Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:47, контрольная работа
Создание организации, совершенствование организационного порядка, его ценностно-целевой подструктуры организационных отношений, информационно-коммуникативной подструктуры, управление всей повседневной деятельностью организации возможны лишь при активном воздействии на него и его персонал субъекта управления, руководителя, с привлечением к этой работе и других руководителей и сотрудников. Управленческая деятельность - это особые «рабочие орудия», «инструмент» в руках субъекта управления. Чтобы успешно управлять, ему нужно использовать весь арсенал управленческой деятельности, умело подбирать нужные психологические аспекты, правильно их сочетать.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Психология руководителя 4
1.1. Современные теории лидерства 4
1.2. Функциональные классификации руководителей 5
II. Стиль руководства 7
2.1. Мотивация деятельности персонала 7
2.2. Взаимоотношения в организации 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 10
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
I. Психология руководителя
1.1. Современные теории лидерства
1.2. Функциональные классификации руководителей 5
II. Стиль руководства
2.1. Мотивация деятельности
персонала
2.2. Взаимоотношения в
организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Введение
Создание организации, совершенствование
организационного порядка, его ценностно-целевой
подструктуры организационных отношений,
информационно-коммуникативной
Система управленческих воздействий -
сложная структура. Активно и существенно
воздействуют и психологические факторы
как внутри организации, так и вне ее. Так,
воздействие оказывают морально-психологический
климат в коллективе, настроения, традиции
и обычаи, групповые нормы, авторитет и
репутация руководителя и многое другое.
Можно сказать, что любая причина, так
или иначе влияющая на жизнь и деятельность
персонала, любой фактор могут и должны
использоваться как средство воздействия
на внутренние и внешние дела персонала
организации.
Цель контрольной работы – рассмотреть
психологические аспекты деятельности
руководителя.
Глава 1. Психология руководителя
1.1. Современные теории лидерства
Согласно исследованиям
психологов, примерно 80% деятельности
руководителя сводится к управлению
людьми, к процессу психологического
воздействия управляющего на управляемых.
Информационная его подготовленность
позволяет рационально
В западной социальной психологии
процесс выделения управляющих
объясняется естественно
Широко известна и популярна
типология лидеров, предложенная немецким
социологом М. Вебером. Он подразделяет
лидеров в зависимости от опоры
на конкретный тип легитимности. Традиционные
лидеры – вожди племен, монархи,
жрецы и др. Их авторитет опирается
на силу религиозных, моральных, политических
и других традиций, и на непререкаемые
социальные нормы. Харизматические
лидеры признаются подданными в качестве
субъектов власти в силу наличия
у них особых качеств, например, воля,
сила духа, слово, ораторский дар и
др. Легально - бюрократические лидеры,
избранные демократическим
Современные теории лидерства предпочитают
избегать такого явного деления на элиту
и массу.
1.2. Функциональные классификации руководителей
Лидер - служитель всегда
выступает выразителем воли и
интересов своих приверженцев, бескорыстно
служит им и ориентируется на их
мнение (афинский реформатор Солон, премьер
- министр Швеции У. Пальме и др.);
Лидер - торговец стремится получить поддержку
определенных слоев общества в обмен на
обещание отстаивать их интересы, т.е.
ведет определенный торг;
Лидер - пожарный выдвигается в ситуации,
требующей немедленного решения какой
- либо острой общественной проблемы (например,
ставший в годы "великой экономической
депрессии" президентом США Ф. Рузвельт
или генерал Ш. де Голль, возглавивший
Францию в ситуации острого политического
кризиса середины 50 - х гг.).
В данном аспекте следует выделить основные
функции лидера-управленца:
1. Целеполагание и планирование действий
группы.
3. Координация взаимодействия членов
группы.
4. Убеждения, агитация, просвещение, воспитание
группы.
5. Организация контроля над деятельностью
членов группы, систем управления и самоуправления
через поощрение тех, кто способствует
обеспечению целостности, стабильности
и развития группы, а так же наказание
тех, кто несет угрозу, чья активность
является дезорганизующей для группы.
6. Координация группы во взаимодействии
с другими группами.
Деятельность лидера проявляется в стиле
руководства. Стиль – это характеристика
взаимодействия руководителя и подчиненных,
это наиболее частые и устойчивые способы
воздействия управляющего на управляемых.
II. Стиль руководства
2.1. Мотивация деятельности персонала
Управление трудовым коллективом
(организацией) немыслимо без мотивации
его членов. Чтобы придать организации
динамичное развитие, люди должны желать
этого. Деловые отношения не строятся
только на основе симпатии и антипатии,
хотя и не исключают этого. Люди работают
за деньги. И деньги при их правильном
распределении являются сильным
мотивом. Но, как организационный
ресурс количество денег, которыми располагает
руководитель, ограничено. Соответственно
ограничены и возможности использования
их мотивирующего потенциала, однако,
как показывает организационная
психология, каждый руководитель обладает
и такими неограниченными ресурсами
для мотивации сотрудников, как
похвала, своевременная обратная связь
о результатах деятельности, признание
в другом уникальной и неповторимой
личности и т.п.
Формирование внутренней мотивационной
– системы требует больших усилий, знаний
и способностей руководителя для его осуществления,
однако и его результаты существенно превосходят
результаты первого типа мотивации. Но
использование этого типа мотивации предъявляет
требования и к самому руководителю с
точки зрения процесса самоменеджмента.
2.2. Взаимоотношения в организации
Любая организация является
социальной системой, состоящей из
формальных и неформальных групп, каждая
из которых представляет собой общность
людей, оказывающих влияние на других
членов группы и подвергающихся влиянию
других, поэтому вопросы взаимовлияния
личности и группы в организации
на сегодняшний день достаточно актуальны
и значимы.
Достаточно важная проблема управленческой
деятельности - взаимоотношения между
группами в организации, которые могут
складываться по-разному – от непосредственного
взаимодействия до конфликтов и даже вражды.
При этом следует учитывать, что функционирование
межгрупповых явлений имеет два направления.
Первое направление связано с изучением
явлений отрицательных, деструктивных,
социально нежелательных. Ученые называют
их межгрупповыми явлениями дифференцирующего
характера. К ним относятся любые формы
группоцентризма, враждебность, предвзятость,
дискриминация, конфликтность, ингрупповой
фаворитизм.
Второе направление связано с изучением
межгрупповых явлений интегративного
характера: «групповая открытость», «межгрупповая
референтность».
Следует отметить, что интегративные и
дифференциальные процессы в межгрупповом
взаимодействии существуют одновременно
и в нормальных условиях уравновешивают
друг друга. Но необходимо подчеркнуть,
что объективные условия непосредственно
влияют на внутригрупповые структуры
и процессы (сплоченность, статусно-позиционную
и ценностно-нормативную структуру группы,
процессы лидерства и принятия решения,
композицию, тип и характер развития группы),
а они в свою очередь определяют тип и
характер межгрупповых отношений, что
оказывает влияние на функционирование
организации в целом.
Заключение
Подводя итоги, можно прийти
к выводу, что в современной
постоянно изменяющейся обстановке
единственным стабильным конкурентным
преимуществом любой
Однако, несмотря, на то, что менеджмент
как наука существует уже более 100 лет,
лишь только в последние 50 лет в управлении
стали уделять большее внимание человеческому
фактору, изучать такие понятия как лидерство,
власть, неформальные организации, учитывать
элементы организационного поведения
людей, и соответственно, психологические
аспекты деятельности руководителя.
Источники и литература
1. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая
психология. - М.: Инфра-М, 2005.
2. Калюгина С.Н. Социально-психологические
аспекты управленческой деятельности.
Сборник научных трудов СевКавГТУ. // Серия
«Экономика». 2007.
3. Рамендик Д.М. Управленческая психология.
- М.: Форум, 2006.
4. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой
деятельности. - М.: Высш. школа, 2000.
Информация о работе Психологические аспекты деятельности руководителя