Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:17, реферат
Целью данной работы является определение влияния развития науки и научных исследований на конкурентоспособность страны.
Введение……………………………………………………………...……...стр.3
1.Роль науки в современном мире
1.Характеристика конкурентоспособности страны……………….…стр.4
2. Анализ мировых расходов на НИОКР..............................................стр.8
3. Политика США в сфере науки ........................................................стр.12
Заключение………………………………………………………….…..…..стр.15
Список литературы………………………………………………….…..….стр.16
Приложение……………………………………………………………....…стр.17
Анализ мировых расходов на НИОКР
В большинстве развитых стран мира конкурентное преимущество достигается за счет знаний, умений и творческих решений (по разным оценкам от 67 до 97%). О внимании, которое уделяется в той или иной стране научным исследованиям и разработкам, можно судить по таким показателям, как объем расходов на НИОКР и их удельный вес в ВВП [8]. Расходы развитых стран на НИОКР в абсолютном выражении представлены на рис. 1
Рис. 1 Расходы на НИОКР, 2010 г. (млрд. долл.).
Лидером является США (400 млрд. долл.), а Россия имеет самые низкие расходы на НИОКР среди данных стран (около 20 млрд. долл.). ЕС тратит 270 млрд. долл. Китай и Япония тратят примерно 140 млрд. долл.
В связи с этим в формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса – США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%) [7]. На рисунке 2 изображены доли в мировых расходов на НИОКР различных стран.
Рис. 2 Мировые центры научного процесса
(доля в мировых расходах на НИОКР)
За счет того, что США, Европа, Китай и Япония являются мировыми центрами научного прогресса, они занимают достаточно высокие позиции в рейтинге конкурентоспособности.
К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров по расходам на НИОКР не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая и Японии – в 6,4 раза.
Как подчеркивает президент Д.А.Медведев, «привычка жить за счёт экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие». Сегодня почти половина (примерно 40%) ВВП России создается за счет экспорта сырья. У нас почти исчезла конкурентоспособная наукоемкая промышленность. Машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли формируют 7-8% нашего ВВП. Экспорт высокотехнологичной продукции составляет всего 2,3% промышленного экспорта России. В США этот показатель составляет 32,9%, в Китае – 32,8% [7].
В принципе, Россия может претендовать на 10 – 15% мирового рынка наукоемкой продукции, или более 120 млрд. долл. ежегодных поступлений от экспорта. По сравнению с 1990-годами, количество работников в предпринимательском секторе НИОКР России сократилась более чем на 35%. В стране отсутствует спрос на инновации. В экономике России отсутствуют стимулы для перетока средств в высокотехнологичные отрасли. К сожалению, велик разрыв между стадией исследовательских работ и их коммерциализацией, их внедрением в прикладную сферу.
Проблема заключается в крайне низком уровне финансирования НИОКР в России частным сектором. Затраты российского бизнеса на НИОКР составляют всего лишь около 0,3% ВВП (в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах) [7]. Более того, в развитых странах ОЭСР соотношение расходов государственного и частного сектора на НИОКР составляет 1:3 и 1:4. В России сложилось противоположное соотношение – 2,5:1 [7]. При этом у нас государство финансирует свыше половины НИОКР (56%), выполняемых частным сектором. Для стран ОЭСР этот показатель составляет всего 7%, для Китая – менее 5%. Данное соотношение изображено на рис. 3
Рис. 3 Доля частного финансирования НИОКР по сравнению с государственным
Наиболее значительна доля частного сектора в финансировании научных исследований и разработок в США, Швеции, Финляндии (70 – 75%), Бельгии, Германии, Франции (65 – 60%) и других странах, занимающих высшие позиции в публикуемых рейтингах международной конкурентоспособности [4].
Среди компаний мира, выделяющих наибольшие средства на научные исследования и разработки, чаще всего называют IBM, General Electric, Toyota, Microsoft. В этих компаниях отлажены все звенья инновационного процесса, в сферу исследований и разработок привлекаются лучшие умы со всего мира, ведется активная патентная деятельность. В 3 компаниях IBM Toyota, Microsoft, например, ежегодно на исследования и разработки выделяется свыше 6 млрд. долл., что превышает общенациональные расходы на эти цели во многих странах мира (например, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехии и др.). Компания IBM только в США ежегодно получает более 3,6 тыс. патентов, а это больше, чем патентуют во всех частях планеты такие страны, как Португалия, Греция, Испания, Польша и многие другие (см. приложение 2) [4].
Доля государства в финансировании НИОКР в развитых странах составляет около 30%. Государство финансирует в основном фундаментальные исследования, осуществляемые университетами, государственными и полугосударственными исследовательскими лабораториями и институтами, оказывает селективную поддержку инновационным разработкам в частном секторе. Тенденция к сужению государственных источников финансирования НИОКР заставляет разработчиков, университеты и другие научные центры искать новые возможности привлечения средств для финансирования научных изысканий. В результате существенно расширяются и укрепляются связи университетов и независимых лабораторий с компаниями частного сектора. Так, Лонг-Айлендская лаборатория (США), являющаяся одним из крупнейших научно-исследовательских центров в области биотехнологии, наряду с государственными субсидиями, получает мощную финансовую поддержку более чем от ста компаний (в том числе Exxon, Monsanto и др.)[4].
Политика США в сфере науки
За последние 50 лет американской истории экономический рост был обусловлен в основном за счет практического применения научных и технологических достижений. Высокий технологический и конкурентоспособный уровень промышленности США был достигнут благодаря последовательной государственной политике поддержки науки и технологий, проводимой в послевоенные десятилетия.
К концу XX столетия США накопили мощную материальную базу науки, в то время как другие развитые страны еще продолжают ее создавать. Америка также обладает особым преимуществом в области науки и техники: оно не поддается выражению в ценностном измерении, но имеет существенное значение. Речь идет о накопленном опыте организации и управления крупномасштабными проектами и доведении научных результатов до коммерческого применения – освоения рынком. Все это позволяет США обеспечивать высокую эффективность НИОКР и добиваться крупных коммерческих результатов от их практического применения [3].
Успехи
науки США очевидны. США прочно
занимает лидирующее положение в
мире в большинстве ведущих
В документах Белого дома, Конгресса, Совета по конкурентоспособности США намечены направления государственной научно-технологической политики по повышению конкурентоспособности экономики, науки и технологий на мировом рынке на рубеже XXI в. Эта политика охватывает следующие направления:
1. Федеральное правительство должно осуществлять долгосрочную политику стимулирования гражданских НИОКР в передовых областях науки и технологий;
2.
Федеральное правительство
3.
Государство должно
4.
Федеральные исследования
5.
Федеральное правительство
Данные направления в целом отражают базовые условия приобретения и удержания конкурентных преимуществ.
Мы
рассмотрели основные принципы политики
США в сфере науки. Безусловно, цель такого
анализа – изучение зарубежного опыта
и реализация его при построении механизма
поддержки науки и научных исследований
в РФ. Однако необходимо заметить, что
этот опыт должен адаптироваться применительно
к российским условиям, с учетом особенностей
экономической и правовой систем России
и их отличий от зарубежных, различий в
инфраструктуре. Россия имеет уникальную
возможность, извлечь из мирового опыта
все самое целесообразное, учесть ошибки
и выбрать для себя наиболее эффективные
приемы и методы, которые позволят ей стать
высокотехнологичной страной и модернизировать
свою экономику.
Заключение
В данной работе я попыталась проанализировать влияние расходов на науку и научные исследования на конкурентоспособность страны. Для этого мной был рассмотрен рейтинг глобальной конкурентоспособности 2010-2011 гг., составленный ВЭФ. В опубликованном рейтинге лидирующие заняли такие страны как Швеция, Германия, Финляндия, США, Япония и др.
Причем, высокие расходы госбюджета и частного сектора на НИОКР можно назвать ключевым критерием, по которому определяется конкурентоспособность страны. Можно сказать, что все остальные критерии являются производными от данного критерия. Другими словами вслед за развитием науки и научных исследований по цепочки начинают развиваться и социальная, экономическая и политическая сферы.
В ходе исследования было выявлено, что в мире сформировалось 4 главных центра научного прогресса – США, Европейский Союз, Япония и Китай. К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров по расходам на НИОКР не входит. Россия привычка жить за счёт экспорта сырья. У нас почти исчезла конкурентоспособная наукоемкая промышленность. Более того, одной из наиболее важных и сложных проблем является крайне низкий уровень финансирования НИОКР в России частным сектором. На сегодняшний день в РФ огромное множество интересных идей и перспективных научных разработок, которые нуждаются в финансировании. Но профинансировать все эти проекты только за счет государственных средств невозможно. Необходима интеграция власти, науки и производства.
По моему мнению, роль частного сектора состоит в создании технологий на основе собственных исследований и разработок, а также в рыночном освоении инноваций. Роль государства в содействии производству фундаментальных знаний и комплекса технологий стратегического характера (прежде всего в университетах, государственных и полугосударственных лабораториях), а также в создании инфраструктуры и благоприятного инновационного климата для инновационной деятельности частных компаний.
Список литературы
Приложение
1
Всемирный
экономический форум:
рейтинг глобальной
конкурентоспособности 2010-2011
Экономика | The Global
Competitiveness Index
2010–2011 |
The Global Competitiveness
Index
2009–2010 |
Изменение
позиций 2009-2010 | |
Рейтинг | Оценка | Рейтинг | Изменение | |
Швейцария | 1 | 5,63 | 1 | 0 |
Швеция | 2 | 5,56 | 4 | 2 |
Сингапур | 3 | 5,48 | 3 | 0 |
США | 4 | 5,43 | 2 | -2 |
Германия | 5 | 5,39 | 7 | 2 |
Япония | 6 | 5,37 | 8 | 2 |
Финляндия | 7 | 5,37 | 6 | -1 |
Нидерланды | 8 | 5,33 | 10 | 2 |
Дания | 9 | 5,32 | 5 | -4 |
Канада | 10 | 5.30 | 9 | -1 |
Гонконг (Китай) | 11 | 5,27 | 11 | 0 |
Великобритания | 12 | 5,25 | 13 | 1 |
Тайвань | 13 | 5,21 | 12 | -1 |
Норвегия | 14 | 5,14 | 14 | 0 |
Франция | 15 | 5,13 | 16 | 1 |
Австралия | 16 | 5,11 | 15 | -1 |
Катар | 17 | 5,10 | 22 | 5 |
Австрия | 18 | 5,09 | 17 | -1 |
Бельгия | 19 | 5,07 | 18 | -1 |
Люксембург | 20 | 5,05 | 21 | 1 |
Саудовская Аравия | 21 | 4,95 | 28 | 7 |
Республика Корея | 22 | 4,93 | 19 | -3 |
Новая Зеландия | 23 | 4,92 | 20 | -3 |
Израиль | 24 | 4,91 | 27 | 3 |
ОАЭ | 25 | 4,89 | 23 | -2 |
Малайзия | 26 | 4,88 | 24 | -2 |
Китай | 27 | 4,84 | 29 | 2 |
Бруней-Даруссалам | 28 | 4,75 | 32 | 4 |
Ирландия | 29 | 4,74 | 25 | -4 |
Чили | 30 | 4,69 | 30 | 0 |
Исландия | 31 | 4,68 | 26 | -5 |
Тунис | 32 | 4,65 | 40 | 8 |
Эстония | 33 | 4,61 | 35 | 2 |
Оман | 34 | 4,61 | 41 | 7 |
Кувейт | 35 | 4,59 | 39 | 4 |
Чехия | 36 | 4,57 | 31 | -5 |
Бахрейн | 37 | 4,54 | 38 | 1 |
Таиланд | 38 | 4,51 | 36 | -2 |
Польша | 39 | 4,51 | 46 | 7 |
Кипр | 40 | 4,50 | 34 | -6 |
Пуэрто-Рико | 41 | 4,49 | 42 | 1 |
Испания | 42 | 4,49 | 33 | -9 |
Барбадос | 43 | 4,45 | 44 | 1 |
Индонезия | 44 | 4,43 | 54 | 10 |
Словения | 45 | 4,42 | 37 | -8 |
Португалия | 46 | 4,38 | 43 | -3 |
Литва | 47 | 4,38 | 53 | 6 |
Италия | 48 | 4,37 | 48 | 0 |
Черногория | 49 | 4,36 | 62 | 13 |
Мальта | 50 | 4,34 | 52 | 2 |
Индия | 51 | 4,33 | 49 | -2 |
Венгрия | 52 | 4,33 | 58 | 6 |
Панама | 53 | 4,33 | 59 | 6 |
Южная Африка | 54 | 4,32 | 45 | -9 |
Маврикий | 55 | 4,32 | 57 | 2 |
Коста-Рика | 56 | 4,31 | 55 | -1 |
Азербайджан | 57 | 4,29 | 51 | -6 |
Бразилия | 58 | 4,28 | 56 | -2 |
Вьетнам | 59 | 4,27 | 75 | 16 |
Словакия | 60 | 4,25 | 47 | -13 |
Турция | 61 | 4,25 | 61 | 0 |
Шри-Ланка | 62 | 4,25 | 79 | 17 |
РФ | 63 | 4,24 | 63 | 0 |
Уругвай | 64 | 4,23 | 65 | 1 |
Иордания | 65 | 4,21 | 50 | -15 |
Мексика | 66 | 4,19 | 60 | -6 |
Румыния | 67 | 4,16 | 64 | -3 |
Колумбия | 68 | 4,14 | 69 | 1 |
Иран | 69 | 4,14 | нет данных | нет данных |
Латвия | 70 | 4,14 | 68 | -2 |
Болгария | 71 | 4,13 | 76 | 5 |
Казахстан | 72 | 4,12 | 67 | -5 |
Перу | 73 | 4,11 | 78 | 5 |
Намибия | 74 | 4,09 | 74 | 0 |
Марокко | 75 | 4,08 | 73 | -2 |
Ботсвана | 76 | 4,05 | 66 | -10 |
Хорватия | 77 | 4,04 | 72 | -5 |
Гватемала | 78 | 4,04 | 80 | 2 |
Македония | 79 | 4.02 | 84 | 5 |
Руанда | 80 | 4,00 | нет данных | нет данных |
Египет | 81 | 4,00 | 70 | -11 |
Сальвадор | 82 | 3,99 | 77 | -5 |
Греция | 83 | 3,99 | 71 | -12 |
Тринидад и Тобаго | 84 | 3,97 | 86 | 2 |
Филиппины | 85 | 3,96 | 87 | 2 |
Алжир | 86 | 3,96 | 83 | -3 |
Аргентина | 87 | 3,95 | 85 | -2 |
Албания | 88 | 3,94 | 96 | 8 |
Украина | 89 | 3,90 | 82 | -7 |
Гамбия | 90 | 3,90 | 81 | -9 |
Гондурас | 91 | 3,89 | 89 | -2 |
Ливан | 92 | 3,89 | нет данных | нет данных |
Грузия | 93 | 3,86 | 90 | -3 |
Молдова | 94 | 3,86 | нет данных | нет данных |
Ямайка | 95 | 3,85 | 91 | -4 |
Сербия | 96 | 3,84 | 93 | -3 |
Сирия | 97 | 3,79 | 94 | -3 |
Армения | 98 | 3,76 | 97 | -1 |
Монголия | 99 | 3,75 | 117 | 18 |
Ливия | 100 | 3,74 | 88 | -12 |
Доминиканская Республика | 101 | 3,72 | 95 | -6 |
Босния и Герцеговина | 102 | 3,70 | 109 | 7 |
Бенин | 103 | 3,69 | 103 | 0 |
Сенегал | 104 | 3,67 | 92 | -12 |
Эквадор | 105 | 3,65 | 105 | 0 |
Кения | 106 | 3,65 | 98 | -8 |
Бангладеш | 107 | 3,64 | 106 | -1 |
Боливия | 108 | 3,64 | 120 | 12 |
Камбоджа | 109 | 3,63 | 110 | 1 |
Гайана | 110 | 3,62 | 104 | -6 |
Камерун | 111 | 3,58 | 111 | 0 |
Никарагуа | 112 | 3,57 | 115 | 3 |
Танзания | 113 | 3,56 | 100 | -13 |
Гана | 114 | 3,56 | 114 | 0 |
Замбия | 115 | 3,55 | 112 | -3 |
Таджикистан | 116 | 3,53 | 122 | 6 |
Кабо-Верде | 117 | 3,51 | нет данных | нет данных |
Уганда | 118 | 3,51 | 108 | -10 |
Эфиопия | 119 | 3,51 | 118 | -1 |
Парагвай | 120 | 3,49 | 124 | 4 |
Кыргызская Республика | 121 | 3,49 | 123 | 2 |
Венесуэла | 122 | 3,48 | 113 | -9 |
Пакистан | 123 | 3,48 | 101 | -22 |
Мадагаскар | 124 | 3,46 | 121 | -3 |
Малави | 125 | 3,45 | 119 | -6 |
Свазиленд | 126 | 3,40 | нет данных | нет данных |
Нигерия | 127 | 3,38 | 99 | -28 |
Лесото | 128 | 3,36 | 107 | -21 |
Кот-ди-Ивуар | 129 | 3,35 | 116 | -13 |
Непал | 130 | 3,34 | 125 | -5 |
Мозамбик | 131 | 3,32 | 129 | -2 |
Мали | 132 | 3,28 | 130 | -2 |
Тимор Лешти | 133 | 3,23 | 126 | -7 |
Буркина-Фасо | 134 | 3,20 | 128 | -6 |
Мавритания | 135 | 3,14 | 127 | -8 |
Зимбабве | 136 | 3,03 | 132 | -4 |
Бурунди | 137 | 2,96 | 133 | -4 |
Ангола | 138 | 2,93 | нет данных | нет данных |
Чад | 139 | 2,73 | 131 | -8 |
Информация о работе Роль науки и научных исследований в формировании конкурентных преимуществ страны