Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 22:46, контрольная работа
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнять данная организация. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Введение................................................................................................................... 3
Раздел 1 Общая часть
1.1. Понятие мотивации, ее суть и значение и роль в деятельности современного предприятия................................................................................................................... 5
1.2. Роль мотивации персонала в процессе разработки управленческого решения: российский и зарубежный опыт.................................................................. 7
Раздел 2 Практическая часть
2.1. Экономическая и организационно-управленческая характеристика
ОАО "Волгограднефтемаш"......................................................................................... 10
2.2. Оценка влияния мотивационной политики на результаты деятельности
ОАО «Волгограднефтемаш»....................................................................................... 14
Заключение................................................................................................................ 16
Литература................................................................................................................. 18
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»
МИНСКИЙ
ФИЛИАЛ
КАФЕДРА
ЭКОНОМИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
(по
дисциплине «Управленческие
Тема: «Роль мотивации в теории принятия управленческих решений. Влияние мотивационных факторов на процесс разработки и реализации управленческих решений»
Вариант
№16
Студент: Литвинко Э.Ф.
гр.
ЗМО-08/33
Руководитель: Герасимова Е.М. подпись дата
Содержание
Введение....................
Раздел 1 Общая часть
1.1. Понятие
мотивации, ее суть и значение
и роль в деятельности современного
предприятия...................
1.2. Роль
мотивации персонала в
Раздел 2 Практическая часть
2.1. Экономическая
и организационно-
ОАО "Волгограднефтемаш"...........
2.2. Оценка
влияния мотивационной
ОАО «Волгограднефтемаш»......
Заключение....................
Литература....................
Введение
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнять данная организация. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. [1,с.360]
Вся
деятельность человека обусловлена
реально существующими
Элтон Мейо определил, что на производительность труда оказывают одинаково сильное влияние как моральная, так и материальная мотивация.[1,с.377]
Генри Тосл и Стефан Кэролл, изучая явление мотивации, установили ее связь с потребностями людей: "Конкретный способ, которым человек может удовлетворить свою конкретную потребность, определяется им исходя из жизненного опыта. Мы узнаем опытным путем, что некоторые ситуации является более желательными, чем другие, и стремимся именно к ним". [1,с.382]
Они также выявили, что то, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других.
Одним из первых бихевиористов, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влияние на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал так же, то эти потребности можно разделить на 5 основных категорий [2,с.95]:
Но Маслоу отмечал, что хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею.
Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория МакКлелланда. Основной потребностью людей он определял потребность успеха. Таким образом, он сделал вывод: «Если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска, делегировать им полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствие с достигнутыми результатами». [2,с.360]
Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и служащих одной фирмы на следующие вопросы: «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей вы чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей вы чувствовали себя особенно плохо?». Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на 2 большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией».
Лайман
Портер и Эдвард Лоулер разработали
комплексную теорию мотивации. Согласно
модели Портера-Лоулера, уровень приложенных
усилий определяется ценностью вознаграждения
и степенью уверенности в том, что данный
уровень усилий действительно повлечет
за собой определенный уровень вознаграждения.[1,с.384]
Раздел 1.
Общая часть
1.1. Понятие мотивации, ее суть и значение
и
роль в деятельности
современного предприятия
Мотивация трудовых ресурсов включает систему оплаты труда, поощрения, различные виды социальных льгот и выплат. Традиционная тарифная система оплаты труда и ключевые элементы ее организации в виде гарантированных ставок и должностных окладов пришли в противоречие с рыночными условиями хозяйствования и не только не выполняют стимулирующей роли в повышении результативности труда и производства, но и сдерживают эти процессы. Различного рода премии, доплаты и надбавки превратились в механическую прибавку к тарифным ставкам и окладам, слабо увязываются с конечными результатами деятельности предприятия.
Денежная мотивация является важным, но, естественно, не единственным элементом организации стимулирования высокопроизводительного труда. Заработная плата, которая является основной частью совокупного дохода работника, в последние годы в значительной мере утратила свою стимулирующую роль. В существующих формах она не восприимчива к научно-техническому прогрессу, не заинтересовывает работников в росте качества продукции, экономии ресурсов, максимальной реализации своих потенциальных возможностей, а трудовые коллективы — в использовании внутренних резервов производства. Как правило, уровень оплаты труда слабо увязывается с его результативностью. Имеет место уравнительность в распределении, незначительны различия в дифференциации доходов от трудовой деятельности рабочих и специалистов, работников разной квалификации. В целом размер традиционных (заработной платы, премий, доплат, надбавок) и новых видов доходов работников, занятых в негосударственном секторе экономики (доходов на капитал, дивидендов по акциям, пособий, выплат, компенсаций и т. д.), слабо зависит от результатов их работы, итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Необходимы
новые подходы к обеспечению
адекватности системы оплаты труда
требованиям рыночной экономики ликвидация
уравнительного принципа и устранение
неоправданных различий в уровне оплаты
труда, необоснованных льгот и привилегий;
выявление мотивов трудовой деятельности
и обоснование размера минимальной и максимальной
заработной платы; разработка механизма
связи уровня заработной платы работника
с конечными результатами его деятельности,
установление социальных гарантий и мер
социальной защиты. Это предполагает регулярный
пересмотр условий стимулирования в соответствии
с изменениями организационно-технических
и социально-экономических условий труда
(внедрение нового оборудования, повышение
уровня механизации, сокращение ручного
труда, внедрение новых форм организации
труда, изменение социально-демографического
и профессионально-
Опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами повышения заработной платы должны обеспечивать реализацию ее стимулирующей роли. Мера, качество, напряженность и интенсивность труда должны соответствовать его оплате. Основная цель системы стимулирования труда — реализация интересов предприятия, к которым относятся повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, интенсификация сбыта. Но для достижения этого требуется согласование интересов предприятия и интересов работников (признание результатов их труда, причем не только в материальном выражении, возможность самореализации и т. п.).
1.2. Роль мотивации персонала в процессе
разработки управленческого решения:
российский
и зарубежный опыт.
Уровень оплаты труда имеет важное значение при сопоставлении конкурентоспособности продукции. Теперь большинство конкурентов уже не имеют преимуществ по дешевизне рабочей силы. Так, Япония уже не входит в число стран с низким уровнем заработной платы. В 70- 80-е годы уровень заработной платы в Японии повысился с 50 до 80% от уровня заработной платы в США. У рабочих в Германии и Швейцарии почасовая заработная плата выше, чем у рабочих США, на 20%. В то же время у рабочих Гонконга, Тайваня, Южной Кореи заработная плата составляет лишь 11- 14% от уровня заработной платы в США при довольно высоком уровне производительности труда и качества продукции. Это делает их товары высоко конкурентоспособными на мировом рынке.
Система оплаты труда в США построена таким образом, что фиксированная зарплата может только расти и практически никогда не уменьшается.
Гибкая система оплаты труда, когда определенная часть заработка ставится в зависимость от общей эффективности работы, обеспечивает возможность избежать увольнений и разовых сокращений базовой зарплаты и повышать производительность труда.
Основные виды дополнительной оплаты труда в США:
Премии руководства фирмы зависят от того, как измеряются финансовые результаты деятельности фирмы. Обычно это достижение краткосрочных (квартальных или годовых) результатов, не учитывающих всех факторов, влияющих на эффективность деятельности компании.
Успех руководителя обычно оценивается с точки зрения финансовых результатов, а не результатов производственной деятельности.
По некоторым оценкам, в 30% американских корпораций, входящих в первую тысячу крупнейших фирм США, установлены специальные привилегии в оплате труда работников высшего уровня управления.
Считается, что высший управленческий персонал в США имеет значительно более высокие доходы, чем в других странах, по отношению к работникам. Если соотношение между заработной платой президента и неквалифицированного рабочего в США составляет 20:1 (в автомобильной промышленности 36:1), то в Японии - 8:1.
В Японии каждый работник автомобильной компании получает в качестве премиальных выплат до 50% величины базовой зарплаты.
Проблема состоит в том, чтобы рост оплаты труда не опережал темпов роста производительности, эффективности, что наблюдается в большинстве американских фирм.
Гибкие системы оплаты труда основаны на участии работников в прибылях фирмы или в распределении доходов.
В США. используются различные программы участия работников в прибылях, в частности, для образования пенсионных фондов; оплаты труда менеджеров; для разовых премиальных выплат по итогам года, величина которых зависит от объема полученной фирмой прибыли.