Революции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:25, реферат

Описание работы

Первая управленческая революция (4-5 тыс. лет назад) характеризуется как «религиозно-коммерческая». Она произошла в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. Уже в древнем Шумере, Египте и Аккаде наблюдалась трансформация и расслоение высшей касты священников. Появился особый слой жрецов - религиозных функционеров, которые осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и производили коммерческие расчеты. В результате появился новый тип деловых людей - еще не коммерческий делец или предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

2. Первая управленческая революция (4-5 тыс. лет назад) характеризуется как «религиозно-коммерческая». Она произошла в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. Уже в древнем Шумере, Египте и Аккаде наблюдалась трансформация и расслоение высшей касты священников. Появился особый слой жрецов - религиозных функционеров, которые осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и производили коммерческие расчеты. В результате появился новый тип деловых людей - еще не коммерческий делец или предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы. Побочным результатом управленческой деятельности жрецов стало появление письменности. В период первой революции управление сформировалось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в со-циальный институт и профессиональное занятие. Отмечена первая трансформация – превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т.е. менеджеров. Эта трансформация удалась благодаря тому, что жрецы удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они не нужны. Богам стали приносить не человеческую жизнь, а символическую жертву. Достаточно, если верующие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и даже пирогов. 
В результате на свет явился принципиально новый тип деловых людей — еще не коммерческий делец или капиталистический предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы.

Собираемая с населения дань, под видом отправления религиозного обряда, не пропадала даром. Она скапливалась, обменивалась и пускалась в дело. Оборотливые шумерские жрецы вскоре стали самым богатым и влиятельным классом. Их нельзя назвать классом собственников, так как приносимое в жертву являлось собственностью богов, а не людей. Оно не могло присваиваться в личное пользование явным образом. Деньги для жрецов не служили самоцелью, они были побочным результатом религиозной и государственной деятельности. Ведь жрецы, помимо соблюдения ритуальных почестей, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределяли государственный бюджет, ведали имущественными делами. Тогда же деловые отношения стали оформляться письменно. Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера аккуратно вели юридические, исторические и деловые записи. Жрецы выполоняли бухгалтерские, снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции. В результате развивалась и распространялась во все слои населения письменность, которая служила связующим звеном в реализации государственного управления. Итак, в результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие. 

3. Вторая управленческая революция наступила приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). В период его правления произошло подчинение Месопотамии и Ассирии. Для управления столь обширных территорий требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было успешно руководить не по личному произволу или племенному праву, а на основе единообразных законов. Знаменитый свод Хаммурапи содержал 285 законов управления различными сферами жизни общества, который является ценным памятником древневосточного прав и этап в истории развития управленческой мысли. Выдающееся значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего все многообразие общественных отношений между социальными группами населения, состоит в том, что он создал первую формальную систему администрирования.

В процессе второй революции произошло выделение  группы людей профессионально занимавшихся управлением государства, а также  отделение функций управления государством от церковной власти.

Суть второй революции в развитии управленческой мысли заключается в появлении  чисто светской манеры управления, возникновение формальной организации  и регулирование отношений людей, и наконец, в зарождении основ  лидерского стиля, а стало быть и методов мотивации. Данную революцию характеризуют как «светско - административную». Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества стал основой первой формальной системы администрирования. Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая в подданных образ заботливого опекуна и защитника народа. Для традиционного метода руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было явным нововведением. В предисловии к статьям законов содержатся многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя. При этом особо отмечается, что главные черты Хаммурапи, делающие его достойным правителем – это его смирение перед богами и покорность их воле. Среди деяний царя прославляются, в первую очередь, укрепление храмов. По всей видимости, царская власть считалась божественной по своему происхождению, а царь был прежде всего исполнителем воли богов. Светская власть царя тесно была связана с властью жречества.

Статьи законов

  • 1-4: защита чести и достоинства граждан. Наказание очень строгое — «обвинитель его должен быть убит».
  • 5: неизменность и обязательность судебных решений, строгое наказание судье — большой штраф и невозможность оставаться судьей за подкуп.
  • 6-13: определены способы установления факта кражи и назначено наказание за неё — смерть.
  • 14: похищение детей. Наказание — смерть.
  • 15-20: статьи, защищающие рабовладение. Наказание за пособничество бегству рабов — смерть.
  • 21: неприкосновенность жилища граждан. Наказание — смерть.
  • 22-24: возмещение урона, нанесённого человеку грабителями — община или староста должны были возместить весь ущерб.
  • 25: воровство при пожаре — наказание: «человек должен быть брошен в этот огонь».
  • 26: уклонение от воинской службы. Наказание — смерть.
  • 27-39: судьба имущества (поле, сад, дом), выданного царем редуму или баируму, которые за это должны нести воинскую службу. Наследственная передача имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царем собственности, а также передачи его жене или дочери.
  • 40-41: регулируются вопросы гражданского звания путем покупки имущества.
  • 42-46: вопросы аренды поля и ответственности арендатора с указанием штрафов и наказаний за нерадивость.
  • 47: преимущественное право арендодатора возобновить аренду.
  • 48: защита арендатора от стихийных бедствий — «проценты за этот год не платить».
  • 49-52: наёмным работникам на поле не принадлежат результаты их труда.
  • 53-56: если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, которая находится на его земле, то в наказание он должен возместить убытки вплоть до продажи его самого в рабство.
  • 57-58: выпас скота на поле. Наказание — 20 гуров зерна за каждый бур площади, если это произошло ранней весной, или 60 гуров зерна, если летом или осенью, причём урожай с испорченного поля должен собрать сам пастух.
  • 59: недопустимость уничтожения садов граждан. Штраф за каждое дерево 1/2 мины серебра.
  • 60-66: регулирование отношений аренды сада, найма садовника. При аренде существующего сада чётко указано, что 2/3 дохода принадлежит хозяину. При закладке нового сада на 5-й год садовник приобретает право на половину сада, но до этого не получает ничего.
  • 67-72: не сохранились.
  • 73: аренда жилища. Авансовый платеж возвращается жильцу полностью, если договор аренды расторгается по инициативе хозяина жилища.
  • 74-87: не сохранились.
  • 88: предельная ставка процента ростовщику: 33,5 % зерном или 20 % серебром. Нарушение курса в большую сторону освобождает должника от обязательств.
  • 89-90: установлен курс возврата долга, взятого серебром, если он возвращается в виде зерна: 100 ка серебра = 1 гур зерна.
  • 91-92: не сохранились.
  • 93-96: ростовщики обязаны засвидетельствовать сделки перед представителем государства. Наказание ростовщику вплоть до потери права на весь долг.
  • 97-98: не сохранились.
  • 99: распределение прибыли и убытков в товариществах — поровну поделить перед богом.
  • 100—282: пока не обобщены. Значительная часть из них относится к семейному праву.
 

Итак, суть второй революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения. 

4.

Информация о работе Революции менеджмента