Профессионализация труда ГС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:14, реферат

Описание работы

Развитие отечественной государственной службы сопряжено с ее усложнением и появлением новых профессий, специальностей, что позволяет говорить о процессе профессионализации данной сферы трудовой деятельности. Профессионализация труда в системе государственной службы означает, что трудовые функции достигли такого уровня сложности, для успешного выполнения которых требуется профессионализм, т.е. способность человека соответствовать требованиям профессии или превосходить их.

Содержание

1. Профессионально–квалификационная и должностная структуры государственной службы ……………………………………………………………….3
2. Роль кадровой службы в профессионализации государственного управления ...6

3. Развитие форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях……………………..8

Список используемой литературы……………………………………………………11

Работа содержит 1 файл

professionalizatsia.docx

— 24.46 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Профессионально–квалификационная и должностная структуры государственной службы ……………………………………………………………….3

2. Роль кадровой службы в профессионализации государственного управления ...6 

3. Развитие форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях……………………..8 

Список используемой литературы……………………………………………………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Профессионально–квалификационная  и должностная структуры государственной  службы
 

Развитие  отечественной государственной  службы сопряжено с ее усложнением  и появлением новых профессий, специальностей, что позволяет говорить о процессе профессионализации данной сферы трудовой деятельности. Профессионализация труда  в системе государственной службы означает, что трудовые функции достигли такого уровня сложности, для успешного  выполнения которых требуется профессионализм, т.е. способность человека соответствовать  требованиям профессии или превосходить их. 

Профессия – это комплекс присущих человеку специальных знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате специальной  подготовки или длительной практической деятельности и позволяющих ему  выполнять установленные трудовые функции. 

Помимо  профессии существуют и другие, более  узкие формы участия человека в служебной деятельности - специальности  и специализации. Под специальностью понимается такой объем специальных  знаний, умений и навыков, который  по своему содержанию и уровню развития достаточен для выполнения части  трудовых функций в рамках профессии. Еще более узкой, чем специальность, формой участия человека в профессиональном разделении труда является специализация.  

Профессиональное  разделение труда в сфере государственного управления предусматривает не только возможность реализации человеком  своих профессиональных способностей, но и выполнение трудовых функций, заданных конкретной должностью. Под должностью понимается установленная в организации  социальная роль, выполняемая работником. Таким образом, в учреждениях  государственной службы складываются две формализованные структуры: профессионально-квалификационная (совокупность профессий, специальностей и квалификаций персонала) и должностная (совокупность должностей, существующих в организации). 

Для становления  российской государственной службы весьма актуальной является проблема определения перечня профессий  и специальностей, необходимых для  государственного управления. Решение  этой проблемы связано с разработкой  оптимальной структуры и состава  государственных органов. Здесь  особую важность приобретает разработка под создаваемые структуры должностей проектов профессионально-квалифицированных  структур и профессиограмм государственных  служащих. 

Решение указанных проблем позволяет  более точно ответить на вопросы:

Кто нужен  государственной службе?

Кого  должны готовить вузы и прежде всего  региональные академии государственной  службы?

В каком  направлении должна развиваться  система повышения квалификации и переподготовки? 

Верные  ответы на эти вопросы позволят провести корректировку образовательных  программ, спланировать подготовку персонала  госслужбы, организовать эффективный  отбор наиболее квалифицированных  специалистов, провести другие мероприятия, повышающие результативность кадровой политики и обеспечивающие повышение  качества административно-политической элиты. 

Необходимо, однако, отметить, что нынешняя кадровая политика пока далека от научных рекомендаций. Непродуманность, частая реорганизация  структур государственных органов, причем нередко под "нужных", "своих" людей, отсутствие научно обоснованных описаний должностей замедляют и  затрудняют работу по созданию профессиограмм государственных служащих – документов, содержащих основные требования, на которые  должно быть ориентировано развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или  замещения должности. Негативное воздействие указанных явлений на реализацию ГКП очевидно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль кадровой службы в профессионализации государственного управления
 

Успешное  решение проблемы профессионализации государственной службы нереально  без привлечения кадровых служб. Как организованные институты рационального  использования профессионального  опыта, способностей персонала, они  существуют не так давно. Развитие кадровых служб шло не такими быстрыми темпами, как, например, системы профессионального  образования. В нашей стране, как  в прошлом, так и в настоящем, кадровым службам отводилась и отводится  незначительная роль. 

Так, в  советский период нашей истории  отсутствовала система подготовки специалистов по работе с персоналом, в то время как кадровые органы, службы функционировали в различных  отраслях народного хозяйства, в  государственных и партийных  органах. В результате самым ценным достоянием общества – человеческими  ресурсами, профессиональным опытом людей - распоряжались работники, не имеющие  профессионального образования  в данном виде деятельности. Такое  положение в значительной мере объясняется  чрезмерной политизацией государственной  службы, предпочтением профессионализму идеологических, партийных критериев. 

Следует, однако, отметить, что в постсоветской  России пока не произошло существенных изменений в статусе кадровых служб, их роли и ответственности  за рациональное использование государственных  служащих. Необходима законодательная  база, регламентирующая полномочия и  ответственность кадровых служб  за подбор государственных служащих, позволяющая им не обслуживать кадровые интересы высших чиновников, а обеспечивать профессиональный рост и должностное  продвижение персонала, его рациональное использование. В этих целях необходимо повышение статуса кадровых служб, развитие их структуры и привлечение  специалистов по работе с персоналом.

Решение проблемы собственного кадрового обеспечения  служб персонала предполагает создание системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по управлению персоналом. 

Суммируя  вышепредложенное, следует сказать, что профессионализация труда во всей системе государственной службы может послужить надежной защитой  общества от непрофессионализма и бездарности, что является необходимым условием повышения эффективности и авторитета государственной службы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  форм, методов, технологий профессионализации персонала государственной службы в современных российских условиях

     Профессионализация  кадров государственной службы относится к числу важнейших государственных задач, поскольку обусловливает характер и содержание институциональных трансформаций, а значит и стабильное развитие общества. Кардинальные изменения на уровне социально-стратификационной дифференциации российского общества с необходимостью требуют осмысления и анализа профессионализации управленческих кадров как социального процесса, которая непосредственно связана с институциализацией менеджмента, повышением требований к качеству государственного управления.

     Профессионализация  как социальное явление отражает новые подходы в области кадровой политики. Профессионализация в широком социальном смысле понимается как создание и развитие общественных институтов, а также правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества. В узком смысле процесс профессионализации означает формирование профессиональных групп, имеющих специфические интересы и ценности, а также профессиональных позиций и ролей. Профессионализация означает пригодность и готовность индивида к выполнению той или иной профессиональной роли.

     Поскольку развитие профессиональной деятельности и овладение человеком профессий  сопряжено с наличием специфических  изменений в самом человеке, то признаки явления профессионализации обнаруживаются как на уровне индивида, личности, овладевающей или овладевшей профессией, так и на уровне профессионального социума.

     Анализ  современной кадровой политики в  Российской Федерации показывает, что  одним из приоритетных направлений  является профессионализация государственного управления, осуществляемая посредством  обеспечения квалифицированными, профессионально  подготовленными кадрами государственной  службы. Особое значение здесь приобретает  кадровое обеспечение реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

     Совершенствование профессионального мастерства осуществляется путем непрерывного профессионального развития государственных служащих, а также их ротацию, оценку результатов служебной деятельности через аттестации и квалификационные экзамены. Росту профессионального мастерства должен способствовать и институт кадрового резерва, формируемый на конкурсной основе.

     В качестве основных путей и приоритетных направлений профессионализации государственных управленческих кадров в России выступают:

  • подготовка высшими учебными заведениями высококвалифицированных специалистов в области управления с учетом потребностей организаций, региона и общества в целом;
  • непрерывное обучение и самообразование представителей верхнего профессионально-управленческого слоя среднего класса;
  • развитие внутриорганизационного обучения управленцев с применением инновационных методов;
  • формирование кадрового резерва и разработка методик обучения его представителей с целью введения их в управленческую должность.
 
 

     Решение задач оптимизации функционирования органов государственной власти невозможно без системного анализа  проблем функционирования государственной  службы, разработки и внедрения новых  форм и методов повышения эффективности  работы ее персонала. При этом очевидно, что важнейшим условием решения  данных задач в общегосударственном  масштабе является наличие достаточного количества лиц, обладающих профессиональными, гражданскими и моральными качествами, необходимыми для выполнения всего  комплекса функций, возлагаемых  обществом на государственный аппарат.

     Существенной  проблемой профессионализации государственной  службы в России является то, что  так необходимое создание системы  профессионализации государственных  служащих и нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное использование  их профессионального потенциала, протекает  в условиях того, что новая культура исполнения государственной службы еще только складывается и, следовательно, практика работы государственного аппарата сама по себе еще не может дать четких ориентиров, не говоря уже о конкретных требованиях к профессионально-квалификационному уровню различных категорий государственных служащих. Необходимо функциональное освоение и нормативное закрепление новых форм и методов работы, характерных для органов государственной власти современного государства.

     Реализация  целей и задач системы профессионализации работников государственного аппарата должна быть направлена на:

  • воспитание у государственных служащих чувства гражданского долга перед обществом, верности принципам правового государства и Конституции Российской Федерации в частности;
  • формирование таких профессиональных способностей (знаний, умений, навыков и т.п.) у государственных служащих, которые бы позволяли им обеспечивать исполнение законодательства в сфере своей деятельности, а также эффективную реализацию государственной политики;
  • экономное планирование и расходование финансовых и иных ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

     Таким образом, проблема профессионализации государственных гражданских служащих имеет системный характер и требует  построения новой модели обеспечения  профессионализма работников государственного аппарата. При этом решение данной проблемы будет являться залогом  успешного реформирования системы  государственного управления в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Профессионализация труда ГС