Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 01:45, реферат
С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально- психологического климата коллектива.
Введение 2
Понятие коллектива 3
Понятие социально-психологического климата 7
Структура социально-психологического климата 8
Модели социально-психологического климата 11
Роль руководителя в социально- психологическом климате коллектива 12
Что такое конфликт 13
Виды конфликта 14
Структура конфликта 16
Стадии протекания конфликта 16
Способы разрешения конфликтов 17
Позитивное значение организационного конфликта 23
На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.
Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Самочувствие
личности в определенной мере может
служить и известным
С этой точки зрения саму самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показателей СПК.
[pic]
А – отношение к делу; Б – самочувствие личности
(отношение к самому себе); В – отношение к другим людям.
Вместе с тем
он не может считаться вполне основательным
для того, чтобы конкретно судить
о всех аспектах СПК в коллективе,
о мере эффективности его
Модели социально-
Выделение моделей основывается на оценке трех сторон:
1) уровень развернутости
психологического потенциала
2) степень реализации его в данный момент;
3) тенденцию
дальнейших изменений
Вариант А.
Высокий уровень
развернутости социально-
Вариант Б.
Высокий уровень
развернутости психологического потенциала
коллектива при крайне низкой степени
его реализации в данный момент,
что связано с несовершенством
сложившейся в рамках системы, выходящей
за пределы данного коллектива, организации
труда и управления. Отсюда –
наметившаяся тенденция свертывания
социально-психологического потенциала
коллектива и снижения в целом
уровня его профессиональной социально-экономической
эффективности и тенденции
Вариант В.
Невысокий уровень
развернутости социально-
Эти варианты СПК, разумеется, не исчерпывают их реального многообразия.
СПК аптечного
коллектива имеет свои особенности.
Они обусловлены прежде всего
целями и задачами, стоящими перед
аптекой как организацией здравоохранения.
И в тоже время аптека – организация,
осуществляющая торговые функции, со всеми
вытекающими отсюда последствиями.
Получение прибыли – это
Влияние на СПК может оказывать и внешняя среда. Сотрудники имеют частные контакты с больными людьми или их близкими, что требует проявления высоких моральных качеств, человеческих чувств, способности использовать психоэмоциональное направление в процессе обращения.
Особенностью, существенно влияющей на СПК является то, что коллективы аптек – зачастую коллективы женские.
Роль руководителя в социально-
психологическом климате коллектива
Роль непосредственного
руководителя на производстве – мастера,
бригадира и т.п., а также роль
администрации предприятия
Именно эти
представители управления призваны
самым активным образом участвовать
в постоянном, устойчивом воспроизводстве
таких психических состояний, как
симпатия и притяжение, положительный
эмоциональный фон общения, межличностная
привлекательность, чувство сопереживания,
соучастия, возможность в любой
момент оставаться самим собой, быть
понятым и положительно воспринятым
(независимо от своих индивидуально-
Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.
Что такое конфликт
В психологии конфликт
(К) определяется как «столкновение
противоположно направленных, несовместимых
друг с другом тенденций, отдельно взятого
эпизода в сознании, в межличностных
взаимодействиях или
Исходя из определения, в конфликте можно выделить три основные компоненты:
1. В конфликте
всегда присутствует
2. В конфликте
всегда затрагиваются значимые
для человека интересы или
представления (независимо от
того, о чем идет речь), что является
причиной выраженных
3. Конфликт также
обязательно предполагает
Таким образом, формула К может быть представлена как:
[pic]
Виды конфликта
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от критериев, которые берутся за основу.
Так, любой конфликт (как частный случай взаимодействия) может быть описан с помощью основных параметров взаимодействия.
Ценности взаимодействия.
Любой вид взаимодействия наделяется
его участниками тем смыслом,
который они для себя в нем
видят или хотели бы видеть. Ценностная
сторона взаимодействия людей, в
сущности, ставит вопрос
«зачем» или «ради чего». Независимо от
того, формулируют ли сами участники взаимодействия
для себя этот вопрос и дают ли на него
осознанный ответ, у них всегда существуют
доминирующие ценности, которые направляют
их действия, создавая определенную модель
их поведения во взаимодействии.
Интересы участников взаимодействия. Каждый человек входит в ситуацию взаимодействия со своими интересами. Какие-то из них люди рассматривают для себя в качестве целей, без реализации которых данная ситуация перестает их удовлетворять.
Средства (способы,
пути) реализации целей. Наличие определенных
целей предполагает и наличие
или поиск соответствующих
Потенциал участников
взаимодействия. Успешное решение задач
взаимодействия предполагает, что его
участники имеют уровень
Правила взаимодействия (предполагаемый вклад каждого участника в общее взаимодействие, их ролевые обязанности, степень возможного участия каждого в принятии общих решений, правила «поведения» по отношению друг к другу и т. д.).
По каждому из этих параметров взаимодействия могут возникать противоречия и конфликтные ситуации.
Характеристика конфликта может быть дана и в зависимости от:
А) вовлеченных в него субъектов:
— внутриличностные;
— межличностные;
— межгрупповые;
— между отдельным человеком и группой.
Б) исхода:
— деструктивные;
— конструктивные.
В) вовлеченных организационных уровней:
— горизонтальные (при вовлечении в конфликт представителей одного организационного уровня);
— вертикальные
(при вовлечении в конфликт представителей
различных организационных
Г) длительности протекания:
— кратковременные;
— затяжные.
Д) источника возникновения:
— субъективные (личные качества, индивидуальные особенности участников конфликта);
— объективные (экономические, технологические, организационные факторы).
Следует также различать реалистические и нереалистические конфликты.
• Конфликт принято называть реалистическим, если он связан с преследованием участниками определенных целей;
• В нереалистических
конфликтах целью участников ситуации
становится открытое выражение накопившихся
эмоций и враждебности. Конфликт перестает
быть средством достижения целей, но
становится самоцелью, иногда — способом
разрядки накопившейся эмоциональной
напряженности. Для разрешения его
нужно перевести в
Структура конфликта
Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру В любом конфликте присутствуют: а) объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон; б) цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами; в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками; г) подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения.
Стадии протекания конфликта
• стация потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
• стадия перехода
потенциального конфликта в реальный
или осознание участниками
• стадия конфликтных действий;
• стадия снятия или разрешения конфликта.
Способы разрешения конфликтов
Стратегии конфликтного взаимодействия
По мнению специалистов, в 80% организационных конфликтов может быть найдено решение, полностью удовлетворяющее обе стороны. Но в реальной жизни это происходит гораздо реже.
Наиболее частыми препятствиями к эффективному поиску выхода из конфликтной ситуации являются:
— представление этого выхода участниками конфликта исключительно в виде своей победы;
— подмена поиска удовлетворяющего обе стороны решения борьбой за свои интересы или представления;
— эмоциональные аспекты, препятствующие компромиссу или уступкам; неадекватности;
— недостаток открытости
общения и отсутствие атмосферы
взаимного доверия и
— недостаточность навыков ведения переговоров и выработки компромисса, тенденция к использованию неэффективных стратегий.
В конфликтной ситуации ее участники оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в данной ситуации:
1) путь «борьбы»,
направленной на то, чтобы всеми
доступными средствами
2) уход от конфликта;
3) ведение переговоров
с целью найти приемлемое для
обеих сторон решение
Информация о работе Роль руководителя в социально- психологическом климате коллектива