Роль способностей в профессиональной подготовке руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:09, реферат

Описание работы

Профессиональная управленческая деятельность имеет давнюю историю и глубокие традиции, отражающие специфические требования к личности менеджера. Массовый характер профессии и ее традиционная значимость наряду с усиливающейся тенденцией к возрастанию зависимости жизнеспособности организаций от эффективности управления побуждают к уточнению и систематизации представлений о том, каким должен быть профессиональный менеджер.

Работа содержит 1 файл

Роль способностей в профессиональной подготовке руководителя.docx

— 27.03 Кб (Скачать)

Роль способностей в профессиональной подготовке руководителя

Профессиональная управленческая деятельность имеет давнюю историю  и глубокие традиции, отражающие специфические  требования к личности менеджера. Массовый характер профессии и ее традиционная значимость наряду с усиливающейся тенденцией к возрастанию зависимости жизнеспособности организаций от эффективности управления побуждают к уточнению и систематизации представлений о том, каким должен быть профессиональный менеджер.

Целесообразность специальной  и непрерывной профессиональной подготовки в области менеджмента  обусловлена рядом причин. Первоначальная идея обеспечения эффективности  управления за счет подбора людей, обладающих «чертами лидера», оказалась далеко не универсальной. Кроме того, даже если человек обладает способностью к управлению людьми, для ее успешной реализации необходимы специальные  знания и умения. Значительное влияние  на успешность управленческой деятельности оказывает стиль управления людьми. Осознание этого и совершенствование собственного стиля воздействия также могут стать предметом специальной подготовки менеджера.

Интенсивность происходящих в обществе изменений создает  ситуацию, которая требует постоянного  обновления знаний, освоения новых  подходов. В менеджменте традиционные школы и методы управления исчерпывают  свои возможности, не отвечая в полной мере требованиям настоящего и будущего, и многим менеджерам необходимо постоянно  переучиваться для того, чтобы  соответствовать этим требованиям.

При подготовке менеджеров необходимо принимать во внимание смещение смысла и целей образования в  сторону идеи самовыражения и  полного раскрытия возможностей и способностей личности. Концепции  обучения, в основе которых лежит  передача опыта предыдущими поколениями, больше не действуют эффективно.

Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:

- на уровне задач деятельности менеджера;

- на поведенческом уровне;

- на уровне свойств  личности.

На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать  работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия  проявления ряда психологических свойств личности.

Наиболее важными из них  являются:

- избирательность - способность  адекватно, без искажения отражать  психологию организации;

- самокритичность - способность  видеть недостатки в поступках  и действиях других людей и своих поступках;

- контакт - способность  устанавливать меру воздействия,  влияния на других людей;

- способность предъявлять  адекватные требования в зависимости  от особенностей ситуации;

- способность к организаторской  деятельности, т. е. потребность  в ее выполнении;

- способность заряжать  своей энергией других людей,  активизировать их. 
Помимо этого, можно отметить и такие организаторские качества как: 
- целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;

- гибкость - способность  реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя,  при этом принципиальных позиций;

- работоспособность - способность  длительно выполнять работу с  высокой эффективностью;

- настойчивость - волевое  свойство личности, проявляющееся  в упорном стремлении достичь  сознательно поставленной цели;

- самостоятельность - способность  осуществлять деятельность, опираясь  на собственные возможности без  чужой помощи;

- дисциплинированность - подчинение  установленному порядку, умение  налаживать и поддерживать дисциплину  в коллективе;

- инициативность - умение  действовать энергично, способность  выдвигать идеи и намечать  пути их воплощения.

Общей основой развития менеджера  как специалиста и как компетентного  управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать  или не выступать в качестве фактора  успешности менеджера в зависимости  от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные  включены в его деятельность.

Существенное значение имеют  для деятельности менеджера коммуникативные  качества, включая:

- способность к кооперации  и групповой работе;

- поведенческие ориентации  при разрешении конфликтных ситуаций;

- социальная компетентность при реализации своих целей.

Менеджер в своей деятельности постоянно осуществляет три вида общения: 
- субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.

- служебно-товарищеское - это  общение между руководителями-коллегами.

- дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно  применить тот или иной стиль  общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать  деловые контакты.

Умение устанавливать  деловые контакты, располагать к  себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание  контактов, расширяют возможности  оказывать влияние на людей. 
Кроме того, важное значение имеют и мотивационно-волевые качества менеджера:

- стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление  обладать, решительность, доверие  к себе);

- добросовестность (внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

- свобода (самоопределение, открытость);

- компетентность (разговорчивость, общительность, готовность к

обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к

организации, уверенная манера держать себя).

Также следует отметить и  предпринимательские качества менеджера, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать  ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать. 
Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Таким образом, можно выделить в структуре профессионально  важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые  и предпринимательские качества.

Опишите, что должен сделать руководитель для создания благоприятной среды в коллективе.

Трудовой коллектив характеризуется  определенным набором социально-психологических  признаков. К ним можно отнести следующие:

1. Совпадение ценностных  ориентаций коллектива с ценностными  ориентациями общества.

2. Отношения товарищества, взаимопомощи, низкий уровень конфликтности.

3. Доброжелательное отношение  к «новичкам».

4. Преобладание оптимистического  настроения.

5. Удовлетворенность работой  и коллективом.

6. Хорошая трудовая и  производственная дисциплина.

7. Предрасположенность к  общению в нерабочее время.

8. Свободное обсуждение  вопросов, связанных с трудовой  деятельностью и жизнью коллектива, доброжелательная критика.

Каждому руководителю необходимо выбрать оптимальный стиль руководства.

Наряду с умением выбрать  оптимальный в данной ситуации стиль  руководства, руководитель должен, прежде всего, знать типичные ошибки, присущие начальникам, и правильно строить  межличностные отношения с коллективом.  
К типичным ошибкам руководителя относятся случаи, когда: 
         - руководитель не дает конкретных задач;

- «зациклен» на одной теме в общении с коллективом;

- не достаточно контролирует  работу подчиненных; 

- не может правильно  организовать работу подчиненных; 

- увлекается бумаготворчеством; 

- малодоступен территориально и во времени; 

- не имеет готовых решений  производственных задач, предлагаемых

коллективу.

Успех неформальных отношений  с подчиненными, без чего невозможно формирование чувства уважения к  своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и правил делового общения. 

Типичная ошибка молодых руководителей — стремление стать «своим» среди подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства. В противном случае приказ как форма распоряжения будет неэффективен. 

Руководитель не имеет  морального права скрывать от своих  сотрудников важную для них информацию. Вместе с тем он обязан пресекать  сплетни и доносы.  
Любой начальник сталкивается с жалобами со стороны своих сотрудников по поводу условий работы, отношений внутри коллектива или с другими подразделениями. Даже если руководитель не в состоянии сам решить проблему, он обязан внимательно выслушать подчиненного.  
Недопустимо игнорировать обращения подчиненных. Очень может статься, что жалобщик оказывает вам большую услугу, сообщая о ситуации, от которой страдают другие, но молчат. В этом смысле жалобы заслуживают вашей благодарности, а не наказания. 

Если жалоба касается другого  сотрудника, следует обязательно  выслушать обе стороны, так как  нередко бывают, неправы и та, и другая сторона.

Чтобы создать в коллективе благоприятный психологический  климат, руководителю следует подбирать  коллектив, где люди между собой  совместимы по опыту и возрасту с  помощью собеседования, наблюдения анкетирования и психологического тестирования; работать с мотивацией сотрудников (материальные и нематериальные поощрения, система санкций), самому быть ярким примером для подражания, ставить ясные задачи и контролировать их качественное выполнение; создавать и поддерживать корпоративный дух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Казанцев, А. К., Основы производственного менеджмента: учебное пособие / под ред.А.К., Казанцев, Л.С. Серова; М.: «Высшее образование» 2006.— 348 с.

 


Информация о работе Роль способностей в профессиональной подготовке руководителя