Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:09, реферат
Профессиональная управленческая деятельность имеет давнюю историю и глубокие традиции, отражающие специфические требования к личности менеджера. Массовый характер профессии и ее традиционная значимость наряду с усиливающейся тенденцией к возрастанию зависимости жизнеспособности организаций от эффективности управления побуждают к уточнению и систематизации представлений о том, каким должен быть профессиональный менеджер.
Роль способностей в профессиональной подготовке руководителя
Профессиональная
Целесообразность специальной и непрерывной профессиональной подготовки в области менеджмента обусловлена рядом причин. Первоначальная идея обеспечения эффективности управления за счет подбора людей, обладающих «чертами лидера», оказалась далеко не универсальной. Кроме того, даже если человек обладает способностью к управлению людьми, для ее успешной реализации необходимы специальные знания и умения. Значительное влияние на успешность управленческой деятельности оказывает стиль управления людьми. Осознание этого и совершенствование собственного стиля воздействия также могут стать предметом специальной подготовки менеджера.
Интенсивность происходящих в обществе изменений создает ситуацию, которая требует постоянного обновления знаний, освоения новых подходов. В менеджменте традиционные школы и методы управления исчерпывают свои возможности, не отвечая в полной мере требованиям настоящего и будущего, и многим менеджерам необходимо постоянно переучиваться для того, чтобы соответствовать этим требованиям.
При подготовке менеджеров необходимо принимать во внимание смещение смысла и целей образования в сторону идеи самовыражения и полного раскрытия возможностей и способностей личности. Концепции обучения, в основе которых лежит передача опыта предыдущими поколениями, больше не действуют эффективно.
Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:
- на уровне задач деятельности менеджера;
- на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности.
На основе управленческой
деятельности менеджера можно выделить
следующие профессионально
Организаторские качества,
характеризующиеся умением
Наиболее важными из них являются:
- избирательность - способность
адекватно, без искажения
- самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках;
- контакт - способность
устанавливать меру
- способность предъявлять
адекватные требования в
- способность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении;
- способность заряжать
своей энергией других людей,
активизировать их.
Помимо этого, можно отметить и такие организаторские
качества как:
- целеустремленность - умение поставить
четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;
- гибкость - способность
реально оценивать
- работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
- настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
- самостоятельность - способность
осуществлять деятельность, опираясь
на собственные возможности
- дисциплинированность - подчинение
установленному порядку,
- инициативность - умение
действовать энергично,
Общей основой развития менеджера
как специалиста и как
Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества, включая:
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации
при разрешении конфликтных
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Менеджер в своей деятельности
постоянно осуществляет три вида
общения:
- субординационное, или общение при взаимодействии
руководителя и подчиненных.
- служебно-товарищеское - это
общение между руководителями-
- дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.
В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.
Умение устанавливать
деловые контакты, располагать к
себе людей зависит от манеры поведения.
Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться
в любой обстановке, упрощают налаживание
контактов, расширяют возможности
оказывать влияние на людей.
Кроме того, важное значение имеют и мотивационно-волевые
качества менеджера:
- стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
- добросовестность (внимание,
порядочность, честность, точность,
признание со стороны
- свобода (самоопределение, открытость);
- компетентность (разговорчивость, общительность, готовность к
обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к
организации, уверенная манера держать себя).
Также следует отметить и
предпринимательские качества менеджера,
потенциал которых зависит от
умения предвидеть и быстро оценивать
ситуацию рассчитать возможные результаты,
умения разумно рисковать.
Наиболее важным качеством менеджера
является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость
- это способность противостоять сильным
отрицательным эмоциональным воздействиям,
вызывающим высокую психическую напряженность,
поскольку деятельность менеджера протекает
в условиях значительных психологических
нагрузок.
Таким образом, можно выделить
в структуре профессионально
важных качеств менеджера
Опишите, что должен
сделать руководитель для создания
благоприятной среды в
Трудовой коллектив
1. Совпадение ценностных
ориентаций коллектива с
2. Отношения товарищества, взаимопомощи, низкий уровень конфликтности.
3. Доброжелательное отношение к «новичкам».
4. Преобладание оптимистического настроения.
5. Удовлетворенность работой и коллективом.
6. Хорошая трудовая и производственная дисциплина.
7. Предрасположенность к общению в нерабочее время.
8. Свободное обсуждение
вопросов, связанных с трудовой
деятельностью и жизнью
Каждому руководителю необходимо выбрать оптимальный стиль руководства.
Наряду с умением выбрать
оптимальный в данной ситуации стиль
руководства, руководитель должен, прежде
всего, знать типичные ошибки, присущие
начальникам, и правильно строить
межличностные отношения с
К типичным ошибкам руководителя относятся
случаи, когда:
- руководитель
не дает конкретных задач;
- «зациклен» на одной теме в общении с коллективом;
- не достаточно контролирует работу подчиненных;
- не может правильно
организовать работу
- увлекается бумаготворчеством;
- малодоступен территориально и во времени;
- не имеет готовых решений производственных задач, предлагаемых
коллективу.
Успех неформальных отношений с подчиненными, без чего невозможно формирование чувства уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и правил делового общения.
Типичная ошибка молодых руководителей — стремление стать «своим» среди подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства. В противном случае приказ как форма распоряжения будет неэффективен.
Руководитель не имеет
морального права скрывать от своих
сотрудников важную для них информацию.
Вместе с тем он обязан пресекать
сплетни и доносы.
Любой начальник сталкивается с жалобами
со стороны своих сотрудников по поводу
условий работы, отношений внутри коллектива
или с другими подразделениями. Даже если
руководитель не в состоянии сам решить
проблему, он обязан внимательно выслушать
подчиненного.
Недопустимо игнорировать обращения подчиненных.
Очень может статься, что жалобщик оказывает
вам большую услугу, сообщая о ситуации,
от которой страдают другие, но молчат.
В этом смысле жалобы заслуживают вашей
благодарности, а не наказания.
Если жалоба касается другого сотрудника, следует обязательно выслушать обе стороны, так как нередко бывают, неправы и та, и другая сторона.
Чтобы создать в коллективе
благоприятный психологический
климат, руководителю следует подбирать
коллектив, где люди между собой
совместимы по опыту и возрасту с
помощью собеседования, наблюдения
анкетирования и
Библиографический список
Информация о работе Роль способностей в профессиональной подготовке руководителя