Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:01, реферат
Первичным звеном организационной структуры, за которым закрепляются конкретные функции и задачи, является должность. Совокупность должностей торговой организации подразделяется на три основные группы:
– административно-управленческий персонал, специалисты и служащие;
– торгово-оперативный персонал;
– вспомогательный персонал.
не закончив одного дела, напрашиваться на какое-либо другое, потом будет оправдание невыполнения первоначального задания;
заниматься в неположенное время общественной работой или проявлять себя в рабочее время на других поприщах, не являющихся обязанностью или заданием;
заявлять, что «не помогают», что дает возможность уклониться от ответственности и взвалить на руководителя часть своих функций;
доказывать, что поручаемое задание не входит в его обязанности и что им должен заниматься кто-либо другой;
стараться всегда быть обиженным, что позволяет всегда оправдаться тем, что «в такой обстановке невозможно работать»;
обвинить начальника в том, что его нельзя понять;
обвинить начальника в предвзятости (рассуждения типа «Я знаю, что вы всегда ко мне относитесь несправедливо и ищете, к чему придраться»);
немедленно признать
себя виновным, каяться и давать
обещания исправиться.
Необходимо помнить, что существуют две принципиально разных точки зрения на делегирование полномочий:
классическая — передача полномочий сверху вниз (полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному);
современная — принятие полномочий (полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным).
Основные методики делегирования полномочий:
метод постановки общих задач. Передача подчиненным конечной цели деятельности (а не средств и способов). При этом методе контролируются главным образом результаты. Применение этого метода обосновано при высокой квалификации подчиненных;
метод детального инструктирования. Определение руководителем не только задания, но и способов их выполнения, т. е. когда распоряжение выдается в виде подробных и детальных инструкций. Применяется в случаях, когда руководитель обладает высоким авторитетом при низкой квалификации подчиненных или когда необходимо обеспечить оперативность, а также в случаях, когда надо поднять дисциплину труда;
метод параллельного поручения задания. Поручение задания двум и более исполнителям. Оправданно в случаях, когда необходимо исследовать предмет разными методами или для получения выигрыша во времени за счет параллельной разработки самостоятельных альтернативных вариантов решений. Последнее относится к практике параллельной работы над двумя или более проектами по одной и той же теме разными проектными группами, по результатам работы которых проводят оценку проектов и выбирают наиболее удачный;
метод параллельной
организации работ. Одновременное
выполнение различных операций и
этапов работ. Применяется он для
ускорения сроков выполнения работ
и др.
Основными нормативными документами, содержащими систему распределения полномочий на предприятии, являются положения о подразделениях и должностные инструкции. Характерными недостатками действующих положений являются:
нечеткость и запутанность, что способствует пересечению функций;
рассогласование обязанностей, прав и ответственности, что удлиняет процессы принятия и реализации решений, нередко порождает конфликты, снижает уровень ответственности исполнителей;
неполный перечень всех функций и обязанностей (в основном описываются внешние, специальные функции, но мало отражаются функции информационные, учета, контроля, нормирования);
предпочтительная ориентация на текущую, оперативную работу при игнорировании функции перспективного направления работ, хотя такая работа, даже выполненная качественно и вовремя, не обеспечивает интенсивного развития производства и конкурентоспособности организации;
отсутствие механизма контроля возложенных функций и обязанностей (хотя систематическая оценка труда работников и прежде всего выполнение ими возложенных на них функций создает здоровый психологический климат в подразделении, имеет важное психологическое значение для развития сотрудников, особенно в профессиональном отношении, имеет большое воспитательное значение);
не отражены
многие современные прогрессивные
принципы и методы управления, что
снижает эффективность и
отражаемые взаимосвязи не раскрывают документооборота организации, так как в них определяются потоки информации, но не называются конкретные документы;
слабо формализованы управленческие взаимодействия по горизонтали, между смежными подразделениями, поэтому их эффективность часто зависит от того, сложились или не сложились личные отношения между руководителями соответствующих подразделений;
не определена роль положений и должностных инструкций в системе управления и не заложены принципы их развития и совершенствования, что приводит к быстрому старению разработанных положений, они не отслеживают непрерывно происходящие изменения в производстве, структуре, системе управления, в кадровом корпусе организации, а в конечном итоге положения и должностные инструкции перестают играть активную организующую роль в системе управления;
сами руководители
не принимают участия в разработке
этих документов.
Другие разделы.
Полезно знать: про инвестиционные
фонды
Ликвидация этих
проблем оптимизирует должностные
инструкции и систему делегирования полномочий
в организации, искомым состоянием которой
является классификационная упорядоченность
функций и обязанностей подразделений.
Классификация
позволяет глубже вникнуть в работу
подразделений, охватить все стороны
их деятельности, унифицировать процесс
разработки. Внешние функции и обязанности
проявляются во взаимодействии с производством,
смежными службами, внешней средой, внутренние
— внутри подразделения. Специальные
функции и обязанности характерны только
для работы данного подразделения, а общие
— для всех или большинства подразделений.
Рутинные функции и обязанности повторяются
периодически и выполняются по неизменной
технологии, творческие — всегда по-новому.
Каждому виду функций
соответствует свой метод планирования,
контроля, стимулирования. Работы по стабильным
рутинным функциям и обязанностям, у которых
постоянны входные и выходные формы документов
и сроки выполнения, не вписываются в планы
отдела. Основанием для их выполнения
являются положения о подразделениях
или должностные инструкции, куда они
вписываются в конкретной форме.
Внутренние функции
большей частью контролируются непосредственным
руководителем, стоящим ступенью выше
по иерархической лестнице, а внешние
— производственными и
В целом классификационная
упорядоченность позволяет
Oгаркoв A.A.
bizkiev.com
Понятие полномочий и ответственности
Для выполнения
своих обязанностей в организации
любой руководитель (функциональный
или линейный) должен обладать определенными
полномочиями. т.е. официальными правами
и обязанностями, которые позволяют принимать
управленческие решения, отдавать приказания
и выполнять действия в рамках целей организации.
Скорость увеличения
объема информации в мире огромна, поэтому
руководитель предприятия не в состоянии
самостоятельно выполнять все функции.
Для этого ему
необходимо распределять свои полномочия
между подчиненными и наделять их
определенной ответственностью за выполняемую
работу.
Благодаря этому
менеджер освобождает свое время от выполнения
рутинных и второстепенных дел для более
важной и ответственной работы.
Полномочия ограничиваются
уставом предприятия, должностными
инструкциями и распоряжениями вышестоящего
руководства - как устными, так и
письменными.
Ответственность,
которой наделяется должность, помогает
предотвращать произвол на рабочих
местах.
Существует два
вида ответственности:
общая заключается в создании условий для выполнения работы и является уделом руководителя;
функциональная
связана с выполнением поставленных задач.
Полномочия и
ответственность, которыми наделяется
должность, должны соответствовать
задачам выполняемым данным руководителем.
Если же ответственность за принимаемые
решения слишком высока, то подавляется
инициатива работника. Полномочиями наделяется
должность, а не лицо, ее занимающее. Вследствие
этого если человек освобождает занимаемую
им должность, то он теряет и свои полномочия.
Вышестоящий руководитель
(начальник подразделения) может
передавать (делегировать) часть своих
полномочий нижестоящим сотрудникам,
но ответственность за выполнение данной
работы не перераспределяется. Руководитель
является ответственным за работу своих
подчиненных и за совершенные ими ошибки
перед вышестоящим руководством отвечает
лично.
Существует два
пути распределения управленческих
полномочий.
1. На основе
единоначалия. Предполагает, что распределение
полномочий может
Единоначалие
является принципом управления, который
не допускает руководства через
голову и подчинения одновременно нескольким
руководителям, т. е. полномочия различных
сотрудников не должны пересекаться, так
как это вносит сумятицу и неразбериху
в работу организации и, как следствие,
снижает ее эффективность.
2. На основе
множественного подчинения и
поглощения полномочий. Заключается
в том, что руководитель, передавший
полномочия своим подчиненным, полностью
сохраняет их за собой. Это позволяет ему
вмешиваться в ход их работы в любой момент.
При распределении
полномочий образуется своего рода лестница,
ступенями которой являются уровни
управления. Она отражает иерархию
структуры организации, где указывается
ранг каждого руководителя (соподчиненность).
Информация о работе Распределение полномочий и ответственности в организационной структуре