Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:25, реферат
Первая управленческая революция (4-5 тыс. лет назад) характеризуется как «религиозно-коммерческая». Она произошла в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. Уже в древнем Шумере, Египте и Аккаде наблюдалась трансформация и расслоение высшей касты священников. Появился особый слой жрецов - религиозных функционеров, которые осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и производили коммерческие расчеты. В результате появился новый тип деловых людей - еще не коммерческий делец или предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы.
2.
Первая управленческая революция (4-5
тыс. лет назад) характеризуется как «религиозно-коммерческая».
Она произошла в период формирования рабовладельческих
государств на Древнем Востоке. Уже в древнем
Шумере, Египте и Аккаде наблюдалась трансформация
и расслоение высшей касты священников.
Появился особый слой жрецов - религиозных
функционеров, которые осуществляли торговые
операции, вели деловую переписку и производили
коммерческие расчеты. В результате появился
новый тип деловых людей - еще не коммерческий
делец или предприниматель, но уже и не
религиозный деятель, чуждый всякой наживы.
Побочным результатом управленческой
деятельности жрецов стало появление
письменности. В период первой революции
управление сформировалось как инструмент
коммерческой и религиозной деятельности,
превратившись позже в со-циальный институт
и профессиональное занятие. Отмечена
первая трансформация – превращение
касты священников в касту религиозных
функционеров, т.е. менеджеров. Эта трансформация
удалась благодаря тому, что жрецы удачно
переформулировали религиозные принципы.
Если раньше боги требовали человеческих
жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они
не нужны. Богам стали приносить не человеческую
жизнь, а символическую жертву. Достаточно,
если верующие ограничатся подношением
денег, скота, масла, ремесленных изделий
и даже пирогов.
В результате на свет явился принципиально
новый тип деловых людей — еще не коммерческий
делец или капиталистический предприниматель,
но уже и не религиозный деятель, чуждый
всякой наживы.
Собираемая с населения
дань, под видом отправления религиозного
обряда, не пропадала даром. Она скапливалась,
обменивалась и пускалась в дело. Оборотливые
шумерские жрецы вскоре стали самым богатым
и влиятельным классом. Их нельзя назвать
классом собственников, так как приносимое
в жертву являлось собственностью богов,
а не людей. Оно не могло присваиваться
в личное пользование явным образом. Деньги
для жрецов не служили самоцелью, они были
побочным результатом религиозной и государственной
деятельности. Ведь жрецы, помимо соблюдения
ритуальных почестей, заведовали сбором
налогов, управляли государственной казной,
распределяли государственный бюджет,
ведали имущественными делами. Тогда же
деловые отношения стали оформляться
письменно. Сохранились глиняные таблички,
на которых жрецы Шумера аккуратно вели
юридические, исторические и деловые записи.
Жрецы выполоняли бухгалтерские, снабженческие,
контрольные, плановые и прочие функции.
В результате развивалась и распространялась
во все слои населения письменность, которая
служила связующим звеном в реализации
государственного управления. Итак, в
результате первой революции менеджмент
сформировался как инструмент коммерческой
и религиозной деятельности, превратившись
позже в социальный институт и профессиональное
занятие.
3. Вторая управленческая революция наступила приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). В период его правления произошло подчинение Месопотамии и Ассирии. Для управления столь обширных территорий требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было успешно руководить не по личному произволу или племенному праву, а на основе единообразных законов. Знаменитый свод Хаммурапи содержал 285 законов управления различными сферами жизни общества, который является ценным памятником древневосточного прав и этап в истории развития управленческой мысли. Выдающееся значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего все многообразие общественных отношений между социальными группами населения, состоит в том, что он создал первую формальную систему администрирования.
В процессе второй
революции произошло выделение
группы людей профессионально
Суть второй
революции в развитии управленческой
мысли заключается в появлении
чисто светской манеры управления,
возникновение формальной организации
и регулирование отношений
Статьи законов
Итак, суть второй
революции в менеджменте заключается
в появлении чисто светской манеры управления,
возникновении формальной системы организации
и регулирования отношений людей, наконец,
в зарождении основ лидерского стиля,
а стало быть, и методов мотивации поведения.
4.