Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:56, реферат
Объектом исследования является самоорганизация работников МОУ "Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева".
Цель работы рассмотреть теоретические основы на тему самоорганизация, исследовать самоорганизацию работников МОУ "Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева" и предложить методы по повышению самоорганизации персонала.
Введение
Глава 1. Теоретические основы самоорганизации управленческого труда
1.1 Понятие самоорганизации управленческого труда
1.2 Виды самоорганизации
1.3 Самоорганизация в деятельности руководителей
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические
основы самоорганизации
1.1 Понятие самоорганизации
управленческого труда
1.2 Виды самоорганизации
1.3 Самоорганизация
в деятельности руководителей
Заключение
Список использованной
литературы
Приложения
Введение
Сегодня в век высокой конкуренции люди должны саморазвиваться для достижения определенной цели в своем профессиональном деле. Для того чтобы стать лучшим, не обязательно ждать указаний от руководителей, можно сделать что-то и самому. Ведь, самоорганизация эффективна не только для предприятия, но и для человека, так как самоорганизация - это процесс саморазвития, а саморазвитие это еще одно составляющее личного успеха человека.
Актуальность работы состоит в том, что во все времена ценились умные и любящие труд люди, и главным составляющим этих людей был потенциал их самоорганизации. Это совершенно естественно, особенно если говорить о руководителях, поскольку, собираясь организовывать других, руководитель, прежде всего, должен организоваться сам, он должен показывать пример преуспевающего во всем начальника, он должен быть лидером, авторитетом.
Наука о самоорганизации и самоуправлении человека носит название самоменеджмент. Сюда же можно отнести и самодисциплину: умение держать себя в руках, управлять своим поведением; умение подчинять свои действия определенным требованиям, принципам.
Цель самоорганизации
руководителя - наилучшим образом
использовать собственные возможности,
время, сознательно управлять
Подсистема саморазвития
в системе управления отражает возникновение
таких качеств, как стремление к
самосовершенствованию, гибкость и
адаптивность к изменениям, ориентация
на новшества, поиск и разработка
прогрессивных идей и ускоренное
введение их в практику функционирования
системы управления. Более того,
подсистема саморазвития является генератором
этих качеств, она же несет в себе
механизм их воспроизводства, закрепления,
распространения и
Важнейшим направлением функционирования подсистемы саморазвития является развитие кадров системы управления. Это обусловлено тем, что единственно возможным реальным движением системы управления может быть только движение ее кадров, по вертикали - должностное продвижение, по горизонтали - смена профиля работ и рабочего места и вглубь - улучшение поведения и способностей в общении, рост позитивного отношения к работе, повышение профессиональной квалификации, производственного кругозора и навыков работы, овладение смежными профессиями и современными средствами обработки и передачи информации.
Объектом исследования является самоорганизация работников МОУ "Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева".
Цель работы рассмотреть
теоретические основы на тему самоорганизация,
исследовать самоорганизацию
В процессе работы использовались
абстрактно-логический метод, графический
метод, метод сравнений.
Глава 1. Теоретические
основы самоорганизации
1.1 Понятие самоорганизации управленческого труда
В каждой организации
имеются регламентирующие документы
на систему управления организации
(уставные документы, законодательные
и нормативные акты и т.д.). Однако
наряду со штатным управленческим процессом
в организации происходят процессы,
связанные с
Самоуправление и
самоорганизация свойственны
Самоорганизация может
рассматриваться как процесс
и как явление. Сущность ее как
процесса состоит в формировании
совокупности действий, ведущих к
созданию устойчивых реакций в системе.
Сущность самоорганизации как явления
состоит в объединении
Самоорганизацию как явление открытых систем изучает такая наука, как синергетика.
Самоорганизация проявляется в том, что в каждом человеке, в каждом работнике, члене трудового коллектива заложены огромные творческие возможности не только исполнения трудовых заданий, но и налаживания самого процесса организации работы, способность управления своим потенциалом не по указанию сверху, а исходя из собственных целей.
Самоуправление означает делегирование полномочий руководителей организации вниз по иерархической лестнице на уровень коллектива работников, вплоть до каждого рабочего места, и соответствующее принятие этих полномочий низовыми звеньями.
Самоорганизация и самоуправление - это единый процесс, благодаря которому управленческое воздействие получает новый источник, берущий начало изнутри объекта управления.
Самоорганизация и самоуправление основываются на многовековом человеческом опыте, свидетельствующем о том, что человека трудно заставить хорошо делать что-либо "из-под палки", что только пробуждение внутренней мотивации способно полностью реализовать творческий потенциал работника.Сокращение объема управленческой работы руководителя путем делегирования части его полномочий на нижние уровни управления; разделение управленческих задач по функциональному признаку; придание управлению правового характера, регламентирование управленческого процесса; упорядочение управленческого процесса, наделение его признаками автоматизма; создание возможности связи управления и организации с мотивами трудовой деятельности работника; передача на нижние уровни управления не только части распорядительных функций, но и ответственности за их исполнение; расширение возможностей самоконтроля работника, который в ряде случаев становится единственным способом оценки эффективности и качества труда.
Успешность самоорганизации и самоуправления во многом объясняется тем, что работник все больше становится не только производителем продукции, но и ее потребителем. При этомкачество управления процессом собственного труда обеспечивает качество потребляемых им товаров, т.е. качество жизни самого работника.
Построение самоуправления
стало возможным лишь с началом
демократических преобразований в
жизни российского общества, появлением
в нашей стране понятия "прав человека",
создания механизма защиты этих прав.
Развитие самоорганизации и самоуправления
означает раскрепощение личности человека
труда, превращение его из безликого "винтика"
в самодействующего и ответственного
субъекта производства[1].
1.2 Виды самоорганизации
Выделяют техническую, биологическую и социальную самоорганизацию.Техническая самоорганизация (как процесс) основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет). Как явление техническая самоорганизация - это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования. Среди них различают самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.
Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление).
Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентации, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации. Самоорганизация реализуется путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Как явление социальная самоорганизация - это конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы.
1.3 Самоорганизация в деятельности руководителей
Основным инструментом становления профессионального руководителя является потенциал его самоорганизации. Это совершенно естественно, поскольку, собираясь организовывать других, профессионал, прежде всего, обязан организоваться сам. Понятие самоорганизации включает не только осознанные, но и инстинктивные, а возможно, и иные начала, что требует более подробного определения ее сущности, содержания и форм реализации. Вместе с тем наиболее контрастно самоорганизация руководителя проявляется в стиле руководства, которое реализуются руководителем на практике. И это во многом определяет как результат его деятельности, так и результат функционирования всей организации в целом.
Механизм самоорганизации
генетически свойственен любому
человеку. Такой механизм является
основой обеспечения
Особое значение
самоорганизация приобретает
Осуществляя руководство в организации, он широко и разнообразно использует этот подход, ставя себя на место того или иного из своих подчиненных, проецируя, таким образом, собственную самоорганизацию на их поведение. В конечном счете, это приводит к построению определенной модели формирования и взаимодействия самоорганизации руководителя условно представляющейся следующим образом (рис.1).
Рисунок 1 - Формирование самоорганизации руководителя.
Самоорганизация руководителя отражает модель, эталон, "кондуктор" анализа и оценки конкретных действий подчиненных или контрагентов. Такая модель позволяет адаптировать его понимание и реакцию на действия окружающих. Эта роль самоорганизации руководителя приобретает всеобщее значение и развитие в тех достаточно частых ситуациях, когда им реализуется приоритетно-субъективный подход. На практике это означает, что руководитель предлагает подчиненным собирать информацию так, как он это привык делать сам, аналогично анализировать и оценивать ее значение, вырабатывать и реализовывать решения.
Далеко не всегда
недостатки и просчеты такого подхода
адекватно оцениваются как
Разъяснение подхода к самоорганизации вместе с освоением комплекса профессиональных знаний должно обеспечиваться в процессе обучения руководителя основам управленческих систем и процедур. При этом мы подчеркиваем особое значение, придаваемое программам прикладной профессиональной подготовки, развитию и применению ассоциативных основ самоорганизации руководителя. Вместе с тем приведенный выше пример убедительно показывает, что самоорганизация, реализуя ее субъективную составляющую, свойственна не только начальному, но и любому периоду профессиональной деятельности руководителя.