Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 01:59, реферат
На рубеже 20-х-30-х годов стали формироваться предпосылки, двумя десятилетиями позже приведшие к качественно иной ситуации в управлении.
В условиях начавшегося в те годы перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования назрела необходимость поиска новых форм управления, характеризующихся более выраженным социологическим и психологическим уклоном.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
КАДРОВ
РЕФЕРАТ
ТЕМА:
ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ОТНОЩЕНИЙ И ЕЁ ДОСТИЖЕНИЯ
БРЕСТ 2011
ВВЕДЕНИЕ
На рубеже 20-х-30-х годов стали
формироваться предпосылки,
В условиях
начавшегося в те годы перехода от
экстенсивных к интенсивным методам
хозяйствования назрела необходимость
поиска новых форм управления, характеризующихся
более выраженным социологическим
и психологическим уклоном. Цель
этих методов заключалась в
К проблемам мотивации труда,
«человеческого фактора», и обратились
в 30-е годы теоретики
менеджмента. Согласно представлениям
некоторых из них, рационализация индустриального
производства в немалой степени зависит
от совершенствования социальной организации
предприятия, не ограничивающейся чисто
материальными элементами, а распространяющейся
на этические2 нормы и психологию
работников. В это время возникла потребность
приведения масштаба административных
структур в соответствие с потребностями
экономики массового производства и распределения.
Рационализация в использовании материальных
ресурсов и научный менеджмент производственных
процессов в известной степени позволили
удовлетворить ее. Началась эпоха небывалого
усиления экономической эффективности
производства. Однако вскоре пришло осознание
того, что, если индустриальная цивилизация
хочет выжить в будущем, ей необходимо
выработать новое понимание роли человеческой
мотивации и поведения людей в организации
бизнеса, исходя из того, что человеческое
поведение чаще мотивируется не логикой
или фактами, а чувствами.
ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ Отношений
Двух ученых-Мери Паркер
Лидером движения за внедрение
новых форм и методов
Знаменитые эксперименты
Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает А. Маслоу, являются, в основном, неэкономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Основываясь на этих выводах,
исследователи психологической
школы полагали, что если руководство
проявляет большую заботу о
своих работниках, то и уровень
удовлетворенности работников
Исходно теоретики «человеческих отношений» в своих трудах придерживаются следующей аргументации: в доиндустриальном обществе человек знал свое место, свое будущее и в нем царила социальная солидарность; патриархальная система, возникшая на базе семьи и отношений родства, давала человеку удовлетворенность в труде и до некоторой степени в общественной жизни. Фабричная система и сопутствующий ей процесс обособления личности разрушили былую общественную солидарность, оторвав индивида от его естественной социальной основы. В первую очередь из-за роста крупномасштабных организаций, в которых характер социальных отношений сместился от персонифицированных к формально-безличностным зависимостям. В итоге сформировался образ жизни, лишенный нравственных ценностей, без корней, с утраченной индивидуальной самобытностью людей, канувшей в Лету заодно с традиционными узами и святынями, столь долго и безотказно обеспечивающих целостность и целеустремленность человеческого существования. Получившая широкое распространение социальная анонимность, в конце концов, привела к деформации, как личной жизни людей, так и к дезорганизации производственных коллективов, отчетливо проявившейся в чувстве никчемности, в ощущении невосполнимых утрат и в глубоком разочаровании достижениями индустриальной цивилизации. Ухудшение социального климата на предприятиях негативно отражалось на экономических показателях их деятельности. Все это вызывало тревогу среди предпринимателей и менеджеров.
Исследования Элтона Мэйо.
По мнению Э. Мэйо, любая трудовая организация обладает единой и интегрированной социальной структурой, основные тезисы которой сводятся к следующему:
Задача менеджмента на этом этапе состояла также в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организаций, значение которых было выявлено при исследовании бюрократической модели управления, развить плодотворные неформальные контакты. Они, как показали проведенные Э. Мэйо и его сотрудниками эксперименты, весьма существенно влияют на результаты совместной производственной деятельности людей. Исследования Хоторнском заводе (штат Иллинойс), принадлежащем компании « Вестерн Электрик», продолжавшиеся 12 лет (1924 – 1936), выявили феномен неформальной группы в структуре производственного процесса, отношения между членами которой оказывали ощутимое воздействие на ритмику и производительность труда. Выяснилось, например, что группе присуще стремление разрабатывать свои собственные нормы, ценности и позиции, устанавливать строгий социальный контроль над поведением отдельных членов коллектива в процессе труда. Исследования показали далее, что неформальные группы – это естественно сложившиеся социальные образования, переросшие поведенческие рамки, созданные формальной структурой организации. По утверждению Э. Мэйо, фактор сотрудничества в группе является чрезвычайно важным обстоятельством, по своей значимости сопоставимым с самим менеджментом. Иными словами, неформальные отношения в процессе производства были признаны за весомую организационную силу, способную либо бойкотировать распоряжения менеджмента, либо способствовать проведению его установок в жизнь. Поэтому неформальные отношения ни в коем случае нельзя пускать на самотек, ими следует научиться управлять на базе сотрудничества между рабочими и администрацией.
В этом контексте3 ясно, почему основные усилия Э. Мэйо были направлены на поиск средств установления сотрудничества рабочих как друг с другом, так и с администрацией. Он осуждал утрату «духа солидарности» и «чувства общности» в современных ему организациях, стремился разработать конкретные пути замены безличностных производственных отношений более тесными человеческими контактами. Согласно концепции мэйоизма, каждый менеджер должен стремиться к равновесию между технической и социальной сторонами предприятия, содействовать устойчивости социальной организации таким образом, чтобы индивиды, сотрудничая друг с другом для достижения общей цели, могли получать личное удовлетворение составляющее основу их стремления к кооперации. Тем самым формальная организация как бы подкреплялась неформальными структурами, причем последние уже не расценивались как ущербные, а, напротив, признавались необходимым компонентом эффективной деятельности всего предприятия.
Исследователи человеческих
К 1970 году управление человеческими
отношениями конституировалось
в специальную управленческую
функцию, получившую
Информация о работе Школа человеческих отношений и её достижения