Профессиональный портрет современного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели , возникала задача координации их совместных действий , решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным ,исполнителем.
На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро и многие люди пытались решить ее но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Профессиональный портрет современного менеджера………………………...4
Что нужно, чтобы стать лидером………………………………………………...8
Заключение……………………………………………………………………… .13
Список использованной литературы………………………………………….... 14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 35.98 Кб (Скачать)

       Что нужно, чтобы стать  лидером

     Прежде  всего, это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и  готовность брать на себя сопряженные  с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий  лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант, -- дар  Божий. Но талант без труда -- ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.

       Наконец, претендент на лидерство на высоком  уровне должен уже к 35 годам накопить значительный опыт выполнения разнообразных  функций и <созреть> как крупный  руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5-7 лет, т.е. стремительный взлет карьеры должен начаться в 27 - 28 лет.

       Жить  лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию- руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем- увольнение сотрудников. Среди других, не попавших на <пьедестал почета>, можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые <дебри>, принятие решений и улаживание конфликтов.

       Существует  два психологических типа лидеров: <игроки> и <открытые>. Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют <пускать пыль в глаза>, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.

 

     

         <Открытые> лидеры не столь  заметны, но они последовательны;  берутся за любые самые трудные  дела, стремятся добросовестно во  все вникнуть, чем завоевывают  прочное доверие и уважение  на долгое время. Они тоже  гибки и действуют с учетом  обстоятельств, но живут не  сегодняшним днем, а устремлены  в будущее. Именно они являются  истинными лидерами, обладающими  непререкаемым авторитетом у  своих подчиненных.

       Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе.

       Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого- бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет практически не влияют - от них никто не застрахован, а исправить. их при желании не трудно.

       Обычно  авторитетный лидер - руководитель от природы. Но что же делать, если его нет? Можно, пусть на время, поставить во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того чтобы такого безошибочно подобрать (лидеры появляются сами!), нужно знать качества, которые ему в обязательном порядке должны быть присущи. Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.

     К личным качествам в первую очередь  относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к  окружающим. Руководитель должен стараться  понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть 

       человечным  и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

       Менеджер  должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как <сверху>, так и <снизу>, последовательно  и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца  те ценности, которые они исповедуют и помогать обретать эти  ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

       Работа  менеджера чрезвычайно тяжела, и  поэтому одним из его важнейших  личных качеств должно быть хорошее  здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться  со стрессами; Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности - ведь отдых не в безделии , а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

       Однако  одного физического здоровья менеджеру  не достаточно. Он должен быть еще и  эмоционально здоровым человеком, иначе  просто не выдержит всех сваливающихся  на его голову перегрузок.

       Поэтому нужно заходя формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность, заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.

       Принятие  управленческих решений требует  от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

         Современный менеджер должен  активно бороться с собственными  недостатками, формировать у себя  положительное отношение к жизни  и работе, создавать <здоровое> окружение путем выдвижения и  обучения людей, раскрытия их  способностей и талантов; при  этом не нужно опасаться потерять авторитет - в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

       Другая  группа качеств, необходимых любому менеджеру- профессиональные. Это- компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура- общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая.  Важен и ряд других моментов. Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

       Однако  руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в  свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь  их мобилизовать и использовать, преодолевая  все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

       Творчество  немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя  при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес  для фирмы.

       Но  наиболее важно для менеджера  схватывать все на лету, увязывать  вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и  вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой  специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

       Очередной группой качеств менеджера, определяющих его собственно говоря как менеджера, являются организаторские, а также  деловые.

       Они отражают уровень организаторской  культуры менеджера, владение им технологией  управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий  до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

       К организаторским качествам нужно  отнести прежде всего целеустремленность. Характер современной жизни требует  от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить  время на пустяки. Поскольку в  мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы  цели устанавливать, а упорно к ним  стремиться. Это и отличает менеджера  от остальных работников.

       Другим  организаторским качеством, которое  должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в  умении четко и своевременно ставить  задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным  и распорядительным в действиях  и поступках.

       Важным  организаторским качеством менеджера  является энергичность, то есть способность  заражать людей уверенностью, стремлением  действовать путем логического  внушения, личного примера, собственного оптимизма.

       Менеджеру должна быть присуща дисциплина и  контроль над собой. Без этого  он не сможет ни призвать к порядку  других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать  эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

       Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться  напряженно, не принося, однако, себя в  жертву и не становясь < работоманом > (в передовых компаниях считается  дурным тоном для высших руководителей  задерживаться в офисе после  окончания трудового дня или  брать работу на дом).

       Силы  нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в  том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес  к окружающим. Он должен уметь располагать  к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.      

       С точки зрения контактности можно  выделить несколько типов руководителей.

       Во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных  и только 1/3 на осуществление внешних  связей.

       Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому  примерно поровну времени.

       В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами  своего уровня.

       В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов. Первый и второй типы руководителей  хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического, Третий тип руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим.

       Важная  черта менеджера- реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

       Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

       Руководить  людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают  к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся  к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Информация о работе Профессиональный портрет современного менеджера