Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:19, реферат
В экономике Республики происходят качественные изменения организации структуры управления производством. В первые годы экономических реформ был нанесен мощный удар по функциям государства в качестве собственника и субъекта планово-центрального управления. Разгосударствление и приватизация послужили главными рычагами осуществления переворота в базисных отношениях и критического ослабления экономической роли государства. Между тем, в современной рыночной экономике государство должно оставаться крупнейшим собственником и главной силой регулирования экономических процессов. В этой связи все более актуальной становится проблема усовершенствования правового регулирования экономикой.
Содержание.
Введение стр.3
Понятие предпринимательства стр.4
Законодательное регулирование видов
и форм предпринимательской деятельности стр.7
Проблемы предпринимательской деятельности в РК стр.13
Заключение
Кроме того, субъектами малого предпринимательства признаются любые физические и юридические лица в случае, если среднегодовая численность работников не превышает 50 человек и стоимость активов в среднем за год не превышает 60-тысячекратного расчетного показателя.
Полное товарищество. Полным товариществом признается товарищество, участники которого при недостаточности имущества товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
В товариществе с дополнительной ответственностью его участники несут ответственность по обязательствам товарищества своими вкладами в его уставный капитал, а при их не- достаточности - дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным вкладам.
Коммандитным признается товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в уставный капитал товарищества (вкладчиков). Вкладчики не участвуют в управлении товариществом.
Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных взносов. Правовое положение производственного кооператива, права и обязанности его членов определяется ГК и Законом Республики Казахстан "О производственном кооперативе". Членов кооператива должно быть не менее двух. ГК устанавливает субсидиарную ответственность членов кооператива по его обязательствам в размерах и в порядке, предусмотренном Законом "О производственном кооперативе". Данный Закон не устанавливает минимального размера уставного фонда, необходимого для учреждения и функционирования производственного кооператива. Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности, делится на паи его членов пропорционально их взносам, если уставом кооператива не предусмотрен иной порядок. Согласно пункту 4 статьи 99 ГК, член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. Указанная норма императивна, следовательно, иное правило не может быть установлено учредительными документами. Статья 100 ГК предусматривает основания и последствия прекращения членства в кооперативе. Член кооператива вправе по своему усмотрению в любое время выйти из кооператива, однако при этом выдача пая и иные выплаты производятся лишь по окончание финансового периода и утверждения финансовой от- четности кооператива. Членство в кооперативе прекращается также в связи с исключением из кооператива, в частности, в связи с членством в аналогичном кооперативе, а также в связи со смертью члена кооператива. Согласно пункту 4 указанной статьи, "в случае смерти члена производственного кооператива наследники могут быть приняты в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива, При отказе наследника умершего члена кооператива от вступления в кооператив либо отказе кооператива от приема наследника ему выплачивается доля в имуществе, пропорциональная паю умершего члена кооператива, а так же причитающиеся умершему часть чистого дохода кооператива и вознаграждение за личное трудовое участие в деятельности кооператива".
Акционерным обществом признается товарищество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, равной номинальной стоимости. Акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций и не несут ответственность по обязательствам общества за исключением акционеров корпоративных накопительных пенсионных фондов. Последние несут солидарную ответственность по обязательствам фондов в порядке и на условиях, установленных пенсионным законодательством. Различают открытые и закрытые акционерные общества. Акционеры открытого акционерного общества вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия остальных акционере". Для продажи акций закрытого акционерного общества акционер должен предложить выкупить их другим акционерам либо самому обществу и лишь в случае отказа или неполучения ответа в течение одного месяца со дня запроса, возможна продажа акций третьим лицам. Поскольку приведенная норма статьи 86 ГК является императивной, в учредительных документах закрытого акционерного общества не может содержаться иное правило. В товариществе с ограниченной ответственностью участники также имеют право преимущественной покупки отчуждаемой одним из них принадлежащей ему доли. Перечисленные выше организационно-правовые формы юридических лиц представляют собой наиболее распространенные фор- мы предпринимательской деятельности. Юридическое лицо начинает свое существование с момента регистрации в государственных органах. Для осуществления та- кой регистрации необходимо представить следующий пакет документов:
- устав на казахском и русском языках;
- протокол собрания учредителей или решение учредителя о создании юридического лица;
- для акционерных обществ - справка банка о внесении на его депозит не менее 25 % уставного капитала для открытых акционерных обществ и не менее 100 % для закрытых;
- для акционерных обществ - нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица-учредителя либо ксерокопии паспортов физических лиц;
- для акционерных обществ - документ, подтверждающий местонахождения юридического лица; - заявление на регистрацию юридического лица по установленной форме; - квитанция об оплате госпошлины за регистрацию.
Учредительный
договор должен быть нотариально удостоверен
и подписан всеми учредителями. Договор
является коммеческой тайной и для регистрации
в государственные органы не предоставляется.
Государственные органы не вправе требовать
от учредителей каких-либо дополнительных
документов. В случае, если какой-либо
из осуществляемых видов деятельности,
подлежит лицензированию согласно законодательству
Республики Казахстан, например деятельность
связанная с повышенной опасностью для
окружающих, то юридическое лицо не вправе
осуществлять предпринимательскую деятельность
до по- лучения лицензии. Доходы, получаемые
от такого рода деятельности без лицензии
изымаются в бюджет.6 Для юридических лиц-субъектов
малого предпринимательства может применяться
упрощенная система налогообложения при
наличии следующих условий: - когда численность
работающих не превышает 15 человек независимо
от вида осуществляемой ими деятельности;
- совокупный годовой доход не превышает
10000-кратного месячного расчетного показателя;
- если организация не имеет просроченной
задолженности по уплате налогов и иных
обязательных отчислений в бюджет; - если
организацией своевременно сданы необходимые
расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность.
ПРОБЛЕМЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
КАЗАХСТАН
Развитие предпринимательства в Республике Казахстан сталкивается с различными проблемами, которые характерны для свободных рыночных отношений. Одной из таких проблем является злоупотребление правом осуществления свободной конкуренции.
11 июня 1991 года в РК, с учетом мирового опыта в дан ной области, был принят первый специальный антимонопольный закон "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Это свидетельствует о признании законодателем необходимости "поддержания и защиты самой конкуренции, являющей собой внутренний двигатель всей рыночной системы".8 Не отрицая ценности данного закона, нам бы хотелось от- метить, что необходимо принятие нового закона, так как с 1991 года многое изменилось в экономической жизни государства, возникли отношения, которые не охватываются вышеуказанным законодательным актом. К примеру в ст. 9 Закона КазССР "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" перечисляется только пять форм недобросовестной конкуренции, но на практике таких форм недобросовестной конкуренции значительно больше. К примеру, такие формы как:
- недобросовестная предпринимательская деятельность; - дискредитация предпринимательской деятельности; - недобросовестные соглашения конкурентов; - копирование внешнего и оформление чужого товара; - групповой байкот; - ценовой сговор; - слияние конкурентов, результатом которого является возникновение монополиста или ограничение конкуренции.
Законодательное ограничение данных форм недобросовестной конкуренции необходимо, так как хозяйствующие субъекты, допускающие эти нарушения остаются безнаказанными.
Немало проблем возникает в практике применения законодательства о юридических лицах. Так, при перерегистрации юридического лица непредставление сведений в органы министерства юстиции в месячный срок влечет за собой изъятие дохода полученного от деятельности без перерегистрации. 9 Применение же изъятия представляется недопустимым, т.к. эта мера по сути конфискационная, должна предусматриваться в соответствии со ст. 254 ГК РК (Общая часть) законодательным актом. Указ Президента РК и.с. з. "О государственной регистрации юридических лиц" от 17.04.95 г., Положение о порядке уплаты сбора за государственную регистрацию юридических лиц от 19.11.96 г.
К тому же, думается, несправедливо применять к субъекту, стоящему на налоговом учете, уплачивающему налоги , сборы и другие обязательные платежи, но не прошедшему перерегистрацию, ту же меру ответственности, что и к субъекту, осуществляющему свою деятельность без регистрации. Таким образом, мы видим, что предпринимательская деятельность, как явление весьма новое для нашей экономики и казахстанского права, развиваясь ставит достаточно серьезные проблемы, которые, однако, при изучении опыта других государств, вполне решаемы.
Предпринимательство - это инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В сегодняшнем Казахстане предпринимательство уже свершившийся факт, конечно, оно претерпевает много трудностей, но на настоящий момент государство всеми силами старается поддержать его развитие. В частности в канун лета 1999 года Президентом Республики Казахстан было принято распоряжение «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». Необходимость принятия этого закона была уже очень давно. Незаконные придирки со стороны проверяющих с использованием служебного положения- это факт, который питает коррупцию. Государство осуществляет поддержку следующим образом:
*создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
*установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции;
*устранение правового режима благоприятствования для субъектов предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин;
*создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития предпринимательства;
*принятие специальных программ кредитования субъектов предпринимательства с определением финансовых источников;
*предоставление преференций субъектов предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;
*поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;
*организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов предпринимательства.
Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов предпринимательства устанавливает законодательным путем определенные льготы для них.
Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в сложных и не всегда благоприятных социально экономических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.
Объективные трудности связаны с общим кризисным состоянием экономики и недостаточно требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего импульса широкомасштабному развитию предпринимательства.
Написав эту работу, я выявила следующие типы основных проблем, с которыми сталкивается развитие предпринимательской деятельности в Казахстане.
Существующие трудности и барьеры на пути предпринимательства. Предлагаемые способы преодоления трудностей и барьеров.
1. Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных и производственных помещений, машин, оборудования , земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств.
* Участие в завершающейся стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации.
* Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе.
* Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства).