Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:14, доклад
Психология управления, изучая структуру, специфику и особенности управленческой деятельности, показывает пути и средства превращения ее в эффективный инструмент решения разнообразных менеджерских задач. Ежедневно менеджер сталкивается с таким большим количеством проблем, дел, задач, которое сравнимо разве что с бурным потоком; в нем можно утонуть, потерять ориентиры или просто запутаться.
Психология управления, изучая структуру,
специфику и особенности
Руководитель, который знает основные компоненты психологической структуры деятельности, имеет следующие преимущества:
Что же такое «психологическая структура
деятельности»? Многие думают, что деятельность
— это система, набор или совокупность
действий, осуществляемых в определенной
последовательности. Это, конечно, верно,
однако структура деятельности не исчерпывается
конкретными действиями. В деятельности
есть некоторые, скрытые от внешнего
наблюдателя компоненты. Они являются
настолько важными, что без них
деятельность вообще невозможна. Понятно,
что эти компоненты представляют
интерес с психологической
Рассмотрим психологическую
мотив => цель => задача => действия => контроль => результат => рефлексия.
Такова универсальная
Все, что мы обсуждали выше, касается деятельности в целом, вообще. А управленческая деятельность имеет свои особенности. Управленческая деятельность есть прежде всего взаимодействие, а затем «делание чего-либо» руками других. Одно дело - построить дом самому и совсем другое - организовать деятельность бригады строителей.
Рассмотрим, чем отличается психологическая структура управленческой деятельности, в чем ее особенности. В общем виде эта структура выглядит следующим образом:
цель => мотив => задача => действия (делегирование) => контроль => результат => рефлексия.
Исследуем эту структуру более подробно. Цель стоит на первом месте. Это понятно, ведь руководитель ставит цели для подчиненных. Для того чтобы цель была достигнута, следует создать мотив, то есть вызвать у исполнителей желание и стремление идти к этой цели. Руководитель распределяет задачи среди своих подчиненных с учетом сложности поставленной цели и возможности ее достижения - это действие называется делегированием. Делегирование - важнейшее действие, без него невозможно управление. Ряд исследователей включает в структуру управленческой деятельности и планирование (как особое действие, позволяющее определить очередность решаемых задач).
Таким образом, управленческая деятельность включает в себя следующие компоненты:
Упорядочить управленческую деятельность, стать ее субъектом — значит, организовать и безошибочно реализовать каждый из этих компонентов. Что должен менеджер знать о каждом компоненте деятельности, чтобы максимально эффективно организовать ее?
Существуют определенные условия
овладения основными
Целеполагание. Для того чтобы эффективно организовать действия по постановке целей, менеджеру необходимо:
Деятельность без цели невозможна, и поэтому умение наилучшим образом поставить цель перед подчиненными — основа управления их деятельностью.
Мотивация. Для успешного осуществления действий по мотивации сотрудников на решение задач (а значит, и для успешного их решения) менеджеру необходимо:
Сверхзадача менеджера — создание у подчиненных осознаваемых внутренних мотивов, то есть желания выполнить поставленную задачу наилучшим образом.
Постановка задачи. Для того чтобы это действие было максимально эффективным, менеджеру необходимо:
Делегирование. Для того чтобы делегирование стало наиболее эффективным, менеджеру необходимо:
Контроль. Контроль приносит результат, если менеджер:
Как видно, осуществление управленческой деятельности, так же как ее внутренняя организация, упорядоченность, требует от руководителя широкого спектра знаний и конкретных управленческих умений. Эти знания и умения есть важнейшее звено в профессиональной подготовке современного менеджера.