Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:05, контрольная работа
Принятие решений – это один из основных и наиболее ответственных видов деятельности в процессе управления. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность руководства, а следовательно, и эффективность работы организации. Что же такое решение? В процессе управления руководитель постоянно сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия для разрешения какой – либо проблемы. Результат этого выбора и будет являться решением.
Принятие решений – это один из основных и наиболее ответственных видов деятельности в процессе управления. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность руководства, а следовательно, и эффективность работы организации. Что же такое решение? В процессе управления руководитель постоянно сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия для разрешения какой – либо проблемы. Результат этого выбора и будет являться решением.
Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что – то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню, выбор наиболее удобного транспортного маршрута, выбор места проведения отдыха, выбор специальности при получении профессионального образования, выбор вида банковского вклада и т.д. Этот перечень можно продолжить.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям
В процессе управления организацией принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками.
Каждое управленческое, принимаемое в соответствии с его назначением, должно отвечать следующим требованиям:
- иметь ясную цель;
- быть обоснованным, т.е. содержать количественную, расчётную основу, объясняющую мотив выбора именно данного решения из ряда других возможных;
- быть непротиворечивым, т.е. всесторонне согласованным как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями;
- быть правомочным, т.е. опираться на требования правовых актов, нормативных документов, указаний и распоряжений руководителей, а также учитывать обязанности права руководства и подчинённых;
- быть эффективным, т.е. наилучшим из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам;
- быть конкретным, т.е. отвечать на вопросы: как, когда и где действовать;
- обладать
достаточной полнотой, краткостью,
чёткостью, быть понятным исполнителем
исполнителям без каких – либо
дополнительных уточнений и
Эти требования необходимо в полной мере учитывать в процессе подготовки, принятия и организации выполнения принятых решений.
Роль руководителя в процессе принятия решений
В процессе подготовки и принятия решения участвуют три основных типа работников: системные аналитики, собственно руководители, а также эксперты, привлекаемые для решения отдельных вопросов по определённым проблемам, в тех случаях, когда системные аналитики не в состоянии в процессе выработки решения самостоятельно ответить на возникающие вопросы.
Основную работу по выработке решения осуществляют системные аналитики. Понятие системного аналитика трактуется в широком смысле и включает сотрудников аппарата управления, подготавливающих решение, специалистов информационно – аналитических служб, экономических и других подразделений организации. Системные аналитики должны владеть в полном объёме современными методами анализа; руководители должны владеть системным подходом к принятию решений и иметь общее представление о методах и средствах, используемых в процессе подготовки и принятия решения.
В принятии решения руководитель выполняет основную роль. Он принимает решения на основе своих предпочтений и несёт за них ответственность.
В процессе решения можно выделить следующие основные функции руководителя:
- во-первых,
руководитель должен управлять
процессом выработки решения,
организуя данный процесс,
- во-вторых,
руководитель выдвигает задачу
для решения, участвует в её
конкретизации и выборе
-в-третьих, он выполняет сложную работу по самому принятию решения;
-в-четвёртых,
руководитель организует
-в-пятых,
руководитель должен принимать
участие в процессе принятия
решения по отдельным вопросам
выработки решения как
Выработка решения осуществляется совместно руководителем и системными аналитиками. Одна из важнейших задач системных аналитиков состоит в оказании помощи руководителю при выявлении целей его деятельности по принятию решения – каковы они есть, или какими должны быть. Системные аналитики помогают правильно наметить подходы к определению целей, более качественно провести процесс их выявления, принятия определённые логические принципы, вводя, где это возможно, количественные методы оценки.
Вовлечение руководителей в аналитическое исследование проблем является важным фактором успеха. Участие руководителя в формировании критериев, определении и ранжировании целей решающим образом сказывается на внедрении результатов. В 80% случаев разработки, выполненные с привлечением руководителей, находят практическое применение. Это в 2 раза превышает значение показателя внедрения разработок без их участия.
Руководитель
должен принимать решения, опираясь
на точные, проверенные данные, на детально
проработанные системными аналитиками
варианты, в многообразии которых
оптимальный вариант редко
Руководитель выбирает единственный вариант решения из предлагаемых системными аналитиками. Он должен вовремя потребовать от системных аналитиков данные анализа, пусть даже неполные. Не принятое вовремя решение – более грубая, чреватая более тяжкими последствиями ошибка, чем решение, принятое но содержащее какие – либо погрешности.
Решение является
непосредственным продуктом труда
руководителя любого уровня ранга. Функции
подготовки, принятия и реализации
решений лежат в основе многих
организационно – процедурных схем,
положений и должностных
В современных
условиях хозяйствования у руководителей
значительно расширяются
Личные оценки руководителя
Личностные оценки содержат субъективное ранжирование важности, качества или блага. В отношении принятия решений оценки выступают в качестве компаса, указывающего человеку желательное направление, когда приходится выбирать между альтернативами действий. В ходе рассмотрения социальной ответственности и этики мы привели несколько примеров решений, принятых руководителями, которые отражают ценности этих людей в том, что касается добра и зла, порядочности. Важно подчеркнуть, что все управленческие решения, а не только связанные с вопросами социальной ответственности и этики, построены на фундаменте чьей – то системы ценностей.
Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения. Например, вы можете считать неправильным, придерживать информацию, с помощью которой коллега мог бы улучшить проект, над которым он трудится. Несмотря даже на то, что этот работник может быть вашим главным конкурентом на пути должностного продвижения, ценность, которую вы придаёте лояльности и открытости, заставляет вас принять решение о передаче информации коллеге. С другой стороны, вы можете решить уволить работника, который всё время работает плохо. Хотя вы придаёте большое значение лояльности, ваше представление о равенстве подсказывает, что нужно уволить плохого работника, потому что он не даёт организации столько же, сколько другие.
Исследования
подтверждают, что ценностные ориентации
влияют на способ, которым принимаются
решения. Одно из первых исследований
посвящённых ценностям
Немаловажное
значение имеют культурные различия,
хотя, как можно ожидать, существует
сходство ценностных ориентаций управляющих
из разных стран. Например, австралийские
руководители предпочитают «мягкий» подход
к управлению и уделяют значительное
внимание своим подчинённым; южнокорейские
больше значения придают силе и плохо
воспринимают проблемы других; японские
демонстрируют уважение к вышестоящим
и отличаются высокой преданностью компаний.
Информация о работе Роль руководителя в процессе принятия решений