Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:42, реферат
Возникновение новых идей в области управления было связано с процессами, происходившими в промышленном производстве ряда стран. После окончания первой мировой войны установилась временная стабилизация экономики, которая была прервана разразившимся глубоким и продолжительным экономическим кризисом 1929-1933 гг. Прежние научные и классические подходы к управлению производством при всей их научности и практической ценности были не в состоянии обеспечить необходимый рост производительности труда.
Введение……………………………………………………………3
1. Менеджер и его задачи…………………………………………4
2. Системный и ситуационный подход к управлению…………5
3. Основные положения управления…………………………….6
Заключение………………………………………………………...7
Список использованной литературы…………………………….8
Министерство образования и
Сочинский государственный университет
Экономический факультет
Кафедра «Налоги и
по предмету «Менеджмент»
на тему:
«Школа человеческих отношений»
Ширяевой Элеоноры
Дата защиты_________________
Оценка_____________________
Введение…………………………………………………………
1. Менеджер и его задачи…………………………………………4
2. Системный и ситуационный подход к управлению…………5
3. Основные
положения управления…………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….8
Возникновение
новых идей в области управления
было связано с процессами, происходившими
в промышленном производстве ряда стран.
После окончания первой мировой
войны установилась временная стабилизация
экономики, которая была прервана разразившимся
глубоким и продолжительным
Практика
управления потребовала иных способов
руководства предприятиями, которые
учитывали бы не только возможности
лучшей организации, новой техники
и технологий, но и инициативу, энтузиазм
работников. Во второй половине 20-х
гг. в США начались исследовательские
работы ученых, как экономистов и
инженеров, так и социологов и
психологов. Возникло новое направление
научных исследований--
Возникновение
новых идей в области управления
было связано с процессами, происходившими
в промышленном производстве ряда стран.
После окончания первой мировой
войны установилась временная стабилизация
экономики, которая была прервана разразившимся
глубоким и продолжительным
Э. Мэйо, видный специалист в области менеджмента, с группой инженеров провел ряд научных экспериментов в компании «Вестерн электрик», впоследствии ставших известными как «Хоуторнские эксперименты». Результаты проделанной работы Э. Мэйо позволили повернуть управленческую мысль в сторону ориентации на человека и социальные стороны производственного процесса, а также на роль коллектива в успешной работе всего предприятия.
Менеджер — руководитель или управляющий, отвечающий за определённое направление деятельности предприятия (менеджер по персоналу, инвестиционный менеджер, менеджер по связям с общественностью, финансовый менеджер, банкетный менеджер, риск-менеджер, бренд-менеджер, экаунт-менеджер, менеджер по продажам), музыкальный менеджер, управляющий проектом (менеджер проекта) или целой компанией (топ-менеджер). В последнее время к менеджерам причисляют всех лиц, ответственных за определённое направление, в том числе и неруководящих должностей.
Менеджер должен заботиться о формировании
коллектива, сплачивать его вокруг
себя, создавать атмосферу
Период развития школы человеческих отношений и поведенческой концепции в нашей стране приходится на годы первых пятилеток, когда господствовал трудовой энтузиазм, стремление к приобретению технических специальностей и инженерного образования, диктуемых потребностями индустриального развития страны. На предприятиях возникло новое движение - ударничество, которое стало широко использоваться в практике управления.
Место капиталистической
конкуренции заняло соревновани
Управление коллективами, ведущими соревнование, было ориентировано в большей степени на моральное поощрение его участников.
Материальное стимулирование здесь просматривалось весьма слабо, что в последующем привело к потере интереса к соревнованию, ибо, как бы человек ни работал, а получал все равно столько же.
За последнее
время в обиход прочно вошло понятие
«система», ставшее модным словом. Система
отражает весьма сложные стороны
общественного производства и в
целом общественной жизни. Привычными
стали понятия система
Не удивительно, что в теории и практике управления также частым стало употребление понятия системы. Системный подход к управлению производственными и иными видами деятельности человека не является плодом кабинетных размышлений. Он берет свое начало в практической работе, в потребности управления людьми. Теоретики менеджмента лишь обобщили то, что было рождено практикой, конкретными условиями развития производительных сил.
Становление
и развитие массового поточно-конвейерного
производства объективно привели к
росту численности инженерно-
Менеджеры стали применять на практике системный анализ, теорию принятия решений, эргономику, систему сбора и обработки информации, вести контроль качества.
От руководителей
предприятий потребовался новый
подход во всех областях управления. Управленческие
решения стали приниматься в
зависимости от множества факторов,
которые ранее не имели такого
большого значения. Усложнились техника
и технологии, меняющаяся рыночная
конъюнктура обусловила необходимость
быстрой и качественной перестройки
машин и механизмов, гибких технологий,
всего производственного
Э. Мэйо, видный специалист в области менеджмента, с группой инженеров провел ряд научных экспериментов в компании «Вестерн электрик», впоследствии ставших известными как «Хоуторнские эксперименты». Результаты проделанной работы Э. Мэйо позволили повернуть управленческую мысль в сторону ориентации на человека и социальные стороны производственного процесса, а также на роль коллектива в успешной работе всего предприятия. Его выводы состоят в следующем:
а) четко разработанные трудовые операции и высокая заработная плата не всегда приводят к повышению производительности труда;
б) внутренние силы взаимодействия в коллективе или группе работников между собой могут превзойти усилия руководителей;
в) поведение человека на работе и результаты его труда во многом зависят от социальных условий и отношений между рабочими и менеджером;
В отличие от Ф. Тейлора, Э. Мэйо считал, что рабочий по своей природе не ленив и если ему созданы необходимые условия, то он будет проявлять инициативу и трудолюбие.
Эти положения по-новому ставили вопросы взаимоотношений работников и требовали отношения к человеку на работе как к личности с ее социально-психологическими качествами и чертами.
К таким же выводам пришла и доктор социологии Мери Паркер Фоллет (1868-1933), которая одна из первых определила сущность менеджмента как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных отношений с рабочими и стать их лидером, всегда считаться со складывающейся ситуацией, действовать исходя из конкретных условий, а не из предписанных функций управления.
Со
второй половины 30-х гг. школа человеческих
отношений дополнилась поведенч
Дуглас Мак-Грегор разработал теорию двух типов поведения человека на работе и в соответствии с этим двух способов управления работниками. Это теории «X» и «Y». По теории «X», люди в данной организации изначально ленивы и стремятся избегать лишней работы, они работают только по принуждению и желают, чтобы ими управляли. По теории «Y» - работа для здорового человеческого организма является потребностью, следовательно, менеджер должен обеспечить такие условия, при которых работник мог бы удовлетворять не только физиологические, но и духовные потребности.
Основатель
школы административного
В этой доктрине представлена система принципов управления (администрирования):