некоторая целостность, состоящая
из взаимосвязанных частей, каждая
из которых вносит свой вклад в
характеристику целого. И все организации
являются системами.
Подсистема –
это крупные составляющие сложных
систем, сами являющиеся системами.
По характеру
зависимости от внешней среды
различают закрытые и открытые
системы. Первые имеют жесткие
фиксированные границы, ее действия
независимы от внешней среды.
Соответственно вторые системы
характеризуются постоянным взаимодействием
с внешней средой.
Отличие «нового»
системного подхода в управлении
от предыдущих представлений
состояло в том, что это не
набор каких-либо принципов для
управляющих (А. Файоль), а способ
мышления по отношению к организации и
управлению в целом.
Ситуационный подход
внес большой вклад в развитие
теории управления, используя возможности
прямого приложения науки к конкретным
ситуациям и условиям.
Центральным моментом
ситуационного подхода является
ситуация.
Ситуация – это
конкретный набор обстоятельств, которые
оказывают влияние на организацию
в данное время.
Используя данный
подход, руководители могут лучше
понять, какие приемы будут в
большей степени способствовать
достижению целей организации
в конкретной ситуации.
Развивающиеся
в последнее время гуманистические
идеи исходят из понимания
важности культурного феномена
в управлении. Сегодня многие
теоретики склонны ставить культуру
по силе воздействия на людей
вровень с другими методами
и способами управления организацией.
Влияние культуры
рассматривается в самом широком
контексте и становится одним
из ведущих объяснительных принципов
в понимании управленческих действий
и поведения людей, как в
настоящем, так и в будущем.
Управление рассматривает
культурный феномен в диапазоне
от организации (организационная
культура) до национального управления
(российская культура управления,
американская культура управления,
голландская культура управления,
японская культура управления
и др.)
Овладение новейшими
управленческими технологиями невозможно
без освоения организационно-культурного
подхода, дающего комплексное
понимание процессов эволюции
и функционирования различных
организаций с учетом глубинных
механизмов поведения людей в
многофункциональных и динамических
системах разного масштаба (организация,
орган управления, регион, страна).
Разные культуры
отличают людей одной организации
от другой. Люди создают ее
как механизм воспроизводства
социального опыта, помогающего
жить в своей среде и сохранять
единство и целостность при
взаимодействии с другими сообществами.
Выделяют следующие
основные исторические типы организационных
культур: органическую, предпринимательскую,
бюрократическую, партиципативную.