Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:47, реферат
А. Файоль был по социальному положению и менеджером по интересам и личным качествам. Файоль являл собой личность неординарную, творческую, с разнообразными интересами и широкой эрудицией. Его притягивали философские и общенаучные аспекты менеджмента, осмысление его исторической и социальной роли в развитии современного общества, общие принципы организации и управления персоналом.
Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем – в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката.
А. Файоль был по социальному
положению и менеджером по интересам и
личным качествам. Файоль являл собой
личность неординарную, творческую, с
разнообразными интересами и широкой
эрудицией. Его притягивали философские
и общенаучные аспекты менеджмента, осмысление
его исторической и социальной роли в
развитии современного общества, общие
принципы организации и управления персоналом.
Анри Файоль (1841-1925) был по образованию
горным инженером. Будучи французом по
происхождению, он всю жизнь проработал
во французском горно-металлургическом
синдикате компании «Комамбо», сначала
в должности инженера, а затем – в главном
управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим
директором синдиката. В момент его назначения
на пост генерального управляющего компания
находилась на грани банкротства. К моменту
выхода Файоля в отставку (1918) концерн
превратился в одно из крупнейших, эффективно
работающих предприятий, что способствовало
обороноспособности Франции во время
первой мировой войны.
Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил
Центр административных исследований,
который занимался выполнением заказов
по проведению исследований в различных
сферах экономической деятельности (табачная
промышленность, почтово-телеграфное
ведомство). Файоль был награжден орденом
Почетного легиона и другими государственными
наградами, имел высокие научные звания.
Файоль считается родоначальником классической
школы. В своих исследованиях он исходил
не из американского, а из европейского,
в частности французского, опыта организации
и управления производством. Главное внимание
он уделял непосредственно самому процессу
управления, который он рассматривал как
функцию администрирования, предназначенную
для оказания помощи административному
персоналу в достижении целей организации.
Основным трудом Файоля является его работа
«Общее и промышленное управление», написанная
в 1916 г. и переизданная в СССР (1923) с предисловием
А. К. Гастева. В данной книге он обобщил
управленческий опыт и создал логически
стройную систематическую теорию менеджмента.
В основе концепции Файоля лежало положение
о том, что во всяком предприятии имеется
два организма: материальный и социальный.
Первый включает сам труд, средства труда
и предметы труда в их совокупности, под
вторым он подразумевал отношения людей
в процессе труда. Эти отношения и стали
предметом исследований Файоля, т.е. он
сознательно ограничил область своих
изысканий.
Файоль старался обосновать необходимость
и возможность создания особой науки управления
людьми как части общего учения об управлении
предприятием.
Школа административно-
Во Франции теория административно-
Однако классиком теории административно-
Одним из крупнейших заказов, выполненных
Центром административных исследований,
стало изучение организации работы почтово-телеграфного
ведомства. Этой и другим проблемам реформы
государственного управления, общественных
учреждений и системы образования А. Файоль
уделял значительное внимание в своей
деятельности. Он также первым поставил
проблему организованного обучения менеджменту
во Франции.
А. Файоль дал классическое определение
научному управлению: «Управлять — значит
предвидеть, организовывать, распоряжаться,
координировать и контролировать;
предвидеть, то есть учитывать грядущее
и вырабатывать программу действия;
организовывать, то есть строить двойной
— материальный и социальный — организм
учреждения;
распоряжаться, то есть заставлять персонал
надлежаще работать;
координировать, то есть связывать, объединять,
гармонизировать все действия и все усилия;
контролировать, то есть заботиться о
том, чтобы все совершалось согласно установленным
правилам и отданным распоряжениям».
Согласно Файолю, управление любой организацией
(и государственным учреждением в том
числе) включает шесть основных групп
функций: технические, коммерческие, финансовые,
страховые, учетные и административные.
Причем административные функции являются
главными, определяющими. Ни в одну из
пяти предыдущих функций не входит задача
выработки общей программы работы учреждения,
подбора его рабочего состава, координирования
усилий, гармонизации действий. Все это
составляет задачу административных функций,
и именно поэтому им принадлежит лидирующая роль.
А. Файоль сформулировал 14 общих принципов
управления :
1. Разделение труда — позволяет сокращать
число объектов, на которые должно быть
направлено внимание и действие, что способствует
повышению количества и качества производства
при затрате тех же усилий.
2. Власть — право отдавать распоряжения
и сила, принуждающая им подчиняться. Власть
немыслима без ответственности, т.е. без
санкции — награды или кары, — сопровождающей
ее действие. Ответственность есть венец
власти, ее естественное следствие, ее
необходимый придаток.
3. Дисциплина — повиновение, усердие,
деятельность, манера держать себя, внешние
знаки уважения, проявляемые соответственно
установленному между предприятием и
его служащими соглашению.
4. Единство распорядительства — служащему
может давать два приказания относительно
какого-либо действия только один начальник.
5. Единство руководства — один руководитель
и одна программа для совокупности операций,
преследующих одну и ту же цель.
6. Подчинение частных интересов общим
— в организации интересы служащего или
группы служащих не должны ставиться выше
интересов предприятия; интересы государства
должны быть выше интересов гражданина
или группы граждан.
7. Вознаграждение персонала — должно
быть справедливым и по возможности удовлетворять
персонал и предприятие, нанимателя и
служащего; поощрять усердие, компенсируя
полезное усилие.
8. Централизация — должна быть принята
или отвергнута в зависимости от тенденций
руководства и от обстоятельств; дело
сводится к нахождению степени централизации,
наиболее благоприятной для предприятия.
9. Иерархия — ряд руководящих должностей,
начиная с высших и кончая низшими, тот
путь, по которому, проходя все ступени,
следуют бумаги, идущие от высшей власти
или адресуемые ей.
10. Порядок — определенное место для каждого
лица и каждое лицо на своем месте.
11. Справедливость — чтобы поощрять персонал
к исполнению своих обязанностей с полным
рвением и преданностью, надо относиться
к нему благожелательно; справедливость
есть результат сочетания благожелательности
с правосудием.
12. Постоянство состава персонала — текучесть
кадров является одновременно причиной
и следствием плохого состояния дел.
13. Инициатива — свобода предложения и
осуществления планов.
14. Единение персонала — сила предприятия
в том, чтобы использовать способности
всех, вознаграждать заслуги каждого,
не нарушая гармонии отношений.
Информация о работе Школа административно-государственного управления А.Файоля