Различия мотивации и стимулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы. Успешное управление людьми — важнейшая задача современного руководства, от решения которой зависит эффективность деятельности возглавляемых ими организаций. При правильной организации управления персоналом компания получает значительное конкурентное преимущество на рынке. Что является важнейшим условием делового успеха.

Работа содержит 1 файл

мотив и стимулир.docx

— 21.60 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность курсовой работы. Успешное управление людьми — важнейшая  задача современного руководства, от решения  которой зависит эффективность  деятельности возглавляемых ими  организаций. При правильной организации  управления персоналом компания получает значительное конкурентное преимущество на рынке. Что является важнейшим  условием делового успеха. 

Путь к эффективной  профессиональной деятельности человека лежит через понимание его  мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его  к деятельности, какие мотивы лежат  в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему  форм и методов управления им.  Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию  конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.

Обилие литературы по проблемам  мотивации сопровождается многообразием  точек зрения на их природу. Что, несомненно, предопределяет большой интерес  к проблемам мотивации и стимулирования человека к деятельности, в том  числе профессиональной. Цель данной творческой работы - рассмотреть особенности стимулирования и мотивирования персонала.

 

    1. Сравнение мотивации и стимулирования

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Люди, трудящиеся в современных организациях, обычно гораздо более образованны и обеспечены, чем в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Эффективность мотивации, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связаны с конкретной ситуацией..

В классической зарубежной и отечественной литературе по менеджменту  мотивация имеет различные определения:

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.

Мотив труда формируется  только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности  достижения целей. Если получение блага  не требует особых усилий либо его  очень трудно получить, то мотив  труда чаще всего не формируется.

Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем  насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление получить его, тем активнее будет действовать  работник.

Мотивы труда разнообразны. Они различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности, по тем благам, которые потребуются человеку для удовлетворения своих потребностей, по той цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общим у них является то, что удовлетворение потребностей всегда связано с трудовой деятельностью.

Благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив  труда. Практическая сущность понятий  «мотив труда» и «стимул труда» тождественна. В первом случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством  трудовой деятельности (мотив). Во втором - о субъекте управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при  условии эффективной трудовой деятельности (стимул).

Мотивация – это деятельность по созданию условий для возникновения  у человека потребности совершать  те или иные действия в интересах  компании вне прямой или косвенной  связи с каким-либо вознаграждением  с её стороны (внутрения причина работника делать работу).

Стимулирование - это материальное вознаграждение за определенный труд. 

Вознаграждение служит для  побуждения людей к эффективной  деятельности. В совокупности с понятием мотивация термин «вознаграждение» имеет более широкий смысл, чем  просто деньги или удовольствия, с  которыми чаще всего это слово  ассоциируется. Вознаграждение - это  все, что работник считает ценным для себя. Но понятия ценности у  людей специфичны, а следовательно, различна оценка вознаграждения и его относительной ценностей. Например, для цивилизованных людей кейс, полный денежных купюр, будет считаться ценным вознаграждением, тогда как для членов какого-нибудь африканского племени, ведущего отшельнический образ жизни, он будет представлять какой-либо интерес разве что сам по себе, то есть пустой, а денежные купюры будут любопытными картинками, которые к тому же послужат хорошим средством для розжига огня.

Вознаграждения можно  классифицировать как внутренние и  внешние. Любой руководитель имеет  дело с этими двумя главными типами вознаграждений.

Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это может быть чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба между членами  одного трудового коллектива и просто общение с коллегами, возникающие  в процессе работы, также рассматриваются  как внутренние вознаграждения. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего  вознаграждения - создание соответствующих  условий работы и точная постановка задачи.

Внешнее вознаграждение - это  такой тип поощрения, который  чаще всего приходит на ум, если слышится слово «вознаграждение». Оно возникает  не от самой работы, а дается организацией. С мотивационной точки зрения его можно определить как стимулирование труда.

Стимулирование является ориентацией на фактическую структуру  ценностных устремлений и интересов  работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала.

Мотивация и стимулирование, по сути, олицетворяют собой стратегию  и тактику в военном искусстве. Мотивация, или мотивационная политика, - это стратегическая линия, направленная на достижение глобальных целей, стоящих  перед работником, и сочетающаяся с целями предприятия. Например, работник хочет сделать деловую карьеру  или расширить свои профессиональные знания, пройдя обучение за счет организации, в которой он работает, способствуя при этом своими знаниями и навыками ее развитию.

Стимулирование, с точки  зрения руководства, является тактикой решения проблемы, удовлетворяющей  определенные мотивы работника (в большинстве  случаев материальные) и позволяющей  ему более эффективно трудиться.

Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности: первое направлено на изменение существующего положения; второе - на его закрепление, но при  этом они взаимно дополняют друг друга.

 

II. Сравнение мотивации  и стимулирования на примере  предприятия (сравнение примеров мероприятий).

Представим следующую  ситуацию: существуют два производственных предприятия с вредными условиями  труда. На одном предприятии проводятся мероприятия по охране труда: улучшаются вентиляция и освещение на рабочих  местах, установлены технологические  перерывы в работе, раз в месяц  проводятся профилактические медицинские  осмотры работников и оценка рабочих  мест. Такие мероприятия способствуют улучшению условий труда и  относятся к мотивационной политике, так как они направлены на изменение  существующего положения вещей  в лучшую сторону.

На другом предприятии  такие мероприятия не проводятся, но работники получают надбавку к  зарплате за вредные условия труда, достигающую 25% оклада работника, бесплатное лечебное питание (молоко), бесплатные путевки в санаторий-профилакторий. Такие мероприятия лишь закрепляют существующее положение вещей, удерживая  работника на рабочем месте путем  материальных компенсаций, являясь  элементами политики стимулирования персонала.

Однако и на том, и на другом предприятии наблюдается  высокая текучесть кадров. Почему так происходит? Это связано с  тем, что проводимые на обоих предприятиях мероприятия являются элементами либо мотивационной, либо стимулирующей  политики руководства и не дополняют  друг друга. А при решении проблем улучшения эффективности труда персонала необходим комплексный подход.

Процессы мотивации и  стимулирования могут противостоять  друг другу. Например, рост номинальной  заработной платы на 10% при инфляционном повышении цен в стране на 20% не только не вызывает повышения трудовой мотивации, но и снижает ее, так  как реальная заработная плата работника  снизилась на 10%. Механизм стимулирования должен быть адекватен механизму  мотивации работника.

 

Заключение

При всей схожести между  мотивацией и стимулированием есть определённые отличия. Именно они и  накладывают отпечаток на эффективность  действий руководителя по отношению  к персоналу.

Основная цель руководителя, чтобы человек, а чаще группа людей, выполняла поставленные задачи. В итоге руководитель получит результат для компании.

Мотивация касается внутреннего  мира человека, его потребностей, интересов. Внешняя мотивация также присутствует. Руководитель, коллеги, близкие или  друзья могут выступать внешними факторами мотивации. Например, друг достиг хороших результатов в  карьере. У человека появляется интерес  проявить себя и победить в этом негласном соревновании.

Стимулирование более  простой механизм. Он не требует  от руководителя глубокого изучения своих сотрудников. Тут применимо  понятие "среднестатистическая модель". В принципе у каждого человека есть физиологические, социальные и  эмоциональные потребности. Просто у каждого человека степень важности этих факторов разная. И вместе со статусом, доходом это соотношение может  меняться. Отслеживать такие процессы это тонкая психологическая работа, на которую не всегда находится время.

Стимулирование это процесс  внешнего воздействия на сотрудника с целью получить от него результат  или выполнение какой-то части работы. Теоретически стимулирование это дополнительный инструмент для управления персоналом. Но на практике он часто становится основным, а то и единственным.

 

Список используемых источников:

  1. http://www.syntone-spb.ru/library/books/?item_id=4263
  2. http://studplus.narod.ru/free/diplomstudent_57_15.html
  3. http://www.znaytovar.ru/s/Stimulirovanie-i-motivaciya-per.html
  4. http://www.psi-test.ru/pub/shapiro/1.html
  5. http://www.syntone.ru/library/books/content/4263.html?current_book_page=all
  6. http://www.prostoy.ru/968.html

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Различия мотивации и стимулирования