Разработка стратегии развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – заключается в выборе стратегии управления предприятием ОАО «Магнит».
Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы стратегического управления.
- проанализировать внутреннюю и внешнюю среду организации.
- выбрать бизнес-стратегию для предприятия.
Объектом исследования является ОАО «Магнит».
Предметом исследования является стратегия развития ОАО «Магнит»

Содержание

Введение…………………………………………………………………….........3

Глава 1 Теоретические основы стратегического управления………………...5

1.1 Сущность стратегического управления и его ключевые понятия………..5

1.2 Порядок разработки и реализации стратегического развития предприятия…………………………………………………………………….10

Глава 2 Анализ технико-экономических данных ОАО «Магнит» ………....20

2.1 Анализ факторного воздействия внешнего окружения ОАО «Магнит».20

2.2 Анализ внутренней среды предприятия ОАО «Магнит»…………..……27

Глава 3 Выбор и обоснование стратегии развития предприятия ОАО «Магнит»………………………………………………………….…...….31

3.1 Разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития предприятия ОАО «Магнит»……………….……..…31

Заключение……………………………………………………………………...35

Библиография…………………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

Григорьев В.М. 863 группа.docx

— 75.13 Кб (Скачать)

     Также можно выделить такие виды стратегий  как:

     - стратегии роста;

     - диверсифицированные;

     - моностратегии;

     - мультиатрибутивные.

     Исходя  из этой классификации, стратегия, разрабатываемая  предприятием, должна представлять собой  совокупность нескольких стратегий. Эти  стратегии должны быть согласованы  и тесно взаимодействовать друг с другом. Стратегический выбор предприятия  должен быть определенным и однозначным. Только в этом случае предприятие  достигнет успеха.

    1. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия.

     Современные стратегии основываются на регулярном учете условий, в которых работает определенное промышленное предприятие, на осознании задач, стоящих перед  ним, что способствует возникновению  самых разнообразных проектов развития, которые, в свою очередь, обусловливают  выбор такого варианта стратегии  развития, который обеспечит стабильность предприятия и, удовлетворяющие  требованиям, экономические результаты.

     Современные стратегии основываются на проникновении  в суть условий, в рамках которых  работает определенная сфера экономики, отрасль; осознании задач, стоящих  перед предприятиями. Это способствует возникновению разнообразных проектов развития, позволяющих выбрать вариант, который обеспечит выживаемость компании и возможность ей выйти на хорошие экономические результаты. По результатам очного дистанционного обследования более 200 промышленных предприятий, расположенных в разных регионах России, проведенного ЦЭМИ РАН совместно с экономическим факультетом МГУ и Российским экономическим барометром, более 68 % предприятий имели определенный опыт разработки стратегических планов, причем у 2/3 он был положительным. При этом почти 60 % тех, кто считает, что без стратегического плана сейчас было бы очень трудно, оценивают свое финансовое положение как хорошее или нормальное, в то время, как среди выбравших другие варианты ответа, эта доля в среднем вдвое меньше [3].

     Основные  составляющие стратегии [14]:

     1. Анализ макро- и микросреды  компании, конъюнктуры рынка.

     2. Философия, миссия, цели и задачи.

     3. Стратегия в области деятельности  предприятия:

     приоритетные  виды деятельности;

     сегменты  рынка, на которых собирается действовать  фирма;

     доля  компании в общероссийском объеме;

     место компании в списке крупнейших в России.

     4. Маркетинговая стратегия:

     продукты, требующие разработки исходя из существующего  спроса;

     системы продажи продуктов;

     доля  различных форм распространения  продуктов;

     новые каналы и передовые технологии распространения  продуктов;

     ценовая политика;

     система формирования спроса на услуги;

     рекламная стратегия.

     5. Инвестиционная политика:

     анализ  инвестиционной среды;

     принципы  инвестиционной политики;

     приоритетные  направления инвестиций;

     прогноз уровня доходности по инвестиционным проектам.

     6. Стратегия по работе с персоналом (кадровая стратегия):

     система подбора и обучения персонала;

     система стимулирования;

     корпоративная культура и ценности;

     система коммуникаций.

     7. Региональная политика:

     краткий анализ регионов России;

     перечень  вновь открываемых филиалов;

     система взаимоотношений головной компании и филиалов.

     8. Стратегия в области международной  деятельности [14].

     Необходимость в выработке новой стратегии  организации появляется тогда, когда  возникают новые цели или выясняется невозможность достижения поставленных целей с помощью прежней (действующей) стратегии.

     Процесс разработки стратегии предприятия  состоит из нескольких этапов (таблица 1.3). 
 

     Таблица 1.3

     Основные  этапы и методы формирования стратегии  предприятия

Этап Характеристика  этапа Используемые  методы
1. Предварительный Анализ личного  потенциала руководства, его заинтересованности в разработке стратегии. Диагностика  предприятия по всем направлениям. Выбор согласованных позиций  руководства и привлеченных экспертов. Анкета директора.

Анкетный опрос.

Бизнес диагностика.

2. Выработка  альтернативных стратегий Формирование  рабочих групп для разработки различных вариантов стратегии. Оценка стратегии экспертов. Мозговой штурм.

Проблемно-деловая  игра.

Коллективная  работа с экспертами.

3. Ранжирование  альтернативных стратегий и принятие  решений Ранжирование  стратегических проблем. Выбор критерия. Разработка целевых программ. Экспертные  методы. Сетевые методы. Стохастические графы. Интуиция руководителя.
 

     Далее составленная матрица позволяет  увидеть, какие методы применяются  на этапах формирования стратегии развития компании [15]

     Таблица 1.4

     Матрица системы методов формирования стратегии

Наименование  методов Наименование  этапов стратегии
Организационный этап Диагностика внешней  среды Диагностика состояния  ТЛК Формирование  стратегии Разработка  планов реализации
Экспертного оценивания +   +    
Статистических  оценок +   +    
SWOT-анализ   +      
PEST-анализ   +      
Организационной диагностики +   +    
Моделирования     + +  
Синтеза       +  
Матричный   + +   +
Тестирование   + +    
Декомпозиции         +
PIAR         +
Сбалансированная  система показателей       + +

     Методологической основой инструментария стратегического анализа являются общенаучные методы (системный и ситуационный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование и т.д.), аналитико-прогностические методы и методические приемы, заимствованные из разных областей знаний (социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики и т.д.).

     Применение  аналитических методов в стратегическом управлении связано с применением  системного подхода к управлению. Учеными были выделены следующие  модификации системного подхода: системно-комплексный, системно-функциональный, системно-целевой, системно-ресурсный, системно-интеграционный, системно-коммуникационный, системно-исторический, системно-программный, системно-мультипликационный, системно-нормативный, системно-динамический и системный режим экономии.

     Управленческая  значимость методов анализа внешней  среды организации выражается в  возможности определять силы проявления каждого значимого фактора внешней  среды, а также степени чувствительности стратегии к внешним факторам.

     На  выбор метода анализа внешней  среды влияют следующие характеристики внешней среды:

  • сложность – число факторов, на которые предприятию следует реагировать;
  • подвижность – темп изменений, скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия;
  • неопределенность – количество и надежность информации о конкретных факторах внешней среды; чем выше неопределенность, тем с большим числом проблем приходится сталкиваться менеджерам предприятия;
  • привычность событий – новизна возникающих изменений.

     Метод стратегического анализа внешней  среды должен быть направлен на:

     - установление и оценку факторов  среды, представляющих угрозу  или способствующих развитию  организации;

     - изучение изменений, влияющих  на текущую деятельность организации,  и установлении их тенденций;

     - разработку возможных реакций  на развитие факторов среды;

     - открытие новых способов создания  некоторой полезности, имеющей ценность  для потребителей.

     Из  наиболее часто используемых методов  анализа внешней среды достоинством всех анализируемых методов анализа  внешней среды стало наглядное  изображение внешних факторов, совместное изучение внешних и внутренних факторов присуще SWOT-анализу, картам стратегических групп конкурентов. Оценка вероятности  наступления нескольких событий  характерна для анализа перекрестного  воздействия и для матрицы  «Еврокип». Среди недостатков методов  анализа внешней среды отмечается практически для всех методов: статичность  метода, невозможность учета внезапных  событий, субъективность.

     Большое значение в анализе внешней среды  играют экономико-математические методы. Это экономико-статистические методы: множественная регрессия, дискриминантный, факторный, кластерный, объединенный, вариационный анализ, анализ многомерных  совокупностей; методы экономико-математического  моделирования: моделирование марковских процессов, модели очереди, и др.; методы оптимизации: математическое программирование, теория игр, эвристика и др.

     К недостаткам применения методов  экономико-математического моделирования:

     - необходимость серьезных затрат  на организацию исследовательской  работы и оплату труда специалистов;

     - невозможность охватить в моделях  все наиболее существенные тенденции  развития;

     - высокую вероятность внезапных  изменений, разрушительных событий,  существенно снижающих полезный  эффект модели.

     Стратегический  управленческий анализа – это  инструмент стратегического анализа, с помощью которого руководство  организации оценивает эффективность  хозяйственной деятельности с точки  зрения обеспечения будущей долгосрочной прибыли. Стратегический управленческий анализ оценивает не только текущее состояние предприятия, но и направлен на выявление стратегических проблем [8].

     Портфельный анализ – это инструмент стратегического  анализа, с помощью которого руководство  организации выявляет и оценивает  свою хозяйственную деятельность с  целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения или  прекращения инвестиций в неэффективные  проекты. Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных (трех-, четырех-, n-ых) матриц, с помощью которых бизнес-единицы или продукты сравниваются друг с другом по таким критериям, как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. При этом реализуются принципы сегментации рынка (выделения наиболее значимых критериев на основе анализа внешней среды) и анализа деятельности предприятия и согласования (по парного сопоставления критериев). Достоинствами портфельных методов является комплексное рассмотрение определенного набора продуктов, простота и наглядность представления возможных стратегий, конкретные варианты стратегий, акцент на качественные стороны анализа. К недостаткам относят статичный характер, ограниченное количество позиций и показателей, ограниченное число стратегий, субъективизм.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия