Разработка и принятие управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении признаков, характерных для управленческих решений, а также в анализе процесса выработки и принятия решения руководителем предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач:
 уяснить место, занимаемое управленческими решениями в настоящих экономических условиях, осознать их место в информационной системе предприятия;
раскрыть теоретические основы: сущность, классификацию управленческих решений, методы и способы принятия, функции управленческих решений.
дать характеристику объекту исследования;
выработать предложения по повышению эффективности производства.

Содержание

Введение 5
1. Управленческое решение в процессе управления организацией 8
1.1. Понятие и сущность управленческого решения 8
1.2 Классификация управленческих решений 12
1.3. Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений 20
2. Процесс принятия управленческого решения 22
2.1. Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений 22
2.2. Роль руководителя в процессе принятия управленческих решений 28
3. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений 32
3. Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений 40
3.1. Модель принятия управленческого решения 40
3.2. Методы принятия управленческих решений 47
3.2. Методы оптимизации решений 53
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 64

Работа содержит 1 файл

курс Разработка и принятие управленческих решений.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

по функциональному  содержанию;

по характеру решаемых задач (сфере действия);

по иерархии управления;

по характеру организации  разработки;

по характеру целей;

по причинам возникновения;

по исходным методам  разработки;

по организационному оформлению.

УР могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:

а) решения плановые;

б) организационные;

в) контролирующие;

г) прогнозирующие. [17, 102 с.]

Обычно такие решения  затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.

Другой принцип классификации  связан с характером решаемых задач:

а) экономических;

б) организационных;

в) технологических;

г) технических;

д) экологических и  прочих. [6, 67 с.]

Чаще всего УР связаны  не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.

По уровням иерархии систем управления выделяют УР на уровне БС; на уровне подсистем; на уровне отдельных  элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые  затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.

В зависимости от организации  разработки решений выделяются следующие  УР:

а) единоличные;

б) коллегиальные;

в) коллективные. [12, 37 с.]

Предпочтение способа  организации выработки УР зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т.д.

По характеру целей  принимаемые решения могут быть представлены как:

а) текущие (оперативные);

б) тактические;

в) стратегические.

По причинам возникновения УР делятся на:

а) ситуационные, связанные  с характером возникающих обстоятельств;

б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

в) программные, связанные  с включением данного объекта  управления в определенную структуру  программно-целевых отношений, мероприятий;

г) инициативные, связанные  с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

д) эпизодические и  периодические, вытекающие из периодичности  воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).

Важным классификационным  подходом служат исходные методы разработки УР. К их числу можно отнести:

а) графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);

б) математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;

в) эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

По организационному оформлению УР делятся на:

а) жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;

б) ориентирующие, определяющие направление развития системы;

в) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;

г) нормативные, задающие параметры протекания процессов  в системе. [18, 39 с.]

Поскольку решения принимаются  людьми, то их характер во многом несёт  на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения  принимают менеджеры, внимательно  и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и  уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения  отличаются от импульсивных тем, что  их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения  характеризуются тщательностью  оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей  степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью. [20, 89 с.]

Перечисленные виды решений  принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы  менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие  признаки, позволяющие это множество  определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 1:

Таблица 1.

Классификация управленческих решений

Классификационный признак

Группы управленческих решений

Степень повторяемости проблемы

Традиционные - Нетипичные

Значимость цели и длительность действия

Стратегические - Тактические - Операционные

Сфера воздействия

Глобальные - Локальные

Длительность реализации

Долгосрочные - Краткосрочные

Прогнозируемые последствия решения

Корректируемые - Некорректируемые

Метод разработки решения

Формализованные - Неформализованные

Количество критериев выбора

Однокритериальные - Многокритериальные

Форма принятия

Единоличные - Коллегиальные

Способ фиксации решения

Документированные - Недокументированные

Характер использованной информации

Детерминированные - Вероятностные

Основания для принятия решения

Интуитивные – Решения на суждениях  – Рациональные

Место и функции в процессе управления

Информационные – Организационные - Технологические


 

Рассмотрим таблицу более подробно.

Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.

Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими, тактическими или операционными.

Стратегические решения. Такие решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.

Стратегические цели – это цели, предусматривающие  решение масштабных проблем и относятся к компании в целом.

Стратегические решения  являются наиболее важными решениями. Они особенно значимы для конкурентоспособности  и имеют высокую цену последствий. Такие решения связаны с существенными  преобразованиями организации (смена технологии, смена целей, обновление персонала).

Тактические решения. Такие  решения, как правило, обеспечивают реализацию стратегических задач. По времени  они не превышают одного года.

Тактические цели – это  задачи, предусматривающие решение  частных проблем, намечаемые менеджерами среднего звена и описывающие шаги, прохождения которых требуют стратегические сели организации.

Оперативные решения. Такие  решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени  они рассчитаны на период, не превышающий месяца.

Операционные цели –  это задачи, предусматривающие решения  текущих вопросов, намечаемые менеджерами  нижнего звена и описывающие  действия, необходимые для достижения тактических и стратегических целей.

Сфера воздействия. Решение  может приниматься с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Эти решения не затрагивают деятельность всей системы, однако для коллектива той подсистемы, в отношении которой они принимаются, они могут носить характер общих или частных решений.

Длительность реализации. Реализация решения может потребовать  нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

Прогнозируемые последствия  решения. Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке  с целью устранения каких –  либо отклонений или учёта новых  факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.

Метод разработки решения (алгоритм). Некоторые решения, как  правило, типичные, повторяющиеся, могут  быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому  алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий.

Например, при составлении  графика ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может исходить из норматива, требующего определённого соотношения между количеством оборудования и обслуживающим персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь пять ремонтников.

Точно так же, когда финансовый менеджер принимает решение об инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.

Формализация принятия решений повышает эффективность  управления в результате снижения вероятности  ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.

В то же время в процессе управления организациями часто  встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые  не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

Конечно, на практике большинство  решений занимает промежуточное  положение между этими двумя  крайними точками, допуская в процессе их разработки, как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры.

Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.

Информация о работе Разработка и принятие управленческих решений