Школа классического научного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:27, доклад

Описание работы

Основные положения школы: Школа формулирует системы мер по рационализации не только производства, но и управления. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль. Основные принципы научного управления состоят в следующем:
разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени;
абсолютное следование разработанным стандартам;

Работа содержит 1 файл

школы мен.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

 Школа классического научного управления.

     Период: 1920-1950 г.

     Яркие представители: Ф. У. Тэйлор (1856–1915), Х. Эмерсон (1853–1931), Г. Гант (1861–1919), супруги Гилбрет (1920-е гг.), Г. Форд (1863–1947), Х. Хэтэуэй, С. Томпсон, А. Файоль (1841–1925), Л. Гьюлик и Л. Урвик (1930-е гг.), Дж. Муни, А. Рилей, Э. Бреч, Л. Аллен, М. Вебер, Хейнс, Мэсси, М. Фоллет, Р. Шелтон.

      Основные положения школы: Школа формулирует системы мер по рационализации не только производства, но и управления. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль. Основные принципы научного управления состоят в следующем:

  • разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени;
  • абсолютное следование разработанным стандартам;
  • подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут принести наибольшую пользу;
  • оплата по результатам труда ( меньшие результаты- меньше оплата, большие результаты- большая оплата);
  • использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
  • поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.

  

 Главным предметом исследований классической школы являлась работа

 Плюсы и минусы использования  в современной  практике: Эти принципы построения организации применимы и в  настоящее время. Использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами управления в организации за счет ускорения обработки информации. На мой вгляд, для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. Одним из недостатков школы классического научного управления было то, что до конца не осознавалась роли и значения человеческого фактора, который является основным элементом эффективности организации.  Главная заслуга школы классического научного управления состоит в том, что она выделила менеджмент как самостоятельную науку. Эта школа дала понимание того, что необходимо  проводить анализ выполненных работ. Также объяснила, что управление это взаимосвязанная цепь, состоящая из планирования, организации, контроля и т.д. 
 

Административно-функциональная школа управления. 

   Период: с 1920 - 1950 гг

 Яркие представители: А. Файоль, Дж. Муни, А. Рейли, Л. Гьюлик и Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтс, С. 0'Доннел, М. Вебер, Ч. Бернард.

 Основные  положения школы:  Образовалась из Классической школы. Приверженцев привлекали общие функции и принципы управления, функции менеджеров и руководителей на всех уровнях управления предприятием. Категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Пример представляет собой изложение 14 принципов управления Анри Файоля, многие из них до сих пор практически полезны:

 1. Разделение  труда. 

 2. Полномочия.

 3. Дисциплина.

 4. Единоначалие

 5. Единство  направления. 

 6. Подчинение  личных интересов общественным.

 7. Вознаграждение.

 8. Централизация.

 9. Скалярная  цепь.

 10. Порядок. 

 11. Беспристрастность.

 12. Стабильность  рабочего места.

  13. Инициативность.

 14. Командный  дух. 

 Плюсы и минусы использования  в современной  практике: Эта школа, так же как и классическая школа научного управления  не уделяла должного внимание работнику. Из-за того, что в главе управления ставилась стандартизация и рационализация операций задачи, а не человек, который делает работу, Административно-функциональная школа управления оказалась слабо эффективной в практической деятельности. Но данная школа внесла такие новые понятия как: стандартизация методов выполнения работ, отбор работников в соответствии с их способностями выполнять данную работу, обучение работников стандартизированным методам выполнения работы и осуществление материального стимулирования по результатам работы прочно вошли в практику менеджмента.  

 Школа человеческих отношений

 Период: 1930-1950гг.

 Яркие представители: Г. Мюнстерберг (1863-1916), М. Фоллетт (1868-1933), Э.Мэйо (1880-1949), Ч. Бернард (1887-1961), Вальтер Дилл Скотт (1869-1955) Ф. Ротлисбергер, Г. Саймон, А. Райс, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу, К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Домма, Дж. Баллантайн, Р. Черчмен, Р. Акофф, Е. Арноф.

 Основные  положения школы:  Идея — изучить, как формируются социальные группы и как они становятся производственным сообществом.  Человек рассматривался не как машина, а как социальное существо. Была разработана пирамида потребностей Маслоу, которая помогла выявить потребности рабочего для использования соответствующих методов мотивирования. Была создана Бихевиористская школа, цель которой  - помочь работникам осознать свой полный потенциал благодаря применению научных бихевиористских концепций, связанных с созданием организации и управлением ею. Научные направления и ключевые концепции школы человеческих отношений:

 1. Коллектив  - это особая социальная группа.

 2. Межличностные  отношения как фактор роста  эффективности и потенциала каждого  работника.

 Счастливый  рабочий — есть эффективный и производительный рабочий, утверждали представители этой школы. Как обеспечить ему это счастье?

 Плюсы и минусы использования  в современной  практике: К минусам  школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов. Плюсы же этой школы состояли в том, что последователи  рекомендовали использовать такие методы, как более эффективный контроль, консультации работников и предоставление им больших возможностей для общения на работе. Вкладом Бихевиористской школы стала концепция повышения эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. В настоящее время благодаря этой школе уделяется внимание использованию коммуникаций, групповой динамики, мотивации лидерства. К членам организации относятся, как к активным человеческим ресурсам.

 Школа науки управления (количественный подход)

 Период: 1950 –по настоящее время

 Яркие представители П. Дракер, Р. Паскаль, У.Оучи,  Т.Питере, Р. Уотерман, Э.Атос.

 Основные  положения школы:  Ученые полагали, что эффективность труда индивида зависит не только от его психологии, но и от сложнейших групповых (социальных) взаимосвязей внутри организации. В рамках формального и системного подхода ставит задачу внедрения в науку управления кибернетики, методов и аппарата точных наук. Представители этой школы исследовали: коммуникативные связи и равновесие организационных систем, вопросы мотивации труда (баланс «вклада» и «удовлетворения»), лидерства, стратегического планирования, принятия решений, взаимодействия человека и машины (индустриальная социология). Наибольшую значимость приобрел системный подход к управлению. Цель системного анализа заключается в оценке эффектов деятельности организации при минимуме затраченных ею ресурсов. Основные этапы системного анализа включают в себя:

  1. формулирование целей (как правило, в показательной форме);
  2. если необходимо, строится дерево целей с коэффициентами значимости всех целей;
  3. разработка альтернативных вариантов реализации цели(ей);
  4. оценки альтернатив решений (в цифровой форме);
  5. оценки эффектов и затрат для каждой альтернативы;
  6. выборе лучшего варианта, обеспечивающего минимум затрат при максимуме эффекта.

 Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают  особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных  ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

 Плюсы и минусы использования в современной практике: Плюсами науки управления является: замена словесных рассуждений моделями и количественными значениями, рассмотрение организации как целостной системы, принятие решение в соответствие с ситуацией, разработка стратегий, анализ управления в разных странах и экономических системах( теория ”Z”), применение инноваций  в организациях.  На мой взгляд, эта самая совершенная школа управления так как она обобщает опыт более ранних школ менеджмента и способствует выявлению математических закономерностей  в управлении. Учения школы разноплановы, то есть затрагивают как интересы работника, так и весь управленческий процесс. Плюсом данной школы также является- ее постоянно развитие, не прекращающиеся по сей день.

Информация о работе Школа классического научного управления