Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:25, реферат
Организации — это активные составляющие общества. Но, как ни странно, в том виде, какими мы привыкли их видеть (и участвовать в них), они существуют с конца XIX в. С тех пор произошли грандиозные перемены и вот, в начале XXI в. мы видим совершенно новые организации — сетевые, виртуальные, оболочечные и т.п.
Принципы современных организаций — это исторически сложившиеся базовые исходные положения, лежащие в основе их формирования и функционирования. На основе каждого принципа выводятся определенные требования и рекомендации, нарушение которых или пренебрежение которыми неизбежно приводит к снижению экономической и социальной эффективности организации.
Если говорить о странах СНГ, то здесь в сознании большинства людей, в том числе тех, кто профессионально занимается управлением, доминируют представления о незыблемости и эффективности жестко выстроенной иерархии, а стремление и реальные шаги к гетерархии прослеживаются пока только либо в компаниях, связанных с западным бизнесом, либо в относительно новых для стран СНГ отраслях высоких технологий.
Впрочем, есть целый класс организаций, для которых жесткая иерархия неприемлема по своей сути. Речь идет об инновационных и творческих организациях, где определяющую роль играют группы высококомпетентных профессионалов, способных самостоятельно организовывать и контролировать свою деятельность.
С другой стороны, среди современных организаций есть такие, в которых этот принцип, несмотря на изменения в мире, должен выдерживаться достаточно четко, поскольку от этого зависит не только и не столько существование данной организации, сколько нормальное функционирование подсистем общества, с ней связанных. К ним относятся, например, армия, организации государственного аппарата, правоохранительные и инфраструктурные организации и т.д.
2.1.Формы организационной иерархии
Вертикальная (нисходящая) иерархия. Реализация власти сверху вниз — по нисходящей. Это и есть традиционная иерархия, когда наверху пирамиды — обладатель власти, а внизу — исполнители его воли.
Горизонтальная иерархия. Отношения зависимости и влияния, складывающиеся между формально одноуровневыми системами или подсистемами. Фактически это гетерархические отношения, складывающиеся в горизонталях управления. Они могут возникать спонтанно, в рамках традиционной иерархии (формально равноправные финансовый отдел и, скажем, хозяйственный отдел, по факту обладают разным влиянием и воздействием на принимаемые решения), или специально выстраиваться (рабочие команды, проектные группы и т.д.)
Косвенная иерархия. Это результат так называемого «бокового» воздействия на лицо, принимающее решения со стороны внешних, внеорганизационных факторов и объектов. Проявляется в рекомендациях консультантов и экспертов, лоббизме, влиянии родственников на руководителя и т.д.
Обратная (восходящая) иерархия. Разновидность вертикальной, только наоборот. Верхние уровни иерархии также испытывают зависимость от нижних: руководитель может зависеть от уникального специалиста, директор — от своего секретаря-референта и т.п.
3.Принцип формализации
Организация — это, прежде всего, люди. Каждый человек по природе склонен вести себя, руководствуясь своими целями, взглядами и интересами, своим пониманием мира и своего места в нем. Мир же таков (в том числе и организационный), что в нем невозможно было бы жить, если бы все делали что хотят и как хотят. Таким образом, формализация обусловлена необходимостью регулирования поведения людей и установления определенных рамок деятельности.
Принцип формализации в организациях реализуется двояко:
В таблице 1 приведены основные направления, по которым осуществляется организационная формализация.
Результат формализации — формирование части организации, включающей предписанные обязанности, задачи и полномочия, регуляторы и нормативы служебного поведения, средства контроля и связи, функциональные зависимости.
Таблица 1. Основные направления организационной формализации
Направление |
Содержание |
Административно-правовое |
Установление статусов, компетенций, полномочий, соподчиненности, ответственности, правового положения работников |
Экономическое |
Установление плановых, стоимостных и других экономических параметров, параметров распределения ресурсов |
Технологическое |
Утверждение процедур, организация трудовых процессов, размещение работников |
Логико-системное |
Установление каналов коммуникации, определение информационных потоков и процессов принятия решений |
Оперативно-управленческое |
Определение системы текущих (оперативных) решений, способов стимулирования работников |
Социокультурное |
Установление «неписаных» норм и правил, формирование организационной культуры |
Психологическое |
Объективизация особенностей поведения создателей организации и ее менеджеров |
С качественной точки зрения результатом формализации является концентрация организационной деятельности, устойчивость, возможность прогнозирования организационных процессов, экономия организационных усилий.
Достаточно часто формализация приносит и побочные результаты. Это гиперформализация, забюрократизованность, обезличивание — то, что называют организационными патологиями.