Психологические аспекты в деятельности менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть психологические аспекты деятельности менеджера в современном предприятии.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе рассмотрен психологический портрет менеджера. Во второй главе раскрыты менеджерские характеристики эффективного руководителя. В третьей главе рассмотрены социально-психологические качества менеджера.

Содержание

Введе-ние……………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологический портрет руководите-ля…………………….……5
Глава 2. Менеджерские характеристики эффективного руководите-ля….11
Глава 3. Социально-психологические качества менедже-ра………………13
Заключе-ние……………………………………………...……………………15
Используемая литерату-ра…………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Психологические аспекты в деятельности менеджера (к.р.).doc

— 95.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. МЕНЕДЖЕРСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

К менеджерским характеристикам эффективного руководителя относятся: широта взглядов, глобальный подход, долгосрочное предвидение, решительность, умение четко формулировать цели, беспристрастность, бескорыстие, лояльность, способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Широта взглядов, глобальный подход – характеристика, указывающая на важность наличия у руководителя широкого видения проблем, выходящего за рамки задач данной конкретной фирмы. Руководители высшего звена должны видеть связь между организацией и обществом и думать о том, что можно сделать для общества. Эта особенность менеджера предполагает преодоление им узкого, технократического понимания своих задач, формирование у него чувства ответственности не только за экономические, но и социальные, экологические, нравственные последствия своей деятельности. Кроме того, глобальный подход предполагает выработку транснациональной стратегии функционирования организации на мировом рынке.

Долгосрочное предвидение противостоит склонности некоторых руководителей «зарываться в текущих проблемах» и упускать из вида перспективу развития организации в условиях меняющейся рыночной коньюктуры, технологического прогресса, и т.д. При всём обилии информации, руководителю нужно свести всю эту информацию воедино, составить расписание работ и действовать. Вряд ли следует как-то обосновывать и обсуждать необходимость упорной работы и непрерывность учебы менеджера.

Как результат самосовершенствования руководителя – умение чётко формулировать цели. У руководителя должна быть готовность выслушать мнение других, а особенно – подчинённых. В этом качестве означает удовлетворение важной социальной потребности последнего – потребности в уважении.

 

Пристрастность руководителя многим из нас хорошо знакома. При смене руководителя зачастую меняется и состав коллектива вплоть до увольнения добросовестных, инициативных работников. А на ключевые посты приходят «свои люди» даже с более низкими качествами. Между тем, в беспристрастности руководителя кроется важный ресурс эффективности кадровой политики организации, её социальной выживаемости.

Как качество, лояльность приносит свои положительные результаты. Это дух единения.

Говоря относительно способностей руководителя полностью использовать возможности сотрудников и создавать коллектив с гармоничной атмосферой в нем, уместно  привести следующее высказывание А. Мориты: «Я считаю, что о качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое».

Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит, работать в коллективе как преподаватель, создавать положительную среду для учёбы, помогать другим в развитии их карьеры.

Сложные проблемы во всё большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение и реализацию. Поэтому руководитель должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

К вышеперечисленным качествам руководителя следует добавить следующее:

          личное обаяние и здоровье, так как эффективное руководство тесно связано со здоровьем;

          умение правильно использовать своё время;

          с уважением относиться к культуре других стран, других народов.

 

 

 

Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА

Социально-психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчинёнными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными организациями, а так же создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе. К числу основных социально-психологических качеств следует отнести:

      чувство коллективизма;

      коммуникабельность;

      инициативность;

      самообладание;

      чувство эмпатии.

Чувство коллективизма основано на глубоком понимании коллективной природы общества, его производства. Это чувство коллективизма как социально-психологическая категория, как органическое свойство личности. Если у вас (руководителя) отсутствует это свойство, то это не может способствовать формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.

Коммуникабельность (общительность) – способность руководителя легко и быстро входить в деловой и психологический контакт с людьми, что позволяет оперативно решать вопросы, требующие его личного участия. Словом, для руководителя важно уметь находить правильные взаимоотношения с подчинёнными, взять верный тон общения. Подчинённые должны чувствовать себя не слепыми исполнителями воли руководителя, а соучастниками общего процесса. И здесь искусство руководителя состоит в том, чтобы уметь быть старшим среди равных. А это значит, что он, прежде всего, должен использовать методы разъяснения, убеждение и лишь в крайнем случае – властные методы.

Инициативность. Это понятие очень многогранно. Это: и выдвижение новых идей по совершенствованию производства труда и управления, и улучшение бытовых условий подчинённых, и совершенствование методов воспитательной работы, и многое другое. Особенно велико значение этого качество в век научно-технической революции. Инициатива должна быть направлена на поиски и использование наилучших методов реализации государственных планов и программ, а также быть своевременной и реально осуществимой.

Самообладание является важным качеством руководителя в его отношениях с людьми. Самообладание помогает руководителю успешно разрешать конфликты, возникновение которых практически неизбежно. Рассудительность, умение убеждать людей, найти справедливое решение в интересах дела и восстановление нарушенного нормального психологического климата в коллективе все это и составляет непреходящую ценность качества самообладания.

И осталось сказать о чувстве эмпатии, т.е. сочувствии, сопереживании, умении поставить себя на место другого. Без них сегодня не прожить никому, а уже тем более руководителю.

Вот это совокупность социально-психологических качеств, которыми должен соответствовать современный руководитель. Он является эталоном, которому осознанно или неосознанно подражают подчиненные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав ряд важных личностных черт, способствующих эффективности руководство можно сделать вывод, что людей, которые рождаются лидерами, талантливыми руководителями, мало. Разумеется, с готовым набором этих черт, человек не рождается. Все они представляют собой уникальный сплав как природных особенностей человека, так и социально-исторических условий его жизни.

Но стать таким можно. Мудрый руководитель понимает, что главное, чем он располагает, - это его подчиненные. Им он и отдает предпочтение перед другими людьми. Руководитель добивается чего-либо только благодаря своим подчиненным. А поэтому одна из главных задач руководителя – умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера, настроениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. - М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Бухалков М.И. Управление персоналом - М.: ИНФРА-М. 2005.

3. Вудкок М, Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер -  М.: Дело, 1991

3. Гастев А.К. Как надо работать - М.: Экономика, 1999.

4. Лавриенко В.Н. Психология и этика делового общения -  М.: Юнити, 2000

5. Мескон М.Х.Основы менеджмента  - М.: Дело, 2000

6. Розанова В.А. Психология управления -  М.: Бизнес-школа, 2000 года

 

 

 

2

 



Информация о работе Психологические аспекты в деятельности менеджера