Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:29, курсовая работа
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Введение………………………………………………………………………...3-4
Глава 1. Социальное страхование в РФ и странах Западной Европы….…..5-18
1.1. Система социального страхования в РФ………………………………....5-13
1.2. Система социального страхования в Странах Западной Европы……..13-18
Глава 2. Социальное страхование в Тверской области……………...…….18-29
2.1. Работа государственного учреждения – Тверского регионального отделения Фонда социального страхования РФ……………………….…..18-21
2.2. Влияние социального страхования на трудовой потенциал в Тверском регионе………………………………………………………………………..21-29
Заключение……………………………………………………………………....30
Список использованной литературы
Среди других мероприятий направленных на сокращение расходов по пенсионной статье можно назвать такие как сокращение размеров пенсии, изменение порядка ее начисления, продление сроков взносов в страховой фонд для получения права на пенсию. Например, в Великобритании в 1986 году размер пенсии был сокращен на 5% и введен новый порядок ее начисления.
Этот порядок состоял в том, что вместо точки отсчета от самой высокой заработной платы в течение 20 лет, бралась средняя заработная плата за весь трудовой стаж. Одновременно были введены поощрения, которые делали более доступными для трудящихся возможности получения пенсии от частных компаний, а не государственных. В Люксембурге в эти же годы был продлен срок взносов в страховой фонд с 5 до 10 лет для получения права на пенсию.
Глава 2.
Социальное страхование в Тверском регионе.
2.1. Работа государственного учреждения – Тверского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.
Государственное учреждение – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ- ТРОФСС РФ) образовано в соответствии с Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года №101 и является исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляя свою деятельность в соответствии с положением о Государственном учреждении – Тверском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденным Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.05.2003 г. № 117.
В структуре отделения 13 функциональных отделов и 4 межрайонных филиала, обслуживающих 36 районов Тверской области:
- Региональное отделение обслуживает г. Тверь и Калининский район;
- Кашинский межрайонный филиал №1 обслуживает районы: Кашинский, Бежецкий, Весьегонский, Калязинский, Кесовогорский, Краснохолмский, Кимрский, Конаковский, Молоковский, Рамешковский, Сандовский, Сонковский.
- Торжокский межрайонный филиал №2 обслуживает районы: Торжокский, Бологовский, Вышневолоцкий, Кувшиновский, Лесной, Лихославльский, Максатинский, Спировский, Удомельский, Фировский.
- Ржевский межрайонный филиал №3 обслуживает районы: Ржевский, Андреапольский, Зубцовский, Оленинский, Осташковский, Селижаровский, Старицкий, Пеновский.
- Нелидовский межрайонный филиал №4 обслуживает районы: Нелидовский, Бельский, Жарковский, Западнодвинский, Торопецкий.
На 01.01.2011 года в региональном отделении состоит на учете по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний 46402 страхователя с числом застрахованных 517299 человек, в т.ч. 70226 человек работающих во вредных и (или) опасных производственных факторах.
В 2010 году среднесписочная численность работающих по сравнению с отчетными данными за 2009 год снизилась на 20104 человек.
Снижение численности обусловлено следующими объектными причинами:
- сокращение штатов, вынужденные простои, работа в режиме неполной рабочей недели на ряде предприятий и организаций области;
- в связи с ликвидацией предприятий численность снизилась на 11210 человек.
Вместе с тем, в 4 квартале 2010 года наблюдается тенденция роста среднесписочной численности работающих на 3688 человек по сравнению с отчетными данными за 3 квартал 2010 года.
За 2010 год представили расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам 34334 страхователя, или 74,0% от общего числа состоящих на учете. На состояние отчетной дисциплины существенно влияют страхователи, не осуществляющие финансово-хозяйственной деятельности не представляющие отчет в исполнительные органы Фонда (8802 страхователей). С учетом этой категории фактический процент сданных ведомостей составил 91,3%.
В 2010 г. работа Фонда социального страхования и его исполнительных органов осуществлялась в условиях модернизации обязательного социального страхования.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.209 г. № 212- ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами, которые работодатели должны уплачивать во внебюджетные фонды.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. За 2010 год региональное отделение вынесло 345 решений на сумму 129,0 тыс. руб. о привлечении к ответственности за нарушение срока представления отчета 4-ФСС. С 1 января 2010 года, в связи с изменениями в законодательстве, штрафные санкции предъявляются страхователям, представившим отчетность в Фонд с нарушением сроков. Решения о привлечении к ответственности страхователей, не представивших отчетность, не принимаются.
В целях принудительного взыскания штрафов за нарушение сроков предоставления отчетности региональным отделением за 2010 год в кредитные учреждения направлено 900 инкассовых поручений на сумму 2922,2 тыс. руб., в службу судебных приставов передано 3479 постановления о взыскании штраф за счет имущества на сумму 10882,1 тыс. руб. По состоянию на 31 декабря 2010 г. службой судебных приставов вынесено 4290 решений о взыскании на сумму 13178,3 тыс. руб., возвращено без исполнения 2645 решений на сумму 8649,4 тыс. руб. в связи с невозможностью взыскания (79,5% от суммы вынесенных решений). Кроме того, удовлетворено 7 судебных исков на взыскание штрафа за нарушение срока сдачи отчетности на сумму 3,8 тыс. руб.
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
За 2010 г. вынесено 219 решений на сумму 129,3 тыс. руб. о привлечении к ответственности страхователей , несвоевременно представивших отчет формы 4- ФСС. 81 страхователей добровольно уплатили штраф в сумме 26,3 тыс. руб. В целях принудительного взыскания штрафов за нарушение сроков предоставления отчетности региональным отделением за2010 год в кредитные учреждения направлено 56 инкассовых поручений на сумму 85,1 тыс. руб., в службу судебных приставов передано 18 постановлений о взыскании штраф за счет имущества на сумму 1,8 тыс. руб.
Добровольно уплачено страхователями, поступило по инкассовым поручениям в уплату штрафов за нарушение сроков представления расчетных ведомостей ф-4ФСС 1,4 тыс. руб. Кроме того, добровольно уплачен административный штраф за нарушение сроков предоставления сведений об изменении счета в сумме 1 тыс. руб.
2.2. Влияние социального страхования на трудовой потенциал в регионе.
В условиях глобального финансово-экономического кризиса, затронувшего нашу страну, очень остро встал вопрос социальной защищённости человека труда. Попробуем разобраться, какое влияние оказывает социальное страхование на трудовой потенциал страны и нашего региона.
Первые результаты и итоги работы в новых условиях, а также возникающие по ходу дела проблемы были рассмотрены на Всероссийском совещании управляющих региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, состоявшемся в середине июля 2010г. в Москве.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: от того, насколько эффективно функционирует система социального страхования, напрямую зависит состояние трудового потенциала страны и региона, а значит и стабильность общества в целом.
Заключение
Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.
Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.
Действующая в России система социального страхования сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и социальной помощи. Термины принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, эквивалентность страховых взносов и выплат увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов – эти и другие классические элементы, и механизмы данных систем – все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения.
Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.
Приходится констатировать серьезное отставание в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение (статус) внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их, в основном, к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств»).
Мировой опыт свидетельствует, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве и т.д.), финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведение крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).
Недостатки, препятствующие институционализации социального страхования:
наличие высокой и все расширяющейся сферы теневого рынка труда и доходов – нерегистрируемые формы занятости, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы, что в итоге снижает уровень социальных гарантий для занятых в этой сфере работников и существенно сужает (до 25-30%) экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов;
сохранение архаичных положений социального законодательства, консервирующих нестраховые механизмы приобретения прав на пенсионное и другие виды социального страхования, что порождает нездоровые стимулы уклонения работниками работодателями от законодательно установленных процедур оформления трудовых отношений и уплаты в полном объеме налогов и страховых взносов;
наличие крайне высокой и неоправданной дифференциации в системе заработной платы и доходов населения в различных секторах экономики и регионах страны, которая при этом не увязана с системой страховых отчислений и всей системой социальной защиты, является тормозом развития системы социального страхования;
сохранение устарелых механизмов исчисления размеров пенсий и пособий на основе минимальной заработной платы, размеры которой лишают какой-либо смысловой нагрузки всю процедуру увязки уровня социальной защиты с объемом социальных выплат;
отсутствие концептуально выверенной системы управления социальным страхованием в форме демократических механизмов участия во всех важнейших процедурах принятия решений основных социальных субъектов – полномочных представителей работников и работодателей.
Информация о работе Реформирование сферы социального страхования на региональном уровне