Промышленность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:47, реферат

Описание работы

Ориентация промышленности на качество жизни каждого гражданина России требует принципиально новой национальной промышленной системы, которая бы с помощью информационно-коммуникационных технологий и СМИ напрямую соединяла социальную систему и систему производства (индустрий) с опорой на инфраструктуру обеспечения качества жизни.

Работа содержит 1 файл

Promyshlennost_Rossii.docx

— 71.73 Кб (Скачать)

Введение

Ориентация промышленности на качество жизни каждого гражданина России требует принципиально новой  национальной промышленной системы, которая  бы с помощью информационно-коммуникационных технологий и СМИ напрямую соединяла  социальную систему и систему  производства (индустрий) с опорой на инфраструктуру обеспечения качества жизни.

В этой связи необходимо ввести определение промышленности: промышленность – это способность  общества воспроизводить и наращивать качество жизни для каждого без  исключения человека на собственных  трудовых основаниях общества. Целостность  и полномасштабность промышленной системы определяется связь производства и промышленного труда со сферами  науки и образования. Усилия внутри каждой сферы должны в обязательном порядке приводить к продвижению  в двух других сферах и выступать  критерием эффективности функционирования и развития каждой из сфера. Эффективность  и динамизм промышленной системы  определяются её структурой, т.е. выделением и дифференциацией запускных, прорывных, локомотивных, ресурсно-воспроизводящих  и массово-всеобщих отраслей или  индустрий.

Запускные (триггерные) индустрии - это те, которые поднимают локомотивные индустрии. Локомотивные индустрии  или отрасли-прим отвечают за одновременное  продвижение всей промышленной системы  страны в целом. Промышленное развитие России в начале 21 века должны обеспечить три локомотивные индустрии: малоэтажное  домостроение, электроника и модульная  ядерная энергетика.

Прорывные индустрии задают цивилизационный сдвиг и основываются на спектре лидирующих продуктов. Ресурсно-воспроизводящие  индустрии обеспечивают базовое  воспроизводство хозяйства. Массово-всеобщие индустрии обеспечивают сферу услуг  или конечное потребление, т.е. создают  эффект различных промежуточных  переделов, носящих полуфабрикатный характер. Такие индустрии не только предполагают, но и должны строиться на персонализации потребления. На координации данных индустрий как элементов структуры промышленной системы возможно выстраивать конкретные схемы промышленного развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Промышленность России.

Промышленность России — отрасль российской экономики. Объём валовой добавленной стоимости в обрабатывающих производствах — 5,1 трлн руб (2009 г.). Объём продукции в обрабатывающих производствах — 13,6 трлн рублей (2009 г.).Инвестиции в основной капитал в обрабатывающих производствах — 1,37 трлн рублей (2008 г.). Средняя начисленная заработная плата в обрабатывающих производствах — 18297 руб/мес (март 2010). В 2008 году среднегодовая численность занятых в обрабатывающих производствах России составляла 11,2 млн человек. По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.

Машиностроение России .

Крупнейшие российские машиностроительные компании (на 2005 год).

 Таблица 1

Компания

Доходы, млн $

Прибыли, млн $

АвтоВАЗ

5570,3 (16)*

160,2 (37)

Группа "СОК"

1705,6 (33)

АХК Сухой

1496,9 (37)

84,4 (63)

КамАЗ

1612,7 (35)

7,3


 

Объём продукции в производстве электрооборудования, электронного и  оптического оборудования — 822 млрд рублей (2009 г.), в том числе в:

  • производстве офисного оборудования и вычислительной техники — 39,4 млрд рублей;
  • производстве электрических машин и электрооборудования — 324 млрд рублей;
  • производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи — 195 млрд рублей;
  • производстве оптических приборов, фото и кинооборудования, часов, медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний — 264 млрд рублей.

Объём продукции в производстве транспортных средств и оборудования — 1,10 трлн рублей (2009 г.), в том числе в:

  • производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов — 499 млрд рублей;
  • производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств — 603 млрд рублей.

Инвестиции в основной капитал в производстве машин  и оборудования — 77 млрд рублей (2008 г.).

Инвестиции в основной капитал в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 43 млрд рублей (2008 г.).

Инвестиции в основной капитал в производстве транспортных средств и оборудования — 102 млрд рублей (2008 г.), в том числе в:

  • производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов — 68 млрд рублей;
  • производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств — 34 млрд рублей.

Средняя начисленная заработная плата в производстве машин и  оборудования — 19057 руб/мес (март 2010).

Оборонно-промышленный комплекс России.

В 2007 году объём реализации ОПК России составил $18,6 млрд, из них $11,6 млрд приходилось на государственный заказ, $7 млрд — на экспорт. С 2000 по 2007 годы объём реализации российского ОПК увеличился в 3,7 раза, в том числе госзаказ — в 6,4 раза, экспорт — в 2,2 раза.

 Доля России на мировом рынке вооружений составляет 23 %, и уступает только доли США (32 %) . В 2009 году Россия имела военно-техническое сотрудничество более чем с 80 государствами мира, и осуществляла поставки продукции военного назначения в 62 страны, а объём российского экспорта продукции военного назначения в 2009 году превысил 260 миллиардов рублей (8,8 млрд долларов).

Согласно данным СИПРИ, доля поставкок боевых самолетов в период 2005—2009 гг. составил для России 40 % от общего объёма экспорта, согласно данным Рособоронэкспорта эта доля составляет примерно 50 % от объема всех продаж российских вооружений.

РФ имеет многомиллиардные контракты  на поставку вооружений и продукции  двойного назначения с Индией , Венесуэлой, Китаем , Вьетнамом, Алжиром, Кувейтом, Грецией, Ираном, Бразилией, Сирией, Малайзией, Индонезией.

В апреле 2010 года представитель концерна ПВО «Алмаз Антей» сообщил, что Россия выполнила контракт на поставку в Китай 15 дивизионов ЗРК С-300 «Фаворит».

Судостроение России.

Судостроительная промышленность России традиционно является одной  из наиболее технологически развитых отраслей экономики. Российские верфи имеют опыт строительства судов практически любого класса, типа и тоннажа. В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации. Научный потенциал научно-исследовательских и проектных институтов, лабораторий отраслевого и академического направления позволяет не только выполнять уникальные заказы по проектированию судов, но и разрабатывать новые концептуальные направления в судостроении.

В России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного  и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а  также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и  морской техники.

По другим оценкам, в России насчитывается  около 4000 предприятий и организаций, которые в той или иной степени  обеспечивают производство продукции  и услуг в области создания техники для изучения континентального шельфа, а также хозяйственной  и военной деятельности на внутренних морях и в международных водах.

Крупнейшими центрами российского  судостроения являются Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.

В соответствии с указом президента РФ, подписанным в марте 2007 года, создана Объединённая судостроительная корпорация, основным полем деятельности которой рассматривается развитие гражданского судостроения. Объединённая судостроительная корпорация консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия.

В 1995—2005 годах на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов. К 2007 году этот показатель повысился до 6 %, в 2008 году составил 8 %. В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей.

Объем производства в российском судостроении за 11 месяцев 2009 года увеличился на 50 %. В новый 2010 годроссийское судостроение вошло с ростом в 62 %.

Автомобильная промышленность России.

Крупнейшие российские предприятия  автомобильной промышленности:

  • АвтоВАЗ — крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе
  • КАМАЗ — находится на 11 месте в мире среди производителей тяжёлых грузовиков
  • Группа ГАЗ: (ООО «Павловский автобусный завод»(ПАЗ), ОАО «Голицынский автобусный завод»(ГолАЗ), ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ООО «Ликинский автобусный завод»(ЛиАЗ), ООО «КАВЗ», ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «Челябинские строительно-дорожные машины»,ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Ульяновский моторный завод», ООО «Канашский автоагрегатный завод»)
  • Соллерс
  • Завод имени Лихачёва

По итогам 2008 года в России было произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей. В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1,7 млрд долларов.

В период с 2000 по 2010 годы в  РФ было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих  автомобили под марками известных  производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW,  Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Мощности заводов рассчитаны на производство, начиная от крупноузловой до мелкоузловой сборки, включая Completely Knocked Down (CKD) сборку с высокой степенью локализации производства, со сваркой и окраской кузовов, и агрегатов. Открытие новых заводов продолжается

В начале 2010 года Два российских автогиганта — ОАО «АвтоВАЗ» и SOLLERS (ОАО «Соллерс») — подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по развитию конкурентоспособной компонентной базы поставщиков Стоит отметить, что рынки отреагировали на сообщение о партнерстве АвтоВАЗа и SOLLERS существенным ростом котировок.

При рассмотрении стратегии  развития российского автопрома, Правительством РФ в марте 2010 будет рассмотрен вопрос о принципах сотрудничества с  иностранными компаниями. Одним из основных принципов работы будет  расширение локализации производства в России.

Авиакосмическая промышленность России.

Активы российского авиастроения сконцентрированы в двух профильных интегрированных структурах: Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и ОКБ. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек. Крупнейшими научными центрами авиастроения являются: ВИАМ, ЦИАМ, ЦАГИ, ЛИИ,ГосНИИАС, ОНПО «Технология».

По объёму выпускаемой продукции  военного самолётостроения Россия находится  на 2-м месте в мире, вертолётостроения  — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов).

В 2010 году объём выручки российских предприятий авиапрома составил более 504 млрд рублей, из которых 31 % — доля самолётостроения, 18 % — вертолётостроения, 24 % — двигателестроения, 8 % — агрегатостроения, 11 % — приборостроения, 8 % — производства спецтехники. За этот год в России было выпущено более 100 военных самолётов.

В структуру Роскосмоса, по данным официального сайта агентства, входит 66 предприятий.. Крупнейшие предприятия космической промышленности:

  • ОАО «РКК „Энергия“ им. С. П. Королёва»,
  • ГКНПЦ им. М. В. Хруничева,
  • ЦСКБ-Прогресс,
  • Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения»
  • НПО машиностроения
  • ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко»
  • ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева» (ОАО «ГРЦ Макеева»)
  • Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина.

По данным на 2006 год за Россией  было примерно 11 % мирового рынка космических услуг. Согласно Государственной стратегии развития ракетно-космической промышленности, к 2015 году доля продукции ракетно-космической промышленности на мировом рынке производства ракетно-космической техники к 2015 году должна достигнуть 15 %.

По интенсивности космической  деятельности (по количеству запущенных космических кораблей и количеству запущенных космических аппаратов) Россия занимает лидирующие позиции на протяжении последних нескольких лет .

По объёму финансирования гражданской  космической деятельности по данным последних лет Россия занимает шестое место в мире.

Информация о работе Промышленность России