Руководитель, его личность и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 01:41, контрольная работа

Описание работы

Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления — руководство.
На данный момент определение профессионально важных качеств руководителя является актуальной темой, т. к. эти качества обеспечивают эффективность его деятельности.

Работа содержит 1 файл

Основы психологии и педагогики.docx

— 24.62 Кб (Скачать)
      1. Руководитель, его личность и деятельность.

   Руководитель  осуществляет важнейшую функцию  управления — руководство. 

   На  данный момент определение профессионально  важных качеств руководителя является актуальной темой, т. к. эти качества обеспечивают эффективность его деятельности.

   Среди многообразия моделей можно выделить две отечественных модели

профессиограмм руководителя. В профессиограмме руководителя, предложенной В.М. Шепелем, три блока качеств руководителя:

     1. Общие качества:

    • незаурядный      интеллект
    • фундаментальные      знания
    • достаточный      опыт

      2. Конкретные качества:

    • идейно-нравственные  (мировоззрение, культура)
    • научно-профессиональные (знания, опыт, компетентность)
    • организационные   (работа с кадрами)
    • психофизические (здоровье, развитость воображения, память, волевая подготовка)

  3. Специфические личностно-деловые качества:

    • коммуникабельность
    • эмпатичность      (умение сопереживать)
    • способность      к психоанализу (самооценка, самоконтроль)
    • стрессоустойчивость
    • красноречивость
    • визуальность (внешняя привлекательность)

  Наиболее удачным можно признать подход Р.Л. Кричевского. Он выделяет следующие качества современного руководителя:

    • высокий профессионализм (знание сути и особенностей своей специальности)
    • ответственность и надёжность
    • уверенность в себе, умение влиять на своих подчинённых
    • самостоятельность (своя точка зрения в известных пределах)
    • способность к творческому решению задач, стремление к достижениям (теоретический и практический интеллект)
    • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость (контроль эмоциональных проявлений)
    • коммуникабельность, общительность, близость к подчинённым.

     Существует  множество различных подходов к  определению основных качеств. Наиболее часто встречаются следующие качества:

  • интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;
  • инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;
  • уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;
  • «фактор геликоптера», или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте.

   Результат труда руководителя — решение, т. е. специфический вид информации, направляющей функционирование и развитие трудового коллектива.

   Предпосылки возрастания роли  руководителя:

  • количественные и качественные изменения в производстве;
  • длительность хозяйственных процессов;
  • возрастание роли неэкономических факторов (хозяйственных, политических, социальных, психофизических);   
  • рост объема знаний;
  • повышение культурного и образовательного уровня сотрудников.

 

    Руководитель  осуществляет следующие функции:

          1.Производственные функции руководителя:

Обеспечение нормального, скоординированного, ритмичного хода производства (исследований, разработок) и непрерывное, систематическое повышение эффективности производства.

      2. Экономические функции:

Анализ  хозяйственной деятельности, мобилизация  резервов, выявление слабых мест в  управлении, совершенствование управления, планирование.

   3. Организаторские функции:

• объединение  усилий работникбв в колдективе, обеспечение эффективного управления;

• постановка перед коллективом общих задач, включающих в себя текущие, перспективные, локальные задачи, взаимосвязанные  и согласованные друг с другом, и распределение их по подразделениям;

• определение  путей решения поставленных задач, руководство разработкой планов социально-экономического развития, коллективный выбор путей и средств их решения, определение конечных результатов;

• руководство  формированием систем управления (структура, кадры, техника);

• организация  работы аппарата управления, разработка, принятие, реализация различных управленческих решений, расстановка работников, побуждение их к деятельности, координация деятельности, контроль. 

      Требования  к руководителю:

Нравственные  требования

  •   ответственность, добросовестность, честное отношение к делу;

  •   участие в общественной жизни;

  • дисциплинированность — внутреннюю потребность действовать в соответствии с правилами, установленными в обществе;

  • человечность — чуткое и внимательное отношение людям, их нуждам;

решения и проводить их в жизнь на основе наиболее полного владения передовыми знаниями, формами и методами работы.

Компетентность  предполагает наличие:

  • знаний, умений, навыков, их квалифицированное применение при решении задач, стоящих перед коллективом;

  • знания законодательства по вопросам организации труда;

  •знания принципов состязательности в труде, методов организации совместной работы, оценки, расстановки и воспитания членов коллектива.

Социально-психологические  требования:

  • чувство коллективизма — вера в силу и возможности коллектива;

  • общительность — коммуникабельность, умение вступать в контакт с людьми;

  • культура общения — умение кратко, ясно и четко выразить свои мысли, умение слушать собеседника и уважать его мнение;

  • самообладание — умение сохранять спокойствие и рассудительность в экстремальных ситуациях.

Интеллектуально - волевые требования:

  •  умение видеть назревшие проблемы, четко их формулировать, своевременно принимать меры по их решению; чувство нового — умение видеть перспективу развития коллектива, активно участвовать в нововведениях и содействовать новаторству членов коллектива;

  • творческий подход к делу — умение мыслить и решать проблемы коллектива нестандартно;

  • настойчивость — способность доводить все до конца, устранять преграды.

Организаторские требования:

  • деловитость — стремление опираться на точное знание фактов, действительное положение дел, умение оперативно и четко проводить деловые беседы, собрания;

  • целеустремленность — умение сконцентрировать силы и ресурсы коллектива на достижении поставленных целей, не распыляясь на мелочи;

  • предприимчивость — своевременность в оценке меняющихся ситуаций, принятие и реализация новых решений;

 • распорядительность — способность своевременно и ясно ставить задачи, фиксировать их, обязательно контролировать их исполнение;

• организаторское  чутье — умение разбираться в  людях, налаживать организаторскую  работу, выявлять психологические особенности  подчиненных, учитывая их при расстановке  кадров;

• общественная энергичность — способность заражать подчиненных своей энергией и  уверенностью, активизировать их деятельность;

• умение планировать и организовывать свой труд, распределять силы и время, регламентировать трудовой день. Педагогические требования:

• умение воспитывать подчиненных целеустремленно, ненавязчиво, устранять отрицательные  и закреплять положительные качества;

• способность  налаживать и поддерживать дисциплину, правильно и своевременно применять  меры поощрения и наказания;

• умение создавать в коллективе атмосферу  взаимопомощи;

• умение подготовить и прочитать лекцию, доклад, провести собеседование. 
 
 

      1. Стили руководства  и управления.
 

      Стили руководства:

  1. Авторитарный – концентрация власти у одного руководителя. Сам принимает решения, жестко определяет деятельность подчиненных. Минимум информации для подчиненных. Использование прямых методов побуждения. Деятельность подчиненных строго контролируется. Не принимает критику со стороны подчиненных.
  2. Демократический – руководитель децентрализует свою власть. Консультируется с подчиненными. Рабочие получают достаточно информации. Инициатива стимулируется. Руководитель допускает элементы коллективного самоуправления. Используются косвенные методы побуждения (советы, пожелания). Руководитель принимает критику со стороны подчиненных. Использует все виды власти, но особенно – власть на поощрении и власть примера.
  3. Либеральный – властные полномочия используются слабо. Воздействие на работников происходит через просьбы.
 
 
 
      1.  Управленческое общение.
 

      3.Управленческое  общение – целевое общение  между субъектом и объектом  управления в социальной организации,  осуществляемое знаковыми средствами, обусловленными потребностью управления.   

      Формы управленческого общения:

  1. субординационная – между руководителем и подчиненными
  2. служебно-товарищеская – общение между коллегами
  3. дружеское – общение между руководителями, подчиненными, в основе которых морально-психические нормы воздействия
 

      Структура управленческого общения:

  1. коммуникативная сторона – субъект и объект обмениваются разного рода информацией, настроением, интересами.
 

      Особенности:

  • характер процесса обратной связи
  • наличие коммуникативного барьера
  • наличие феномена коммуникативного влияния
  • существование различных уровней передачи информации
 

      Вербальные  средства коммуникации:

  • речь
  • интонация
  • неречевые вкрапления (паузы)
  • невербальные (мимика, жесты, пантомимика, контакт глазами)
 
      
  1. интерактивная сторона
    • либерал
    • организатор
    • манипулятор
    • пессимист
    • диктатор
 
      
  1. персептивная  сторона

      Функции управленческого общения

  • социализирующая
  • контактная
  • координационная
  • понимания
  • мотивная
 

      Жанры управленческого общения:

  • приказ – решение принято
  • беседа – управление решение не принимает, вырабатывает
  • корректировка ранее принятого решения
  • совещание
  • отчет

Информация о работе Руководитель, его личность и деятельность