Региональный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Исходным понятием теории регионального воспроизводства является понятие «регион». В научной литературе и в повседневней практике часто в качестве синонимов данного термина используются такие понятия, как территориальная система, региональная экономика, район и др. Однако их содержание имеет определенные различия

Работа содержит 1 файл

Регион.docx

— 25.38 Кб (Скачать)

     Исходным  понятием теории регионального воспроизводства  является понятие «регион». В научной литературе и в повседневней практике часто в качестве синонимов данного термина используются такие понятия, как территориальная система, региональная экономика, район и др. Однако их содержание имеет определенные различия.

     В экономике, где территориальная  единица является объектом управленческих решений, а сами эти решения могут  приниматься на различных уровнях  управленческой системы – федеральном, региональном (республика, область, край), муниципальном, необходимы большее  единство и строгость при районировании  страны и законодательно- правовое закрепление статуса каждого уровня. Не случайно в рамках Европейского экономического сообщества разработано общее для всех стран понятие региона. При этом признаком, по которому ту или иную территорию можно представить как относительно самостоятельную единицу, служит ее социально-экономическое единство со всей национальной экономикой, т.е. протекающие на ней экономические процессы должны отражать определенные закономерности общественного воспроизводства, формирующиеся под влиянием взаимосвязанных экономических, социальных и природных факторов. В этом смысле регион предстает как территориально-специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса. Таким образом, слова «регион» и «территория» должны соотноситься как часть и целое. Понятия же «район» и «регион», обозначая часть общей территории, являются в широком смысле синонимами и употребляются применительно к некоторой ограниченной части пространства.

     В территориальной системе России можно выделить несколько региональных структур.

  1. Структура, образуемая в соответствии с экономическим районированием на основе территориального разделения труда. Территории в составе этой структуры имеют определенную специализацию в едином процессе общественного воспроизводства и свои специфические особенности. Территориальное разделение труда – это объективный процесс производственной специализации, обособления экономических районов, развития межрайонной кооперации, обмена продукцией и услугами. Оно определяет основные закономерности и формы территориальной организации производства.
  2. Структура, отвечающая критерию национально-государственного устройства и определяющая в соответствии с Конституцией страны совокупность равноправных субъектов Российской Федерации.
  3. Региональная структура, отражающая территориально-административное устройство каждого субъекта федерации. Она определяется спецификой расселения населения и сложностью централизованного управления социально-экономическими процессами на обширной территории государства.
  4. Районы реализации региональных комплексных программ. Их реализация вызывает серьезные сдвиги в территориальных пропорциях размещения производительных сил и формирование особых регионов.

Названные региональные структуры показаны на схеме 70.

Региональная  структура территориальной  системы России

Критерии  выделения регионов
Экономическое районирование на основе территориального разделения труда  Национально-государственное  устройство Административно-территориальное  деление  Реализация  крупных национальных программ
Крупные экономические зоны (например, запад, восток) Республика, край, область  Республика, край, область  Сырьевых программ
Крупные экономические районы Город федерального значения, автономная область, автономный округ  Административный  район края, области, автономной области, автономного округа Программ развития депрессивных районов 
Территориально-производственные комплексы  Программ освоения новых территорий    
Промышленные  узлы Город Экологических программ  
Район города Свободные экономические  зоны    
Поселок      

Целью функционирования региональной экономики  является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона. Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов : во-первых, тщательного учета потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий; во-вторых, создания условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; в-третьих, активной реализации региональных интересов.

2. Тема № 1. Регион как объект хозяйствования и управления

    Стратегия регионального развития экономики  рассматривается как система  мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального  вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками  и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального  развития меняется во времени в зависимости  от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений  федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

    Стратегия регионального развития государства  не однородна по отношению к территориальным  субъектам, его формирующим. Это  обусловлено существенными различиями территорий по уровню обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами трансформации  форм собственности и т.д.

    Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и  задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.

    Стратегические  установки социально-экономического развития страны и регионов содержат в своем составе установки  развития принципиально важных секторов экономики. Наиболее наглядным примером в этом отношении является разрабатываемая  Минтопэнерго России и периодически корректируемая, в зависимости от изменения макроэкономических показателей, энергетическая стратегия России, которая  в свою очередь включает в свой состав стратегические установки развития отраслей топливно-энергетического  комплекса (угольной, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности и электроэнергетики). Стратегия экономического развития страны (регионов), рассматриваемая  как директивный документ, сопровождается системой технико-экономических прогнозных обоснований каждого из рекомендуемых  к реализации в ней конкретных направлений.

    Производства  с точки зрения тяготения их к  определенным районам размещения подразделяются следующим образом:

    • производства, которые целесообразно  размещать в районах концентрации трудовых ресурсов. В первую очередь  это относится к большинству  отраслей машиностроения, легкой и  пищевой промышленности;

    • производства, тяготеющие к источникам топлива и электроэнергии (энергоемкие  производства цветной металлургии, ряд предприятий химии, нефтехимия и нефтепереработка и др.);

    •производства, размещающиеся преимущественно  у источников сырья. В качестве примера  можно привести размещение металлургических баз России, ориентированных на использование  железных руд Курской магнитной  аномалии, Урала, Западной Сибири. К этой группе производств относятся также предприятия лесозаготовок, лесопереработки и целюлознобумажной промышленности;

    • производства, тяготеющие к районам  потребления готовой продукции. К этому классу производств относятся  предприятия, производящие скоропортящуюся  продукцию или нетранспортабельную, высокотоксичную продукцию;

    • производства, размещение которых не имеет ярко выраженной ориентации, т. е. предприятия, в затратах на производство единицы продукции (цены) которых  доля каждого из факторов имеет примерно одинаковое стоимостное выражение.

    В качестве источников информации при  разработке программ могут выступать: накопленный опыт хозяйствования, экстраполяция  существующих тенденций для. краткосрочного прогноза, экспертные оценки специалистов, паспорта субъектов Федерации, использование зарубежного опыта по выводу экономики из кризисных ситуаций и переходу к рыночным отношениям, результаты работ министерств и ведомств по социально-экономическому развитию территорий, законодательные акты и прочие документы Правительства России по развитию экономики и т. П.Распределение инвестиций из федерального бюджета по регионам России

    Четкий  механизм распределения федеральных  инвестиций в региональном разрезе  вплоть до настоящего времени отсутствует.

    Повышенная  роль направленности федеральных инвестиций в Московский регион объясняется  более эффективной с точки  зрения получения отдачи от капиталовложений. Из-за высокого значения федеральных  инвестиций в российскую столицу  и большого объема капиталовложений в нее, доля федерального бюджета  как источника капиталовложений в Центральном экономическом  районе также достаточно высока — 21%. Для других крупных экономических  районов — ближе к среднему по стране уровню.

    Вторая  особенность распределения инвестиций из федерального бюджета по регионам состоит в устойчиво высоких  объемах инвестиций,

    направляемых  в наиболее индустриально развитые регионы, прежде всего, сырьевой направленности, Так, в список регионов-лидеров традиционно попадают Тюменская, Свердловская, Ростовская, Кемеровская области. Последняя, начиная с 1994 до конца 90-х гг. занимала третье-четвертое места по России. Она попадает в этот список как главный угледобывающий регион страны. Угледобыча, как известно, является одной из наиболее фондоемких отраслей промышленности.

    В особую группу с относительно большими объемами инвестиций из федерального бюджета выделяется ряд регионов, даже в условиях спада промышленного  производства фактически продолжающих оставаться районами нового экономического освоения. К ним помимо Тюменской  обл. с округами можно отнести  Республику Коми, Амурскую и Читинскую  области. При этом крайне высокие  абсолютные показатели, как правило, при средней или даже низкой численности  населения обеспечивают этим регионам и большие среднедушевые показатели. Повышенные среднедушевые показатели отмечаются и в регионах зоны Крайнего Севера, обладающих низкой численностью населения, прежде всего, в автономных округах, которые не выделяются большими абсолютными значениями.

    Ряд густонаселенных регионов России, из-за необходимости решения на федеральном  уровне геополитических задач, также  выделяется высокими значениями федеральных инвестиций, причем не только в абсолютных показателях, но и на душу населения.

    С другой стороны, любые характеристики распределения инвестиций в основной капитал из федерального бюджета  свидетельствуют о фактическом  недофинансировании большинства «русских»  областей Европейской части страны, а также трех республик Волго-Вятского экономического района (Республик Марий-Эл, Мордовии и Чувашии). За последние годы самые низкие душевые показатели распределения инвестиций среди крупных экономических районов традиционно были у Волго-Вятского, Поволжского и Центрально-Черноземного районов.

    Стоит выделить еще две группы регионов. В первую входят республики, наиболее активно отстаивающие идею собственного суверенитета и полагающиеся на внутренний достаточно мощный экономический потенциал (Татарстан и Башкирия). Вторую группу составляют наиболее слаборазвитые  регионы, которые не имеют крупных  инвестиционных проектов (Агинский-Бурятский, Коми-Пермяцкий и Усть-Ордынский авт. округа).

    Таким образом, география распределения  инвестиций в основной капитал из федерального бюджета в последние  годы свидетельствует о фактическом  продолжении экстенсивного развития страны за счет районов нового освоения и приграничных территорий. В целом  приоритетным остается и направление  федеральных средств в многонациональные  субъекты федерации (республики, автономные округа). Крайне активно «поглощает»  федеральные инвестиции российская столица.

    В то же время традиционно развитые регионы, прежде всего, Европейской части страны, остаются «недофинансированными». Безусловно, в настоящее время при катастрофическом спаде производства «нагрузка» на основные фонды снижается. Однако нельзя забывать, что возрастание физического и морального износа оборудования при отсутствии новых инвестиций может привести лишь к усугублению спада производства.

Между тем по прогнозам Минэкономики России, на период до 2010 г. во всех крупных экономических  районах страны прогнозируется продолжение  спада инвестиционной активности

при уменьшении удельного веса средств федерального бюджета в общем объеме инвестиций. Основным источником финансирования капиталовложений останутся средства предприятий. По отношению к уровню 1997 г. рост инвестиций ожидается только по восьми субъектам  Федерации: Нижегородской, Новгородской, Сахалинской, Тульской и Оренбургской областям, Республике Марий-Эл, Москве и Санкт-Петербургу. Наибольший спад прогнозируется в регионах Азиатской  части страны, где значительное сокращение средств из федерального бюджета  не будет компенсироваться за счет других источников финансирования.

Информация о работе Региональный менеджмент