Определение
потребностей развития работника происходит
в процессе проведения оценочных
процедур (аттестации, в рамках управления
по целям). Роль оценки персонала чрезвычайно
ответственна, поскольку сегодня
она должна быть направлена не только
на определение текущих результатов
работы сотрудника, но и на выявление
потребностей его развития.
Цели
развития определяются по следующим
направлениям:
- Улучшение
результатов труда предполагает подготовку
сотрудников, направленную на развитие
компетенций, позволяющих повысить производительность
и качество труда. Например, работа на
более производительном оборудовании
по новой технологии требует освоения
определенных навыков.
- Управление
квалификацией сотрудников ориентировано
на повышение или изменение квалификации
работников. В случае усложнения требований
к исполнителю работы требуется специальная
подготовка, направленная на развитие
компетенций, связанных с профессиональными
знаниями и навыками, специализацией по
определенным направлениям и проблемам.
В некоторых ситуациях, например при открытии
новых направлений деятельности, может
быть необходимо переобучение сотрудников
для работы в новых должностях.
- Управление
процессом исполнения работы заключается
в выявлении действий работника, оказывающих
влияние на эффективность его деятельности,
и обучение способам и методам осуществления
этих действий. Часто такие ключевые компетенции
связаны с особенностями поведения сотрудника.
Например, для специалиста по продажам
становится ключевой такая компетенция,
как умение вести переговоры, поскольку
именно этот навык в дальнейшем влияет
на общий результат труда этого специалиста.
- Управление
должностным продвижением связано с развитием
профессионализма работника для занятия
им в будущем более высокой и ответственной
должностной позиции в организации.
СИСТЕМА
РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
Любая
сложная деятельность может быть
эффективной только на основе системного
подхода. Развитие персонала – процесс
многофакторный и многовариантный,
поэтому как система он представляет
собой совокупность взаимосвязанных
компонентов, каждый из которых в
той или иной степени способствует
развитию значимых в контексте организационного
развития профессиональных и личностных
свойств работников (знаний, навыков,
умений, ценностей, мотивации).
Главные
задачи, решаемые в рамках системы
развития персонала, направлены на обеспечение:
- конкурентоспособности
рабочей силы предприятия за счет формирования
высокопрофессионального персонала;
- конкурентных
преимуществ потенциала человеческих
ресурсов предприятия в долгосрочной
перспективе на основе реализации концепции
непрерывного развития персонала;
- гибкости
и адаптивности потенциала человеческих
ресурсов к изменениям за счет применения
соответствующих ситуации методов и инструментов
управления.
Структура
компонентов системы развития персонала
может быть представлена в следующем
виде ( рис. 2).
Рис.
2 Механизм функционирования системы
развития персонала.
Цели
и задачи организации определяют
потребности в профессиональном
развитии сотрудников и направления
подготовки персонала, занятого в определенных
областях деятельности предприятия.
- Оценка личностного
трудового потенциала и результатов труда
позволяет выявить направления для лучшего
использования работников в соответствии
с интересами организации. Кроме того,
в ходе оценки устанавливаются возможности
более эффективного использования сотрудника
в пределах занимаемой им должности за
счет развития компетенций, определяющих
достижение лучших результатов труда.
- Обучение
является непременным условием и необходимым
средством профессионального развития
персонала, обеспечивая подготовку работников
по программам, ориентированным на решение
задач организации.
- Служебно-профессиональное
продвижение как один из элементов системы
профессионального развития поддерживает
процессы, связанные с изменением должностного
или квалификационного статуса работников,
в случаях, когда это необходимо.
- Мотивация
и стимулирование позволяют обеспечить
необходимый уровень заинтересованности
со стороны сотрудников организации в
развитии.
- Стили и методы
управления решающим образом влияют на
структуру потребностей, содержание и
реализацию процесса развития персонала.
- Корпоративная
культура – является основным инструментом
регулирования поведения работников через
систему целей, ценностей и норм взаимодействия
в организации. В условиях стратегического
управления чрезвычайно важно инициирование
самосовершенствования и саморазвития
у работников путем создания социальной
среды, в которой поддерживается инициатива,
стремление к достижениям, инновационность,
сотрудничество и партнерство. Указанные
элементы взаимосвязаны и взаимозависимы
и составляют целостную систему развития
персонала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня
постоянное обучение сотрудников стало
нормой в передовых компаниях
мира. Многие исследователи прогнозировали,
что к 2000 году в 500 крупных фирмах
средний рабочий будет ежегодно
тратить около 53часов на программы
подготовки, субсидируемые организацией.
Однако, судя по имеющимся данным, этот
прогноз не совсем соответствует
реальной потребности компаний в
образовании. Например, уже в 1995 году
каждый сотрудник "Тексас Инструментс"
провел более 40 часов на курсах повышения
квалификации (для сравнения в 1990 году
– 25 часов). В фирме Моторола норму дополнительного
образования планируется довести до 200
часов в год на каждого сотрудника.
Программы
в области подготовки и переподготовки
рабочей силы имеют 76% американских
корпораций с числом занятых 500 и
более человек. Так, корпорация Дженерал
Моторс ежегодно тратит на переподготовку
рабочих 80 млн долларов. Помимо непосредственного
влияния на финансовые результаты посредством
повышения уровня профессионального мастерства,
капиталовложения в профессиональное
развитие способствуют созданию благоприятного
климата в организации, повышают мотивацию
сотрудников и их преданность организации,
обеспечивает преемственность в управлении.
Профессиональное
развитие оказывает положительное
влияние и на самих сотрудников.
Повышая квалификацию и приобретая
новые навыки и знания, они становятся
более конкурентоспособными на рынке
труда и получают дополнительные
возможности для профессионального
роста как внутри своей организации,
так и вне ее. Это особенно важно
в современных условиях быстрого
устаревания профессиональных знаний.
Профессиональное обучение также способствует
общему интеллектуальному развитию
человека, расширяет его эрудицию
и круг общения, укрепляет уверенность
в себе.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Менеджмент
персоналу: Навчальний посібник /За заг.
ред. В.М. Данюка, В.М. Петюха, К.: КНЕУ, 2004.
- Щекин Г. В.
Основы кадрового менеджмента: Учебник
для вузов.-3-е изд., перераб. и доп.- К.: МАУП,
1999.
- Управление
персоналом организации: Учебник для вузов
/Под ред. Кибанова А. Я., М.: ИНФРА, 2003.
- Стаут Л.У.
Управление персоналом. Настольная книга
менеджера. - М.: Добрая книга, 2005.
- Кибанов А.Я.,
Дуракова И.Б. Управление персоналом. -
М.: Экзамен, 2005.
- Травин В.В.,
Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия:
Учеб. - практ. пособие. — 4-е изд. — М.: Дело,
2002. — 272 с.