Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 08:52, доклад
Все мы работаем, чтобы, главным образом, как-то изменить (желательно – улучшить) этот мир и свое положение в нем. А вот задумываемся ли мы о том, как наша работа изменяет нас самих? Пожалуй, нечасто… А ведь работа оказывает очень существенное влияние на нашу личность и даже на состояние здоровья – и, увы, не всегда в лучшую сторону. Итак, рассмотрим особенность таких изменений – профессиональная деформация.
В широком смысле, профессиональная деформация – это след, который профессиональная деятельность накладывает на человека.
Все мы работаем, чтобы, главным образом,
как-то изменить (желательно – улучшить)
этот мир и свое положение в
нем. А вот задумываемся ли мы о
том, как наша работа изменяет нас
самих? Пожалуй, нечасто… А ведь работа
оказывает очень существенное влияние
на нашу личность и даже на состояние здоровья
– и, увы, не всегда в лучшую сторону. Итак,
рассмотрим особенность таких изменений
– профессиональная деформация.
В широком смысле, профессиональная деформация – это след, который профессиональная деятельность накладывает на человека. В узком смысле, профессиональная деформация – это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности.
Феномен профессиональной деформации
определяет как проникновение «Я-
Систематизация ПД Эвальда Фридриховича Зеера:
Характерно, что представители социономических профессий, которые постоянно взаимодействуют с людьми (врачи, педагоги, социальные работники, психологи, милиционеры, руководители разного уровня и др.), в наибольшей степени подвержены профессиональной деформации. Это вызвано тем, что общение с другими людьми обязательно включает и их воздействие на специалиста. Испытывающий эмпатию и сопереживающий клиенту специалист как бы принимает на себя особенности личности своего партнера по деловому общению и его проблемы, что является небезопасным для его психического здоровья.
В целом, говоря о последствиях воздействия
профессиональной деятельности специалиста
социальной сферы можно выделить
позитивные для личности последствия
— «личностный рост» и
Позитивные последствия («личностный рост») |
Негативные последствия («профессиональная деформация» |
Более глубокое осознавание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий. Анализ жизненных ситуаций. Способность к рефлексии. Навыки продуктивного Коммуникативные навыки. Противостояние чужому влиянию. Саморегуляция. Способность к принятию и эмпатии. Более широкий взгляд на мир, толерантность к «инакомыслящим». Познавательный интерес. Появление новых форм самореализации. |
Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких. Навязчивая диагностика себя и окружающих. Консультирование окружающих. Принятие роли «учителя». Излишний самоконтроль и потеря спонтанности. Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту. Пресыщение общением. Эмоциональная холодность. Цинизм. |
Предпосылки возникновения ПД:
В первом случае рабочая «маска», образно говоря, «прирастает к лицу»: человек начинает играть всегда и везде свою «рабочую» роль – и в личных отношениях, и просто в бытовом случайном общении – от универсама до заправки. Всем нам известны такие горе-персонажи: работники правоохранительных органов, которые и в семье ведут себя так, словно они – следователи на допросе; учителя, которые разговаривают менторским тоном даже с собственными мужьями и подругами, а также постоянно «учат жизни» всех окружающих; актеры, которые играют не только на сцене, но и вне ее пределов – и так заигрываются, что даже сами забывают, какие же они – настоящие…
Во втором случае человек начинает
чересчур всерьез воспринимать «правила
игры» своей профессиональной корпорации,
что тоже не идет ему на пользу: человек
настолько сживается с
- во-первых, вероятность личностных изменений тем выше, чем более монотонный, закрытый характер имеет работа, чем более она однообразна в смысле набора функций и условий труда: люди, в том или ином смысле «работающие на конвейере», находятся в группе риска;
- во-вторых, неблагоприятным фактором
является также выполнение
- привык искать причины своих
профессиональных неудач в
- не имеет интереса к
- человек не видит смысла
в данной работе, даже если
профессию выбрал сознательно
и в соответствии со своими
склонностями. Так, боевой офицер,
переведенный в связи с
Кроме личностных деформаций,
работа может нанести нам
Человек не деформируется средой, а ломается ею: он понимает, что он не может быть таким, как считается «правильным» в его профессиональном кругу, он – белая ворона если не внешне, то внутренне, он ощущает беспомощность в борьбе «с системой», впадает в депрессию, снижается эффективность его труда вплоть до полного нежелания работать.
Выгорание – устойчивый и необратимый феномен, заключающийся в накоплении негатива, усталости, возникновении низкой профессиональной самооценки. Такой человек нацелен в своей работе исключительно на результат, а не на процесс (поскольку этот процесс не доставляет ему никакого удовольствия); он исключает из своей работы человеческие мотивы (сделать нечто «ради кого-то» – на это он никогда не пойдет) да и вообще избегает эмоциональной близости с сослуживцами; оценивает людей внутри своей профессиональной сферы негативно и цинично («да разве вы не знаете: все мы, хирурги – садисты и алкоголики!» или «мы, журналисты – политические проститутки, так что не ждите от меня подвигов честности!»).
Эта ломка может произойти
Итак, мы видим, что наша работа может изрядно «подмять нас под себя». Однако этому, конечно же, можно противостоять.
В первую очередь, нужно четко разделять работу и личную жизнь. Постарайтесь все рабочие проблемы оставлять за дверями офиса и до следующего прихода на работу к ним не возвращаться. Старайтесь не брать работу на дом. Конечно, это тяжело делать учителям, которым нужно готовиться к урокам, или врачам и журналистам, которых порой могут "выдернуть" в любое время суток. Но все же по возможности старайтесь делать так, чтобы разные сферы вашей жизни не пересекались.
Второй способ борьбы с профессиональной деформацией - постоянный самоконтроль. Как только замечаете, что в вашем поведении появились "рабочие замашки" - пресекайте их на корню. Если вам тяжело делать это самостоятельно, попросите родных и близких делать вам замечания - и потом на эти замечания не обижайтесь. Часто негативный пример из жизни может помочь вам контролировать профессиональную деформацию. Скажем, ваш сосед тридцать лет проработал бухгалтером, и теперь он такой зануда, каких свет не видывал. Вы ведь не хотите в старости быть похожим на него? Вот и следите за собой.
Старайтесь на досуге выбирать хобби и увлечения, максимально далекие от сферы вашей профессиональной деятельности. Лучше, если хобби будет максимально "контрастным". Ваша работа связана с постоянным стрессом? Тогда хобби должно быть спокойным и умиротворяющим, например, рукоделие или кулинария. Если же ваша работа монотонная и однообразная - вам подойдет спорт, путешествия, хотя бы прогулки, в общем, любая смена впечатлений.
Профессиональная деформация часто связана со статусом на работе, поэтому попробуйте в личной жизни примерить на себя другую роль. Вы начальник и вам приходится постоянно руководить, отдавать приказы и планировать деятельность? Тогда в семье пальму первенства попробуйте отдать своей второй половинке, расслабьтесь и хотя бы дома не контролируйте все и вся. Если же ваша должность незначительная - дома берите на себя больше ответственности. Необязательно быть главой семьи, но нужно почувствовать собственную значимость.
Профессиональная деформация - это не всегда плохо. Многие полезные профессиональные качества можно и нужно использовать в повседневной жизни. Но с негативными проявлениями профессиональной деформации следует бороться, если вы не хотите превратиться в стереотипного представителя своей профессии и стать заложником своей работы.
Совершенно избежать профессиональной деформации сложно, но нельзя не обращать на этот феномен внимания и не стремиться к его предотвращению. С этой целью необходимо ввести в программу обучения будущих специалистов социальных профессий их психологическую подготовку. Таким образом, посредством обеспечения достаточного знания о профессиональной деформации и профессиональных навыков можно в значительной степени снизить риск возникновения профессиональной деформации специалистов социальной сферы.