Разработка и реализация управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:13, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ принятия оптимального управленческого решения с учетом фактора неопределенности и риска на примере конкретной организации (ЗАО «Молочный рай»).
Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоящие в следующем:
· рассмотреть понятия неопределенности и риска;
· рассмотреть процесс влияния неопределенности и риска на деятельность организации;
· рассмотреть научные методы принятия решений, рекомендуемые в условиях неопределенности и риска;
· применить на практике разработку управленческих решений в условиях неопределенности и риска на примере организации ЗАО «Молочный рай».

Работа содержит 1 файл

Разработка и реализация управленческих решений в условиях неопределенности и риска.docx

— 40.18 Кб (Скачать)

Величина  риска (степень риска) измеряется двумя критериями.

·                   среднее ожидаемое значение;

·                   изменчивость (колеблемость) возможного результата.

Среднее ожидаемое  значение связано с неопределенной ситуацией.

Среднее ожидаемое  значение – это средневзвешенное для всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты  или веса соответствующего значения. Среднее ожидаемое значение измеряет результат, который мы ожидаем в  среднем.

Например, если известно, что при вложении капитала в мероприятие  А из 120 случаев прибыль 25 тыс. руб. была получена в 48 случаях (вероятность 0,4), прибыль 20 тыс. руб. была получена в 36 случаях (вероятность 0,3) и прибыль 30 тыс. руб. была получена в 36 случаях (вероятность 0,3), то среднее ожидаемое значение составит 25 тыс. руб. (25 х 0,4 + 20x0,3 + 30x0,3).

Аналогично можно  вычислить, что при вложении капитала в мероприятие Б средняя прибыль  составила 30 тыс. руб. (40 х 0,3 + 30 х 0,5 + + 15 х 0,2). Сравнивая две суммы ожидаемой  прибыли при вложении капитала в  мероприятия А и Б, можно сделать  вывод, что при вложении в мероприятие  А величина получаемой прибыли колеблется от 20 до 30 тыс. руб. и средняя величина составляет 25 тыс. руб.; при вложении капитала в мероприятие Б величина получаемой прибыли колеблется от 15 до 40 тыс. руб. и средняя величина составляет 30 тыс. руб. Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять  решения в пользу какого-либо варианта вложения капитала. Изменчивость возможного результата представляет собой степень  отклонения ожидаемого значения от средней  величины.

Риском можно управлять, т.е. использовать различные приемы, позволяющие в определенной степени  прогнозировать наступление рискового  события и принимать меры к  снижению степени риска. Эффективность  организации управления риском во многом определяется классификацией риска.

 

2.3 Управление рисками  при принятии управленческих  решений

 

При принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска необходимо проводить  анализ рисков. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная  задача которого состоит в определении  факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и  количественный, позволяющий вычислить  величину отдельных рисков и риска  проекта в целом.

Исследование риска  целесообразно проводить в следующей  последовательности:

§     выявление объективных и субъективных факторов, влияющих на конкретный вид риска;

§     анализ выявленных факторов;

§     оценка конкретного вида риска с финансовых позиций, определяющая либо финансовую состоятельность проекта, либо его экономическую целесообразность;

§     установка допустимого уровня риска;

§     анализ отдельных операций по выбранному уровню риска;

§     разработка мероприятий по снижению риска при принятии управленческого решения.

После проведения анализа  рисков в процессе разработки управленческого  решения используются специальные  приемы управления риском.

Вопросами теории управления риском занимается риск-менеджмент. Риск-менеджмент – специальная форма предпринимательской  деятельности. Осуществляют ее профессиональные институты специалистов, страховые  компании, финансовые менеджеры. Схема  риск-менеджмента представлена на рис. 1. Инструментарий снижения влияния риска.

Одна из основных сфер риск-менеджмента – страховой  рынок, где объектом купли-продажи  выступают страховые услуги, предоставляемые  организациям и отдельным гражданам  преимущественно страховыми компаниями и негосударственными пенсионными  фондами.

 

Рис. 1. Инструментарий снижения влияния риска

 

Основные приемы риск-менеджмента при принятии управленческих решений:

§     избежание риска – уклонения от мероприятия, связанного с риском;

§     удержание риска – оставление риска за инвестором (предполагая покрытие возможных убытков за счет резервных средств инвестора);

§     передача риска – передача ответственности за риск, например, страховой компании;

§     снижение степени риска – уменьшение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема.

Наиболее распространенные приемы для снижения степени риска:

§     диверсификация;

§     получение дополнительной информации о ситуации принятия решения;

§     лимитирование за счет установления предельных сумм расходов, продажи, кредита;

§     самострахование за счет создания натуральных и денежных резервных (страховых) фондов;

§     страхование.

Таким образом, в  процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с  необходимостью проведения анализа  существующих рисков, а также осуществления  мероприятий, связанных с избежанием, удержанием, передачей рисков или  снижения их степени. Кроме того, в  условиях неопределенности и риска  менеджеру необходимо использовать специальные приемы и методы разработки и принятия решений.

Разработка и принятие решения в условиях риска.

Одно из главных  правил управленческой деятельности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более  низкого уровня. Это требует грамотного управления рисками, т.е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления неопределенностей и их последствий на деятельность организации для разработки и реализации управленческих решений по их уменьшению.

Организация процесса управления риском и снижением неопределенностей  представлена на рис. 2. Схема управления рисками.

Для анализа риска  нужна прежде всего, быстрая и  достоверная информация. В условиях более жесткой конкуренции, вызванной  глобализацией рынков, победу будут  одерживать не крупные предприятия  над малыми, а динамичные над медленно реагирующими на изменение обстановки. Второй этап управления риском – выявление  риска.

Для того чтобы выявить, оценить риск и принять соответствующее  решение по его снижению, необходимо собрать исходную информацию об объекте  – носителе риска. Эта стадия включает два этапа: отбор информации о  структуре объекта и выявление  опасностей или инцидентов.

Основные методы получения исходной информации об исследуемых  объектах:

·                     стандартизированный опросный лист;

·                     рассмотрение и анализ первичных документов отчётности;

·                     анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;

·                     составление и анализ диаграммы организационной структуры;

·                     составление и анализ карт технологических процессов;

·                     инспекционные посещения;

·                     консультации специалистов;

·                     экспертиза документации внешними аудиторами.

С целью исключения возможности провала либо предупреждения значительного ущерба при принятии решений необходимо анализировать  риск и определять его последствия. Назначение анализа риска – дать руководителям и потенциальным  партнерам необходимые данные о  целесообразности участия в проекте  и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.

 
 

Рис. 2. Схема управления рисками

 
 
 

3. Основные способы  борьбы с рисками  на примере торговой  организации «Молочный  рай»

 

ЗАО «Молочный рай» представляет собой предприятие  среднего размера, расположенное по адресу: Москва, ул. Двинцев, 40. Занимается реализацией молочной продукции населению в пределах Москвы и Московской области. На рынке существует 5 лет. В связи с тем, что уровень платежеспособности потребителей носит характер неопределенности, на данный момент ЗАО «Молочный рай» имеет два, волнующих руководство компании, вопроса:

1. Определение оптимальной  стратегии оптовых закупок.

2. Определение оптимальной  стратегии сбыта.

Для решения этих вопросов мною были выбраны следующие  методы:

а) Правило минимакс (критерий Севиджа);

б) Правило Гурвица.

Принятие управленческого  решения по выбору оптимальной стратегии  оптовых закупок в условиях неопределенности.

Целью является определение  объема оптовых закупок у поставщиков  в зависимости от вероятных колебаний  платежеспособного спроса населения  в районах реализации товара на основе минимаксных стратегий.

Сущность метода минимаксных стратегий заключается  в выявлении наилучшего и наихудшего варианта свершения события и  определения наиболее подходящего  с учетом неопределенности и риска.

 
 
 

Выводы

 

Для выполнения поставленной цели организации ЗАО «Молочный  рай» сперва необходимо рассчитать варианты среднегодовой прибыли с учетом имеющихся объемов закупок и  колебаний спроса для каждой из предложенных стратегий (табл. 3). Расчет прибыли осуществляется по формуле:

 

П = Спр х Qр – Cпок  х Qп – Иобр

 

Затем, используя  критерий Вальда, определяем максиминную  стратегию, которая гарантирует  наибольший из всех наихудших возможных  исходов действия по каждой стратегии. Для этого по каждому варианту выбираем решение, минимизирующее прибыль  с помощью формулы: a i = min П i, j, после чего выбираем максимальное из минимальных значенийПо полученным результатам стратегия Q1 является максиминной, она дает результат -40 руб.

Следующий шаг –  определение минимаксной стратегии, которая дает наихудший из всех наилучших  результатов действия каждой из стратегий. Для этого по каждому варианту вероятного объема сбыта выбираем решение, максимизирующее прибыль с помощью  выражения: β i = max П i, j. Затем выбираем минимальное из полученных значений. По результатам стратегия Q1 является минимаксной: ее использование в самом худшем случае обеспечит получение гарантированной прибыли 3440 руб.

С помощью критерия Сэвиджа мы можем выбрать такую  стратегию, при использовании которой  величина риска примет минимальное  значение в самой неблагоприятной  ситуации: Q = min max r ij. Для этого необходимо рассчитать показатель риска для каждой стратегии: r ij = β i – пij, – и построить матрицу риска: Проведя исследование, мы получили результат, согласно которому при реализации стратегии Q3 предприятие ЗАО «Молочный рай» может понести минимальные убытки в 1800 руб., реализуя продукцию в объеме 10000 шт.

Также для решения  поставленной задачи мы можем применить  критерий Гурвица, который позволит определить компромиссное решение  проблемы путем определения линейной комбинации минимального и максимального  значения прибыли для каждой стратегии  и определения наибольшего из полученных результатов: Gi = xmin п ij + (1-x) max п ijGопт. = max Gi. По итогам вышеописанных вычислений делаем вывод: стратегия Q3 является оптимальной. Таким образом, результаты критерия Сэвиджа и критерия Гурвица совпадают: стратегия Q3 является наиболее безопасной.

Руководством ЗАО  «Молочный рай» было принято решение  реализовывать продукцию в объеме 10 000 шт., так как реализация в таком объеме принесет наилучшие результаты для организации «Молочный рай» и даст возможность функционировать и снабжать население молочной продукцией, несмотря на условия неопределенности и риска.

Принятие управленческих решений – основная часть работы менеджеров любого звена любого предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей  процесса принятия решений в различных  условиях, знание и применение различных  методов и моделей принятия решений  играет значительную роль в успешной деятельности и дальнейшем развитии организации.

Риски – непременная  составляющая деловой жизни, а управление ими – часть той масштабной работы, которую ведет любая компания. Оценка рисков и неопределенности при  планировании позволяет компаниям  заранее определить и смягчить потенциальные  потери, обеспечивая основу для принятия качественных решений и внесения улучшений в управленческий процесс.

Информация о работе Разработка и реализация управленческих решений в условиях неопределенности и риска