Пути повышения эффективности и обоснованности прогнозов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:53, реферат

Описание работы

Прогнозирование—это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение—это проекция в будущее, а будущее—содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и выигрышей при принятии данного решения.

Содержание

Вступление 3
Понятие и сущность прогнозирования 4
Основные методы прогнозирования 7
Пути повышения эффективности и обоснованности прогнозов 16
Вывод 18
Использованная литература 19

Работа содержит 1 файл

Реверат менеджмент.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

      План

 

Вступление

      Человек всегда стремился заглянуть в  будущее. Сначала это было праздное любопытство. Но в настоящее время это знание становиться необходимостью. Без приблизительного знания будущего невозможно принятие обоснованных хозяйственных решений.

      Прогнозирование—это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение—это проекция в будущее, а будущее—содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и выигрышей при принятии данного решения.

 

Понятие и сущность прогнозирования

     Прогнозирование является одним из основных звеньев  управленческого  процесса. Если мы не можем представить  себе ожидаемый ход  развития события, то есть не можем спрогнозировать это событие, мы не сможем эффективно принимать управленческие решения и оптимизировать работу предприятия.

           Мировая история  насчитывает немало примеров того, как некоторые великие люди (государственные деятели прошлого, полководцы, бизнесмены) принимали блестящие управленческие решения, например, решение оставить пустую Москву Наполеону. И эти решения принимались не просто так, в них присутствовали элементы прогнозирования, относящиеся скорее к искусству прогнозирования. Слово искусство в данном случае более уместно, потому что в то время не было как таковой науки о прогнозировании и науки об управлении. Хотя некоторые прогнозы прошлого и не имели под собой четкой обоснованности, а основывались на даре предсказания, например, древнее учение «мантика» было учением о предсказаниях грядущих событий посредством земных событий.

     Однако  все эти знания, за исключением  достаточно точных астрономических прогнозов, не может считаться наукой в современном смысле этого слова, а предсказания, подтвержденные последовавшими событиями мы можем отнести, в лучшем случае, к искусству прогнозирования.

     Но, тем не менее, благодаря такого рода прогнозам, принимались важные управленческие решения, вплоть до формирования прогнозирования как науки. Это произошло в середине XX столетия. Нет четкой даты зарождения прогнозирования как науки, но именно ближе ко второй мировой войне грань между прогнозированием возможного процесса и просто фантазией была мало различима.

           В сегодняшние дни  прогноз – это система аргументированных представлений о направлении развития и будущем состоянии организации и ее окружения.

     Прогнозирование невозможно без обладания  широкой информацией  об организации в  целом, помехах на пути её функционирования и развития и т.п., то есть о наиболее важных моментах, оказывающих влияние на поведение организации и принятие решений. Анализ всей этой собранной информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития как самой организации, так и её окружения.

           Основами  прогнозов являются: специальные обследования, другие прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов, мозговая атака, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай непредвиденных обстоятельств.

           Объектом  любого прогноза в  менеджменте могут  выступать экономические, социальные, технические, организационные и иные процессы, происходящие как в самой организации, так и в её окружении. Необходим:

     1)научный  анализ этих процессов,  определение и  анализ причинно-следственных  и иных связей между ними, оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем, которые необходимо решать;

     2)попытки  предвидеть будущего  организации, а  именно тех условий,  в которых она  будет функционировать,  трудностей и вытекающих из них задач;

     3)анализ  и сопоставление  различных вариантов  развития организации, её кадрового, производственного и научно-технического потенциала.

     Таким образом, под прогнозированием в менеджменте  подразумевается  научный способ выявления  состояния и вероятных  путей развития организации. Прогнозы разрабатываются в виде качественных характеристик, а в элементарных случаях в виде утверждений о возможности или невозможности возникновения какого либо события. Эти характеристики должны включать в себя количественные, точечные или интервальные показатели и степень вероятности их достижения.

     Прогноз не может быть точным на все 100%, он должен дополняться определенными допущениями. Иногда, когда материала недостаточно для сколько-нибудь определенных выводов, допущения используются в качестве самостоятельного инструмента разработки стратегии

     При прогнозировании  управленческих решений, как правило, возникает вопрос: «Какой путь решения выбрать из допустимых вариантов?». Выбран будет тот, который наиболее полезен или предпочтителен для решения целей организации. От того, насколько обосновано они выбраны, зависит качество управленческих решений, а оно в свою очередь предопределяет конкурентоспособность организации, быстроту её адаптации к изменениям хозяйственной ситуации и в конечном счете—эффективность и прибыльность.

 

Основные  методы прогнозирования

     Общепринятыми и основными методами прогнозирования являются:

     1.Экспертное  прогнозирование;

     2.Изыскательское  (поисковое) прогнозирование;

     3.Нормативное  прогнозирование;

     4.Метод  сценариев.

     Экспертные  методы прогнозирования применяются, как правило, в случаях, когда отсутствуют какие-либо статистические данные, на которых мог бы базироваться количественный прогноз, как, например, в случае, когда предприятие собирается выпустить на рынок совершенно новый продукт.

     Но  даже когда статистическая информация имеется, при использовании ее для  прогнозирования могут возникнуть трудности, которые можно разделить на четыре группы:

  • исходная статистическая информация зачастую бывает недостоверной. Однако даже при наличии достоверных данных о прошлом, они не всегда могут служить надежной базой для принятия плановых решений, направленных в будущее;
  • некоторая часть информации, необходимой для выбора наилучшего варианта планового решения, имеет качественный характер и не поддается количественным измерениям (например, невозможно разработать формулу для прогнозирования (оценки) поведения людей в той или иной ситуации, в производственном коллективе);
  • в момент принятия решения необходимая статистическая информация отсутствует, а ее получение требует времени или средств;
  • существует большая группа факторов, которые будут влиять на реализацию планов, но при подготовке плановых решений их нельзя точно предсказать.

     Сущность  метода экспертных оценок заключается  в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение принимается как решение проблемы (в данном случае - прогноз).

     Центральным этапом экспертного прогнозирования  является проведение опроса экспертов. В зависимости от целей и задач  экспертизы, сущности и сложности анализируемой проблемы, времени, отведенного на опрос и экспертизу в целом, и допустимой их стоимости, а также от подбора участвующих в ней специалистов, выбирается метод опроса:

     индивидуальный  или групповой (коллективный);

     личный (очный) или заочный (путем пересылки анкет);

     устный  или письменный;

     открытый  или скрытый.

     Индивидуальный  опрос позволяет максимально  использовать способности и знания каждого специалиста. В отличие от индивидуального при групповом опросе специалисты могут обмениваться мнениями, учесть упущенное каждым из них, скорректировать свою оценку. Обмен мнениями является обычно стимулирующим началом в выдвижении и творческой разработке новых идей. В то же время недостатки такого опроса состоят в сильном влиянии авторитетов на мнения большинства участников экспертизы, в трудности публичного отказа от своей точки зрения и в ряде других факторов психофизиологической совместимости.

     Среди методов индивидуального экспертного  прогнозирования следует выделить метод интервью, аналитические экспертные оценки (например, в виде докладной записки), морфологический анализ и др., хотя некоторые из них, например, метод генерации идей, экспертных оценок и другие могут применяться и в коллективном варианте.

     Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом-прогнозистом о будущем состоянии предприятия и его среды. Этот метод требует от эксперта умения быстро, фактически экспромтом, давать качественные советы на поставленные вопросы.

     Метод аналитических докладных записок (аналитических экспертных оценок в форме докладной записки) предполагает, что эксперт-прогнозист выполняет самостоятельно аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития, излагая свои соображения письменно. При этом для выявления важности проблем и решений используют метод предпочтения, метод рангов.

     При использовании метода предпочтения эксперт должен пронумеровать возможные  варианты, способы и т.п. в порядке  предпочтения, поставив 1 самому важному критерию, 2 - менее важному и т.д

      При коллективной экспертной оценке используют следующие методы:

     Метод “мозговой атаки” (“мозгового штурма”). Данный метод является наиболее известным  и широко используемым методом коллективной генерации идей и творческого  решения проблем. Он представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками.

     “Мозговая атака наоборот” во многом напоминает обычную “мозговую атаку”, но при  этом разрешается высказывать критические замечания. Вернее, не столько даже разрешается, сколько весь метод построен на том, чтобы все участники группы выявили недостатки предлагаемых идей. К проведению таких заседаний нужно относиться очень ответственно, чтобы участники дискуссии вели себя корректно по отношению друг к другу. Метод “мозговой атаки наоборот” может дать неплохие результаты, если его задействовать в качестве предварительного шага перед использованием других методов стимулирования творческой активности. Обычно в ходе “мозговой атаки наоборот” участники должны не только найти все слабые места каждой идеи, но и предложить пути их устранения.

     Метод Дельфи является наиболее формальным из всех методов экспертного прогнозирования и наиболее часто используется в технологическом прогнозировании, данные которого используются затем в планировании производства и сбыта продукции. Это групповой метод. при котором проводится индивидуальный опрос группы экспертов относительно их предположений о будущих событиях в различных областях, где ожидаются новые открытия или усовершенствования.

     Опрос проводится с помощью специальных  анкет анонимно, т.е. личные контакты экспертов и коллективные обсуждения исключаются. Полученные ответы сопоставляются специальными работниками, и обобщенные результаты снова направляются членам группы. На основе такой информации члены группы, по-прежнему сохраняя анонимность, делают дальнейшие предположения о будущем, причем этот процесс может повторяться несколько раз (так называемая многотуровая процедура опроса). После того как начинает появляться совпадение мнений, результаты используются в качестве прогноза.  

     Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования  от настоящего к будущему: прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее.

     Существуют  два вида поискового прогнозирования:

  • экстраполятивное (традиционное),
  • альтернативное (новаторское).
  • Метод исторической аналогии и др.

     Экстраполятивный  подход предполагает, что экономическое  и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Для составления такого прогноза необходимо вначале оценить прошлые показатели деятельности предприятия и тенденции их развития (тренды), затем перенести эти тенденции в будущее.

Информация о работе Пути повышения эффективности и обоснованности прогнозов