Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 17:41, реферат
Рассматривая развитие теории и практики управления, Н.И.Кабушкин [6] выделяет несколько периодов.
I период - период возникновения исторических предпосылок формирования основ управления условно начинается с IX-VII тысячелетия до нашей эры и продолжается примерно до XVIII в. Человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления, прежде чем оно смогло выделиться в самостоятельную область знаний.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук стали применять приемы управления к межличностным отношениям. Положения науки о человеческом поведении (бихейвиоризм, от англ, behaviour - поведение) использовались для формирования организации таким образом, чтобы каждый ее работник мог быть полностью использован в соответствии с его потребностями. Основные представители школы человеческих отношений: М.П.Фоллет5, Э.Мэйо6, А.Маслоу7.
М.П.Фоллет,
занимаясь изучением «
Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень их удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к повышению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Развитие таких наук, как психология и социология, и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделали изучение поведения на рабочем месте в большей степени научным.
Бихейвиоризм представляют К.Арджирис, Р.Лайкерт, Ф.Херцберг и Д.МакГрегор. Наиболее известны у нас Д.МакГрегор и Ф.Херцберг по своим теориям мотивации. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Школа поведенческих наук (бихейвиоризм) значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Сторонники нового подхода стремились в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения поведенческих концепций к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов.
Поведенческий
подход стал настолько популярен, что
почти полностью охватил всю область
управления в 60-е годы. Как и более ранние
школы, этот подход отстаивал "единственный
наилучший путь" решения управленческих
проблем. Его главный постулат состоял
в том, что правильное применение науки
о поведении всегда будет способствовать
повышению эффективности как отдельного
работника, так и организации в целом.
Однако такие приемы, как изменение содержания
работы и участие работника в управлении
предприятием, оказываются эффективными
только для некоторых работников и в некоторых
ситуациях. Итак, несмотря на многие важные
положительные результаты, бихейвиористский
подход иногда оказывался несостоятельным
в ситуациях, которые отличались от тех,
что исследовали его приверженцы.
1. ФАЙОЛЬ АНРИ (1841 -1925) - французский инженер, создатель стройной организации управления производством ("административная доктрина"), сформулировал 14 принципов управления. Основные произведения: "Общее и промышленное управление", "Научная организация труда", "Позитивное управление", "Учение об управлении".
2. УРВИК ЛИНДАЛ - основатель консультационной фирмы в Англии (1934), руководил международным институтом по управлению в Женеве. Автор сорока книг, брошюр и статей по вопросам менеджмента. В 1943 г. предложил единую систему принципов управления.
3. МУНИ ДЖЕЙМС Д. - американский экономист, обосновал универсальность принципов организации (1931 г.).
4. РАЙЛЙ А.К. - теоретик менеджмента, обосновал принцип делегирования ответственности.
5.
ФОЛЛЕТ МЕРИ ПАРКЕР (1868-1933) -
американская
6. МЭЙО ЭЛТОН (1880-1949) - американский социолог, один из основателей американской индустриальной социологии, выдвинул доктрину "человеческих отношений" как путь к установлению "мира в промышленности" ("четыре принципа Э.Мэйо").
7. МАСЛОУ АБРАХАМ - американский психолог, экономист, автор мотивационной теории потребностей (1954).
Школа науки управления дает углубленное понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, а также
развивает количественные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Основные ее представители: С.Черчмен1, Д.Марч2, Г.Саймон3, Д.Р.Форрестер4, Х.Райфа5.
Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Ф.У.Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно широко. Эти методы, сгруппированные под общим названием «исследование операций» (operations research или OR), были разработаны и использованы впервые в военные годы для решения таких проблем, как организация противовоздушной обороны Великобритании, максимизация эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе, война подлодок и минирование японских портов.
Исследование операций и модели. По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель - это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее в абстрактном виде. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Дорожная карта, например, облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности. Без такой модели было бы гораздо сложнее добраться до места назначения. Пришлось бы полагаться на метод проб и ошибок. Точно так же модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества.
После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Основой науки управления (management science или MS) становится замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Российскому читателю в этом смысле более близко словосочетание «экономико-математические методы». Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.
Влияние количественного подхода. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихейвиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь очень немногие руководители имели образование, достаточное для понимания и применения сложных количественных методов. Однако в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов и применения компьютеров.
Однако наука управления не стоит на месте. Доктрина «человеческих отношений», суть которой заключалась в увеличении морального компонента и степени личной удовлетворенности людей в организации, нашла свое продолжение в концепции управления человеческими ресурсами, исходящей из предпосылки, что моральный климат на предприятии, равно как и удовлетворенность работников являются продуктом творческого решения проблем, вызванных участием рабочих в управлении. Цель управления на основе этой концепции - совершенствование процесса принятия решений и повышение эффективности контроля.
В последние годы широкое распространение в США получила доктрина «производственной демократии», или, как ее еще называют, «демократии на рабочих местах». Суть ее в том, что наемный труд, будучи законным «акционером» предприятия, может и должен играть несравненно большую роль в управлении производством. «Производственная демократия», по мнению американского социолога Д.Найтингейла, - это форма соучастия, дающая работникам всех уровней организации право участвовать в решениях, затрагивающих их интересы.
Появление подобного рода новаций в американском менеджменте не случайно. Уже к середине 60-х гг. у многих экспертов и теоретиков менеджмента сформировалось убеждение, что частнопредпринимательские организации не достигают своих целей с должной эффективностью из-за игнорирования социальных проблем и противоречий. Иными словами, менеджмент столкнулся с необходимостью быстро воспринимать множество сигналов, поступающих из быстро меняющейся социально-экономической среды, с необходимостью разрабатывать свою активную стратегию, а не замыкаться только на вопросах совершенствования внутренней структуры предприятий. Концепция «производственной демократии» как раз и возникла из стремления удовлетворить эту потребность. Ее можно рассматривать как попытку примирения и согласования интересов бизнеса со все более настойчивыми требованиями работников, касающимися улучшения их положения как в экономической, так и в социальной сферах.
Основоположниками идеи «производственной демократии» принято считать реформистских социологов Дж. Коула1 и А.Гоца, доказывавших возможность управления частнопредпринимательскими корпорациями через контролируемые рабочими производственные советы.
Концепция «производственной демократии» отличается от предшествовавших ей доктрин «человеческих отношений» и «управления человеческими ресурсами» тем, что в своем практическом осуществлении она менее зависима от произвола менеджеров, поскольку производственные отношения между менеджерами и рабочими поставлены на более прочную правовую основу.
1 ЧЕРЧМЕН С. - американский исследователь, классифицировал различные направления системных исследований в зависимости от характера проблем.
2 МАРЧ ДЖЕЙМС - американский экономист, профессор Стенфордского университета, теоретик менеджмента.
3 САЙМОН ГЕРБЕРТ (род. в 1916) - профессор Технологического института Карнеги – центра социальных систем, занимался психологическими аспектами управления.
4 ФОРРЕСТЕР ДЖЕЙ РАЙТ - профессор Массачусетсского технологического института, инженер-электрик; разработал формальную модель организационной системы промышленного предприятия.
КОУЛ ДЖОРДЖ (1889-1959) - английский историк, экономист и социолог, один из идеологов Фабианского общества; известны его труды по экономической истории и истории рабочего движения.
Информация о работе Развитие менеджмента как науки. Основные школы управления