Роль науки и научных исследований в формировании конкурентных преимуществ страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:17, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение влияния развития науки и научных исследований на конкурентоспособность страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……...стр.3
1.Роль науки в современном мире
1.Характеристика конкурентоспособности страны……………….…стр.4
2. Анализ мировых расходов на НИОКР..............................................стр.8
3. Политика США в сфере науки ........................................................стр.12

Заключение………………………………………………………….…..…..стр.15

Список литературы………………………………………………….…..….стр.16

Приложение……………………………………………………………....…стр.17

Работа содержит 1 файл

Final.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

    Анализ  мировых расходов на НИОКР

    В большинстве развитых стран мира конкурентное преимущество достигается за счет знаний, умений и творческих решений (по разным оценкам от 67 до 97%). О внимании, которое уделяется в той или иной стране научным исследованиям и разработкам, можно судить по таким показателям, как объем расходов на НИОКР и их удельный вес в ВВП [8]. Расходы развитых стран на НИОКР в абсолютном выражении представлены на рис. 1

Рис. 1 Расходы на НИОКР, 2010 г. (млрд. долл.).

    Лидером является США (400 млрд. долл.), а Россия имеет самые низкие расходы на НИОКР среди данных стран (около 20 млрд. долл.). ЕС тратит 270 млрд. долл. Китай и Япония тратят примерно 140 млрд. долл.

    В связи с этим в формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса – США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%) [7]. На рисунке 2 изображены доли в мировых расходов на НИОКР различных стран.

Рис. 2 Мировые центры научного процесса

(доля в мировых расходах на НИОКР)

    За  счет того, что США, Европа, Китай  и Япония являются мировыми центрами научного прогресса, они занимают достаточно высокие позиции в рейтинге конкурентоспособности.

    К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров по расходам на НИОКР не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая и Японии – в 6,4 раза.

    Как подчеркивает президент Д.А.Медведев, «привычка жить за счёт экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие». Сегодня почти половина (примерно 40%) ВВП России создается за счет экспорта сырья. У нас почти исчезла конкурентоспособная наукоемкая промышленность. Машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли формируют 7-8% нашего ВВП. Экспорт высокотехнологичной продукции составляет всего 2,3% промышленного экспорта России. В США этот показатель составляет 32,9%, в Китае – 32,8% [7].

    В принципе, Россия может претендовать на 10 – 15% мирового рынка наукоемкой продукции, или более 120 млрд. долл. ежегодных поступлений от экспорта. По сравнению с 1990-годами, количество работников в предпринимательском секторе НИОКР России сократилась более чем на 35%. В стране отсутствует спрос на инновации. В экономике России отсутствуют стимулы для перетока средств в высокотехнологичные отрасли. К сожалению, велик разрыв между стадией исследовательских работ и их коммерциализацией, их внедрением в прикладную сферу.

    Проблема  заключается в крайне низком уровне финансирования НИОКР в России частным  сектором. Затраты российского бизнеса на НИОКР составляют всего лишь около 0,3% ВВП (в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах) [7]. Более того, в развитых странах ОЭСР соотношение расходов государственного и частного сектора на НИОКР составляет 1:3 и 1:4. В России сложилось противоположное соотношение – 2,5:1 [7]. При этом у нас государство финансирует свыше половины НИОКР (56%), выполняемых частным сектором. Для стран ОЭСР этот показатель составляет всего 7%, для Китая – менее 5%. Данное соотношение изображено на рис. 3

    Рис. 3 Доля частного финансирования НИОКР по сравнению с государственным

    Наиболее  значительна доля частного сектора в финансировании научных исследований и разработок в США, Швеции, Финляндии (70 – 75%), Бельгии, Германии, Франции (65 – 60%) и других странах, занимающих высшие позиции в публикуемых рейтингах международной конкурентоспособности [4].

    Среди компаний мира, выделяющих наибольшие средства на научные исследования и разработки, чаще всего называют IBM, General Electric, Toyota, Microsoft. В этих компаниях отлажены все звенья инновационного процесса, в сферу исследований и разработок привлекаются лучшие умы со всего мира, ведется активная патентная деятельность. В 3 компаниях IBM Toyota, Microsoft, например, ежегодно на исследования и разработки выделяется свыше 6 млрд. долл., что превышает общенациональные расходы на эти цели во многих странах мира (например, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехии и др.). Компания IBM только в США ежегодно получает более 3,6 тыс. патентов, а это больше, чем патентуют во всех частях планеты такие страны, как Португалия, Греция, Испания, Польша и многие другие (см. приложение 2) [4].

    Доля  государства в финансировании НИОКР  в развитых странах составляет около 30%. Государство финансирует в основном фундаментальные исследования, осуществляемые университетами, государственными и полугосударственными исследовательскими лабораториями и институтами, оказывает селективную поддержку инновационным разработкам в частном секторе. Тенденция к сужению государственных источников финансирования НИОКР заставляет разработчиков, университеты и другие научные центры искать новые возможности привлечения средств для финансирования научных изысканий. В результате существенно расширяются и укрепляются связи университетов и независимых лабораторий с компаниями частного сектора. Так, Лонг-Айлендская лаборатория (США), являющаяся одним из крупнейших научно-исследовательских центров в области биотехнологии, наряду с государственными субсидиями, получает мощную финансовую поддержку более чем от ста компаний (в том числе Exxon, Monsanto и др.)[4].

    Политика  США в сфере  науки

    За  последние 50 лет американской истории  экономический рост был обусловлен в основном за счет практического  применения научных и технологических  достижений. Высокий технологический и конкурентоспособный уровень промышленности США был достигнут благодаря последовательной государственной политике поддержки науки и технологий, проводимой в послевоенные десятилетия.

    К концу XX столетия США накопили мощную материальную базу науки, в то время как другие развитые страны еще продолжают ее создавать. Америка также обладает особым преимуществом в области науки и техники: оно не поддается выражению в ценностном измерении, но имеет существенное значение. Речь идет о накопленном опыте организации и управления крупномасштабными проектами и доведении научных результатов до коммерческого применения – освоения рынком. Все это позволяет США обеспечивать высокую эффективность НИОКР и добиваться крупных коммерческих результатов от их практического применения [3].

    Успехи  науки США очевидны. США прочно занимает лидирующее положение в  мире в большинстве ведущих технологий, таких как космонавтика, авиация, компьютеры, атомная энергетика, биотехнология, генная инженерия, атомная энергетика. Именно США обеспечивали важнейшие прорывы в этих отраслях и продолжают вести основные исследования. Например, большинство знаний о Вселенной и планетах Солнечной системы в последние 10 лет получены США.

    В документах Белого дома, Конгресса, Совета по конкурентоспособности США намечены направления государственной научно-технологической политики по повышению конкурентоспособности экономики, науки и технологий на мировом рынке на рубеже XXI в. Эта политика охватывает следующие направления:

    1. Федеральное правительство должно осуществлять долгосрочную политику стимулирования гражданских НИОКР в передовых областях науки и технологий;

    2. Федеральное правительство должно  создавать благоприятный предпринимательский  климат для осуществления НИОКР; 

    3. Государство должно активизировать  формирование и деятельность  исследовательских партнерств для  расширения промышленных инноваций; 

    4. Федеральные исследования должны  ориентироваться на удовлетворение  потребностей экономики и соответствовать  возможностям бюджета;

    5. Федеральное правительство должно  продолжать оказывать поддержку  университетам Америки и совершенствованию  школьного и вузовского образования [3].

    Данные  направления в целом отражают базовые условия приобретения и  удержания конкурентных преимуществ.

    Мы  рассмотрели основные принципы политики США в сфере науки. Безусловно, цель такого анализа – изучение зарубежного опыта и реализация его при построении механизма поддержки науки и научных исследований в РФ. Однако необходимо заметить, что этот опыт должен адаптироваться применительно к российским условиям, с учетом особенностей экономической и правовой систем России и их отличий от зарубежных, различий в инфраструктуре. Россия имеет уникальную возможность, извлечь из мирового опыта все самое целесообразное, учесть ошибки и выбрать для себя наиболее эффективные приемы и методы, которые позволят ей стать высокотехнологичной страной и модернизировать свою экономику. 
 
 
 

 

    Заключение

    В данной работе я попыталась проанализировать влияние расходов на науку и научные исследования на конкурентоспособность страны. Для этого мной был рассмотрен рейтинг глобальной конкурентоспособности 2010-2011 гг., составленный ВЭФ. В опубликованном рейтинге лидирующие заняли такие страны как Швеция, Германия, Финляндия, США, Япония и др.

    Причем, высокие расходы госбюджета и  частного сектора на НИОКР можно  назвать ключевым критерием, по которому определяется конкурентоспособность  страны. Можно сказать, что все  остальные критерии являются производными от данного критерия. Другими словами вслед за развитием науки и научных исследований по цепочки начинают развиваться и социальная, экономическая и политическая сферы.

    В ходе исследования было выявлено, что  в мире сформировалось 4 главных  центра научного прогресса – США, Европейский Союз, Япония и Китай. К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров по расходам на НИОКР не входит. Россия привычка жить за счёт экспорта сырья. У нас почти исчезла конкурентоспособная наукоемкая промышленность. Более того, одной из наиболее важных и сложных проблем является крайне низкий уровень финансирования НИОКР в России частным сектором. На сегодняшний день в РФ огромное множество интересных идей и перспективных научных разработок, которые нуждаются в финансировании. Но профинансировать все эти проекты только за счет государственных средств невозможно. Необходима интеграция власти, науки и производства. 

    По  моему мнению, роль частного сектора состоит в создании технологий на основе собственных исследований и разработок, а также в рыночном освоении инноваций. Роль государства в содействии производству фундаментальных знаний и комплекса технологий стратегического характера (прежде всего в университетах, государственных и полугосударственных лабораториях), а также в создании инфраструктуры и благоприятного инновационного климата для инновационной деятельности частных компаний.

 

Список литературы 

  1. Верещак Н. В., Губенко Л. П., Ларионова Н. А. «Факторы формирования глобальной конкурентоспособности // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2010. № 10;
  2. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2010-2011: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/state/2010/09/09/2668;
  3. Емельянов С. Стратегия развития науки и технологии в США в XXI веке // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - N 1. - С.19-24;
  4. Клавдиенко В.П. «Финансирование научных исследований и разработок в инновационной экономике: партнерство государства, бизнеса и университетов»// Финансы и кредит.2009 № 12. С. 2-7;
  5. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г.  «Управление конкурентоспособностью». — М.: Омега-Л, 2009. — 328 с.;
  6. Портер М. русск. пер.: «Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран». — М.: Междунар. отношения, 1993. — 896 с.;
  7. Рогов С. «Россия должна стать научной сверхдержавой»// Электронное издание «Наука и технологии России – STRF.ru»;
  8. Татаркин А.И. «О роли науки в наращивании конкурентных преимуществ»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.uran.ru/gazetanu/2003/10/nu22/wvmnu_p4_22_102003.htm

 

Приложение 1 

Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2010-2011 

Экономика The Global Competitiveness Index

2010–2011

The Global Competitiveness Index

2009–2010

Изменение

позиций

2009-2010

  Рейтинг Оценка Рейтинг Изменение
Швейцария 1 5,63 1 0
Швеция 2 5,56 4 2
Сингапур 3 5,48 3 0
США 4 5,43 2 -2
Германия 5 5,39 7 2
Япония 6 5,37 8 2
Финляндия 7 5,37 6 -1
Нидерланды 8 5,33 10 2
Дания 9 5,32 5 -4
Канада 10 5.30 9 -1
Гонконг (Китай) 11 5,27 11 0
Великобритания 12 5,25 13 1
Тайвань 13 5,21 12 -1
Норвегия 14 5,14 14 0
Франция 15 5,13 16 1
Австралия 16 5,11 15 -1
Катар 17 5,10 22 5
Австрия 18 5,09 17 -1
Бельгия 19 5,07 18 -1
Люксембург 20 5,05 21 1
Саудовская  Аравия 21 4,95 28 7
Республика  Корея 22 4,93 19 -3
Новая Зеландия 23 4,92 20 -3
Израиль 24 4,91 27 3
ОАЭ 25 4,89 23 -2
Малайзия 26 4,88 24 -2
Китай 27 4,84 29 2
Бруней-Даруссалам 28 4,75 32 4
Ирландия 29 4,74 25 -4
Чили 30 4,69 30 0
Исландия 31 4,68 26 -5
Тунис 32 4,65 40 8
Эстония 33 4,61 35 2
Оман 34 4,61 41 7
Кувейт 35 4,59 39 4
Чехия 36 4,57 31 -5
Бахрейн 37 4,54 38 1
Таиланд 38 4,51 36 -2
Польша 39 4,51 46 7
Кипр 40 4,50 34 -6
Пуэрто-Рико 41 4,49 42 1
Испания 42 4,49 33 -9
Барбадос 43 4,45 44 1
Индонезия 44 4,43 54 10
Словения 45 4,42 37 -8
Португалия 46 4,38 43 -3
Литва 47 4,38 53 6
Италия 48 4,37 48 0
Черногория 49 4,36 62 13
Мальта 50 4,34 52 2
Индия 51 4,33 49 -2
Венгрия 52 4,33 58 6
Панама 53 4,33 59 6
Южная Африка 54 4,32 45 -9
Маврикий 55 4,32 57 2
Коста-Рика 56 4,31 55 -1
Азербайджан 57 4,29 51 -6
Бразилия 58 4,28 56 -2
Вьетнам 59 4,27 75 16
Словакия 60 4,25 47 -13
Турция 61 4,25 61 0
Шри-Ланка 62 4,25 79 17
РФ 63 4,24 63 0
Уругвай 64 4,23 65 1
Иордания 65 4,21 50 -15
Мексика 66 4,19 60 -6
Румыния 67 4,16 64 -3
Колумбия 68 4,14 69 1
Иран 69 4,14 нет данных нет данных
Латвия 70 4,14 68 -2
Болгария 71 4,13 76 5
Казахстан 72 4,12 67 -5
Перу 73 4,11 78 5
Намибия 74 4,09 74 0
Марокко 75 4,08 73 -2
Ботсвана 76 4,05 66 -10
Хорватия 77 4,04 72 -5
Гватемала 78 4,04 80 2
Македония 79 4.02 84 5
Руанда 80 4,00 нет данных нет данных
Египет 81 4,00 70 -11
Сальвадор 82 3,99 77 -5
Греция 83 3,99 71 -12
Тринидад  и Тобаго 84 3,97 86 2
Филиппины 85 3,96 87 2
Алжир 86 3,96 83 -3
Аргентина 87 3,95 85 -2
Албания 88 3,94 96 8
Украина 89 3,90 82 -7
Гамбия 90 3,90 81 -9
Гондурас 91 3,89 89 -2
Ливан 92 3,89 нет данных нет данных
Грузия 93 3,86 90 -3
Молдова 94 3,86 нет данных нет данных
Ямайка 95 3,85 91 -4
Сербия 96 3,84 93 -3
Сирия 97 3,79 94 -3
Армения 98 3,76 97 -1
Монголия 99 3,75 117 18
Ливия 100 3,74 88 -12
Доминиканская Республика 101 3,72 95 -6
Босния  и Герцеговина 102 3,70 109 7
Бенин 103 3,69 103 0
Сенегал 104 3,67 92 -12
Эквадор 105 3,65 105 0
Кения 106 3,65 98 -8
Бангладеш 107 3,64 106 -1
Боливия 108 3,64 120 12
Камбоджа 109 3,63 110 1
Гайана 110 3,62 104 -6
Камерун 111 3,58 111 0
Никарагуа 112 3,57 115 3
Танзания 113 3,56 100 -13
Гана 114 3,56 114 0
Замбия 115 3,55 112 -3
Таджикистан 116 3,53 122 6
Кабо-Верде 117 3,51 нет данных нет данных
Уганда 118 3,51 108 -10
Эфиопия 119 3,51 118 -1
Парагвай 120 3,49 124 4
Кыргызская  Республика 121 3,49 123 2
Венесуэла 122 3,48 113 -9
Пакистан 123 3,48 101 -22
Мадагаскар 124 3,46 121 -3
Малави 125 3,45 119 -6
Свазиленд 126 3,40 нет данных нет данных
Нигерия 127 3,38 99 -28
Лесото 128 3,36 107 -21
Кот-ди-Ивуар 129 3,35 116 -13
Непал 130 3,34 125 -5
Мозамбик 131 3,32 129 -2
Мали 132 3,28 130 -2
Тимор Лешти 133 3,23 126 -7
Буркина-Фасо 134 3,20 128 -6
Мавритания 135 3,14 127 -8
Зимбабве 136 3,03 132 -4
Бурунди 137 2,96 133 -4
Ангола 138 2,93 нет данных нет данных
Чад 139 2,73 131 -8

Информация о работе Роль науки и научных исследований в формировании конкурентных преимуществ страны