Роль руководителя в социально- психологическом климате коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 01:45, реферат

Описание работы

С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально- психологического климата коллектива.

Содержание

Введение 2
Понятие коллектива 3
Понятие социально-психологического климата 7
Структура социально-психологического климата 8
Модели социально-психологического климата 11
Роль руководителя в социально- психологическом климате коллектива 12
Что такое конфликт 13
Виды конфликта 14
Структура конфликта 16
Стадии протекания конфликта 16
Способы разрешения конфликтов 17
Позитивное значение организационного конфликта 23

Работа содержит 1 файл

555.docx

— 32.21 Кб (Скачать)

На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения  личности к определенной группе в  целом, степень удовлетворенности  своей позицией и межличностными отношениями в группе.

Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому  климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.

Самочувствие  личности в определенной мере может  служить и известным показателем  степени развернутости ее духовного  потенциала. В данном случае подразумевается  психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного  коллектива.

С этой точки  зрения саму самочувствие личности может  рассматриваться как один из наиболее общих показателей СПК.

[pic]

А – отношение  к делу; Б – самочувствие личности

(отношение к  самому себе); В – отношение  к другим людям.

Вместе с тем  он не может считаться вполне основательным  для того, чтобы конкретно судить о всех аспектах СПК в коллективе, о мере эффективности его деятельности.

Модели социально-психологического климата

Выделение моделей  основывается на оценке трех сторон:

1) уровень развернутости  психологического потенциала коллектива;

2) степень реализации  его в данный момент;

3) тенденцию  дальнейших изменений психологического  потенциала коллектива;

Вариант А.

Высокий уровень  развернутости социально-психологического потенциала коллектива, которому соответствует  и степень его реализации. При  работе с полной отдачей сохраняется  необходимый резерв сил для дальнейшего  совершенствования условий и  организации труда, не происходит работы на износ. Четкая организация труда  и управления в коллективе в сочетании  с необходимым резервом сил и  удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу дальнейшего  развертывания социально-психологического потенциала коллектива.

Вариант Б.

Высокий уровень  развернутости психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени  его реализации в данный момент, что связано с несовершенством  сложившейся в рамках системы, выходящей  за пределы данного коллектива, организации  труда и управления. Отсюда –  наметившаяся тенденция свертывания  социально-психологического потенциала коллектива и снижения в целом  уровня его профессиональной социально-экономической  эффективности и тенденции роста  неудовлетворенности системой организации  и управления, выходящей за рамки  данного коллектива, и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт.

Вариант В.

Невысокий уровень  развернутости социально-психологического потенциала коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной отдачей – на износ). Данный случай в перспективе сулит  срыв в работе и резкое падение  социально-экономической эффективности.

Эти варианты СПК, разумеется, не исчерпывают их реального  многообразия.

СПК аптечного  коллектива имеет свои особенности. Они обусловлены прежде всего  целями и задачами, стоящими перед  аптекой как организацией здравоохранения. И в тоже время аптека – организация, осуществляющая торговые функции, со всеми  вытекающими отсюда последствиями. Получение прибыли – это обязательное условие существования.

Влияние на СПК  может оказывать и внешняя  среда. Сотрудники имеют частные  контакты с больными людьми или их близкими, что требует проявления высоких моральных качеств, человеческих чувств, способности использовать психоэмоциональное направление в процессе обращения.

Особенностью, существенно  влияющей на СПК является то, что  коллективы аптек – зачастую коллективы женские.

Роль руководителя в социально-

психологическом климате коллектива

Роль непосредственного  руководителя на производстве – мастера, бригадира и т.п., а также роль администрации предприятия огромна  в создании благоприятного социально-психологического климата.

Именно эти  представители управления призваны самым активным образом участвовать  в постоянном, устойчивом воспроизводстве  таких психических состояний, как  симпатия и притяжение, положительный  эмоциональный фон общения, межличностная  привлекательность, чувство сопереживания, соучастия, возможность в любой  момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым (независимо от своих индивидуально-психологических  особенностей). При этом особо нужно  выделить чувство защищенности, когда  каждый знает, что в случае неудачи (в сфере труда, быта, семьи) за его  спиной «стоит» коллектив, что он обязательно придет ему на помощь.

Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить  причиной или поводом для возникновения  конфликта.

Что такое конфликт

В психологии конфликт (К) определяется как «столкновение  противоположно направленных, несовместимых  друг с другом тенденций, отдельно взятого  эпизода в сознании, в межличностных  взаимодействиях или межличностных  отношениях индивидов или групп  людей, связанных с отрицательными переживаниями» (Краткий психологический  словарь.)

Исходя из определения, в конфликте можно выделить три  основные компоненты:

1. В конфликте  всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, за которым  стоит различие интересов, ценностей  или нормативных представлений  сторон. Участники конфликта ощущают,  что выигрыш первой стороны  — это проигрыш для другой.

2. В конфликте  всегда затрагиваются значимые  для человека интересы или  представления (независимо от  того, о чем идет речь), что является  причиной выраженных отрицательных  эмоций у участников и становится  часто основным препятствием  в поиске разумного выхода  из создавшегося положения.

3. Конфликт также  обязательно предполагает элемент  конфликтного поведения-противодействия,  возникающего при попытке решить  противоречие.

Таким образом, формула К может быть представлена как:

[pic]

Виды конфликта

В социальной психологии существует многовариантная типология  конфликта в зависимости от критериев, которые берутся за основу.

Так, любой конфликт (как частный случай взаимодействия) может быть описан с помощью основных параметров взаимодействия.

Ценности взаимодействия. Любой вид взаимодействия наделяется его участниками тем смыслом, который они для себя в нем  видят или хотели бы видеть. Ценностная сторона взаимодействия людей, в  сущности, ставит вопрос 
«зачем» или «ради чего». Независимо от того, формулируют ли сами участники взаимодействия для себя этот вопрос и дают ли на него осознанный ответ, у них всегда существуют доминирующие ценности, которые направляют их действия, создавая определенную модель их поведения во взаимодействии.

Интересы участников взаимодействия. Каждый человек входит в ситуацию взаимодействия со своими интересами. Какие-то из них люди рассматривают  для себя в качестве целей, без  реализации которых данная ситуация перестает их удовлетворять.

Средства (способы, пути) реализации целей. Наличие определенных целей предполагает и наличие  или поиск соответствующих средств, способов, путей их достижения. Вопрос о способах затрагивает процессуальную сторону взаимодействия, его организацию  — «как это делается».

Потенциал участников взаимодействия. Успешное решение задач  взаимодействия предполагает, что его  участники имеют уровень компетентности, сумму знаний, набор навыков (пусть  самых простейших), физические возможности, необходимые для его осуществления, то есть их потенциал соответствует  комплексу требований, предъявляемых  взаимодействием.

Правила взаимодействия (предполагаемый вклад каждого участника  в общее взаимодействие, их ролевые  обязанности, степень возможного участия  каждого в принятии общих решений, правила «поведения» по отношению  друг к другу и т. д.).

По каждому  из этих параметров взаимодействия могут  возникать противоречия и конфликтные  ситуации.

Характеристика  конфликта может быть дана и в  зависимости от:

А) вовлеченных  в него субъектов:

— внутриличностные;

— межличностные;

— межгрупповые;

— между отдельным  человеком и группой.

Б) исхода:

— деструктивные;

— конструктивные.

В) вовлеченных  организационных уровней:

— горизонтальные (при вовлечении в конфликт представителей одного организационного уровня);

— вертикальные (при вовлечении в конфликт представителей различных организационных уровней).

Г) длительности протекания:

— кратковременные;

— затяжные.

Д) источника  возникновения:

— субъективные (личные качества, индивидуальные особенности  участников конфликта);

— объективные (экономические, технологические, организационные  факторы).

Следует также  различать реалистические и нереалистические конфликты.

• Конфликт принято  называть реалистическим, если он связан с преследованием участниками определенных целей;

• В нереалистических конфликтах целью участников ситуации становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности. Конфликт перестает  быть средством достижения целей, но становится самоцелью, иногда — способом разрядки накопившейся эмоциональной  напряженности. Для разрешения его  нужно перевести в реалистический.

Структура конфликта

Каждый конфликт имеет более или менее четко  выраженную структуру В любом  конфликте присутствуют: а) объект конфликтной  ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, либо со спецификой деловых и личных отношений  конфликтующих сторон; б) цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные  их взглядами и убеждениями, материальными  и духовными интересами; в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками; г) подлинные причины, которые важно  суметь отличить от непосредственного  повода столкновения.

Стадии протекания конфликта

• стация потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;

• стадия перехода потенциального конфликта в реальный или осознание участниками конфликта  своих верно или ложно понятых  интересов;

• стадия конфликтных  действий;

• стадия снятия или разрешения конфликта.

Способы разрешения конфликтов

Стратегии конфликтного взаимодействия

По мнению специалистов, в 80% организационных конфликтов может  быть найдено решение, полностью  удовлетворяющее обе стороны. Но в реальной жизни это происходит гораздо реже.

Наиболее частыми  препятствиями к эффективному поиску выхода из конфликтной ситуации являются:

— представление  этого выхода участниками конфликта  исключительно в виде своей победы;

— подмена поиска удовлетворяющего обе стороны решения  борьбой за свои интересы или представления;

— эмоциональные  аспекты, препятствующие компромиссу  или уступкам; неадекватности;

— недостаток открытости общения и отсутствие атмосферы  взаимного доверия и сотрудничества;

— недостаточность  навыков ведения переговоров  и выработки компромисса, тенденция  к использованию неэффективных  стратегий.

В конфликтной  ситуации ее участники оказываются  перед необходимостью выбора одной  из трех принципиальных возможностей своих действий в данной ситуации:

1) путь «борьбы», направленной на то, чтобы всеми  доступными средствами добиться  желаемого;

2) уход от  конфликта;

3) ведение переговоров  с целью найти приемлемое для  обеих сторон решение возникшей  проблемы.

Информация о работе Роль руководителя в социально- психологическом климате коллектива