Производственное поведение персонала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:11, реферат

Описание работы

Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом. Поведение человека – совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций.

Работа содержит 1 файл

Производственное поведение персонала предприятия.docx

— 16.93 Кб (Скачать)

Производственное поведение  персонала предприятия

Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом. Поведение человека – совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества.

Поведение человека в организации  определяется его собственными (личностными) чертами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности – особенностями  группы, в которую он включен, условиями  совместной деятельности, своеобразием организации, в которой он работает. В основе трудового поведения лежат мотивы, внутренние устремления, определяющие направленность трудового поведения человека и ее формы. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. Мотивация – ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него.

 

   Восприятие – процесс  организации и интерпретации  представлений об окружающем  мире. Восприятие представляет собой  активную подсознательную деятельность  по приему и переработке информации, причем не всей, а лишь значимой. Поскольку восприятие во многом  субъективный процесс, оно содержит  в себе возможности полного  и частичного искажения или  потери информации. В результате  восприятия могут возникнуть  различного рода субъективные  реакции на воспринимаемый объект: принятие, отторжение, «поведение страуса». На восприятие оказывают влияние  следующие основные обстоятельства  как объективного, так и субъективного  характера: ситуация, в которой  поступает информация или происходит  знакомство; глубина видения реальной  ситуации; личностные и социальные  характеристики воспринимаемого  объекта; стереотипы и предрассудки, присущие человеку.

На поведение работников организации  влияют и внешние факторы. Среди них необходимо выделить следующие:

1.     круг общения, который  может быть личным, включающим  эмоциональные связи, и служебным,  определяемым должностными обязанностями.  В каждом конкретном круге  общения складывается своя микроэтика, во многом определяющая взаимодействие в рамках управленческой деятельности;

2.     роль, характеризующаяся  совокупностью действий, ожидаемых  от человека в соответствии  с его индивидуальными психологическими  особенностями и местом в управленческой  иерархии;

3.     статус – оценка  окружающими личности данного  субъекта и исполняемой им  роли, определяющая его реальное  и ожидаемое место  в системе  социальных связей, ранг индивида, который бывает формальным и  неформальным.

У человека имеются две степени  свободы в построении своего поведения  в организации: с одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения – принимать или  не принимать существующие в организации  формы и нормы поведения, а  с другой – может принимать  или не принимать ценности организации, разделяя или не разделять ее философию. Каждый тип поведения характеризуется  объективными и субъективными мотивами, пониманием его необходимости, склонностью к нему. В зависимости от того, как сочетаются основополагающие составляющие поведения, может быть выделено 4 типа поведения человека в организации.

Первый  тип поведения – преданный и дисциплинированный член организации характеризуется тем, что человек полностью принимает ценности и нормы поведения, старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации.  Второй тип поведения – «приспособленец» характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, противоречащие ее интересам, но соответствующие его собственным.

Третий  тип поведения – «оригинал» характеризуется тем, что человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. При этом у него может быть много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством.

 Четвертый тип поведения – «бунтарь» характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации, все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации.

Воздействуя на поведение людей, коллектив  во многом способствует его изменению, поскольку, участвуя в коллективных действиях, каждый человек должен приспосабливаться  к требованиям группы, групповым  нормам. Позитивная сторона нормативной  регуляции поведения членов группы проявляется в следующем:

- информирование о том, как  вести себя в той или иной  группе, какое поведение следует  ожидать от ее членов, занимающих  разные позиции в групповой  иерархии;

- стандартизация моделей индивидуального  и группового поведения;

- обеспечение членам группы  необходимой психологической комфортности (человек избавляется от неопределенности  в выборе поведенческих моделей).


Информация о работе Производственное поведение персонала предприятия