Реинжиниринг бизнес-процессов как часть антикризисного управления предприятием.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:52, доклад

Описание работы

Рассмотрены возможности реструктуризации и реинжиниринга при реализации антикризисного управления предприятием

Работа содержит 1 файл

РБП как часть ауп.doc

— 54.00 Кб (Скачать)


Телепченкова Наталья Владимировна

Реинжиниринг бизнес-процессов как часть антикризисного управления предприятием.

 

Антикризисное управление предприятием представляет собой процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Можно выделить основные формы кризиса, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики:

      стратегический кризис,

      тактический кризис,

      кризис платежеспособности.

Кризис предприятия – это объективное явление, периодически возникающее в процессе жизненного цикла любого предприятия. Важно понимать, что кризис предприятия не обязательно приводит к его полному или частичному разрушению, кризис в ряде случаев (при грамотном и своевременном антикризисном управлении) приводит к оздоровлению предприятия, обновлению его структуры и выходу на новый производственный уровень.

Основными сущностными характеристиками кризиса является:

      Кризис предприятия представляет собой многостадийный процесс, протекание которого детерминировано во времени. Общие временные границы этого процесса характеризуются периодом времени от начала финансового кризиса до его разрешения.

      Кризис предприятия является объективным процессом. Кризисы неизбежны в деятельности любой компании и получают повсеместное проявление. Кризис рассматривается не только как объективно неизбежный, но и как объективно необходимый процесс, несущий импульс интенсификации развития предприятия.

      Кризис отражает характер противоречий предприятия (структурные, хозяйственно-экономические финансовые). Главной формой противоречий выступает противоречие между фактическим состоянием предприятия и желаемым. Это противоречие отражает ситуацию, когда потенциал (хозяйственный, финансовый, экономический и т.д.) исчерпан и не позволяет в необходимой мере обеспечивать не только развитие, но и функционирование предприятия.

      Кризис может возникать на протяжении всех стадий жизненного цикла предприятия. Проявляясь на любой из стадий жизненного цикла предприятия, кризис тормозит его поступательное развитие, существенно удлиняя соответствующую стадию этого развития.

      Кризис предприятия носит циклический характер. Цикличность является всеобщей формой экономической динамики, отражающей ее неравномерность, смену эволюционных и революционных форм экономического прогресса, колебания деловой активности и рыночной конъюнктуры, чередование преимущественно экстенсивного и интенсивного экономического роста.

      Кризис предприятия генерируется как внешними, так и внутренними факторами.

Главной целью антикризисного управления предприятием является в первую очередь своевременная диагностика предкризисного состояния предприятия, а также поиск рациональных путей преодоления кризиса. При этом, если удается диагностировать кризис на самых ранних стадиях, в таком случае возможно и целесообразно, на ряду с другими внутренними механизмами антикризисного управления, использовать средства и методы реинжиниринга бизнес-процессов.

Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия является альтернативой его реструктуризации. Однако методы реинжиниринга представляются более радикальными, чем методы реструктуризации. В таблице 1 приведены наиболее существенные характеристики реинжиниринга бизнес-процессов.

Таблица 1

Сравнительная характеристика реструктуризации и реинжиниринга

Параметр

Реструктуризация

Реинжиниринг

Стоимость

Требует финансовых вложений, может рассматриваться как инвестиционный проект

Высокозатратный проект

Уровень изменений

Наращиваемый

Радикальный

Сущность производимых изменений

Преобразование существующего процесса

Разрушение существующих процессов и создание новых

Привлекаемые средства

Внедрение новых технологий

Внедрение новых технологий, глобальная информатизация процессов

Привлечение внешних специалистов

Проект может быть реализован менеджерами предприятия

Необходимо привлечение внешних консультантов

Количественная оценка итоговых улучшений

Увеличение показателей деятельность компании на 10-100%

Увеличение показателей деятельность компании на 500-1000%

Оценка вероятности успеха проекта

90%

50%

 

Термин «реинжиниринг бизнес-процессов» (от англ. business process reengineering, BPR) ввел М. Хаммер[1], который определил его как "фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы". Реинжиниринг представляет собой революционный метод конструирования бизнеса, возникший на стыке двух научных направлений: управление бизнесом и информатизация бизнес-процессов. Метод ориентирован на коренную перестройку всей деятельности предприятия, а не на частичные изменения в той или иной сфере управления. При этом реинжиниринг бизнес-процессов представляет собой набор универсальных инструментов (методов) преобразования внутренней среды и внутренних процессов предприятия. Руководитель проекта реинжиниринга бизнес-процессов может использовать весь комплекс предложенных инструментов или выбрать только те методы, которые считает целесообразными для своего предприятия в текущий момент времени.

Под бизнес-процессом понимается совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей. С учетом отечественной специфики развития на российских предприятиях принято выделять три основных бизнес-процесса:

      организация управления;

      организация производства;

      организация труда.

К основным инструментам (методам) реинжиниринга бизнес-процессов, которые могут быть использованы в ходе антикризисного управления, можно отнести:

      горизонтальное сжатие бизнес-процесса предполагает объединение нескольких работ в одну;

      вертикальное сжатие бизнес-процесса предполагает сокращение управленческой иерархии;

      делегирование полномочий исполнителям увеличивает степень ответственности исполнителей;

      делинеаризацию бизнес-процессов предполагает уход от линейного упорядочения работ, дает возможность выполнять работы в их естественном порядке, ускоряет ход выполнения процесса;

      вариантативность исполнения бизнес-процессов с учетом требования рынка создает возможность различного исполнения процесса;

      уменьшение проверок и согласований, которые производят новых материальных ценностей, но требуют значительных временных и финансовых затрат;

      применение централизованно-децентрализованного метода построения бизнес-процессов предприятия: создание единой базы данных в головном офисе компании дает возможность подразделениям действовать относительно автономно.

При выборе реинжиниринга бизнес-процессов в качестве средства антикризисного управления предприятием следует понимать, что данный метод является высокозатратный, требует постоянного контроля за выполнением и не может сразу дать требуемый высокий результат. Одновременно следует отметить, что не на любом этапе антикризисного управления целесообразно применять методы реинжиниринга бизнес-процессов. Если диагностика предприятия выявила глубокий кризис, в том числе существеннее финансовые затруднения, то от идеи реинжиниринга вероятно придется отказаться и применить менее радикальные и менее затратные методы для восстановления устойчивости предприятия.

 

1.                  «Как спланировать и оценить затраты на реорганизацию», //Финансовый директор// №12 (декабрь), 2006.

2.                  «Reengineering Work: Don't Automate, Obliterate» by Michael Hammer; Harvard Business Review, July--August 1990

 



[1] «Reengineering Work: Don't Automate, Obliterate» by Michael Hammer;

Harvard Business Review, July--August 1990

 


Информация о работе Реинжиниринг бизнес-процессов как часть антикризисного управления предприятием.