Профессиография управленца

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:44, реферат

Описание работы

В настоящее время нет необходимости доказывать, что менеджмент - это профессия, но для того, чтобы отбирать, назначать, оценивать руководителей, рекомендовать им стиль и методы руководства, нужно ответить на вопрос о природе, сущности, содержании и значении труда руководителя.
В задачу руководителя входит такое важное дело, как расстановка кадров. Это действительно первый и очень ответственный шаг к созданию коман-ды единомышленников.

Работа содержит 1 файл

Профессиография управленца.rtf

— 65.30 Кб (Скачать)

1) Содержание труда

В настоящее время нет необходимости доказывать, что менеджмент - это профессия, но для того, чтобы отбирать, назначать, оценивать руководителей, рекомендовать им стиль и методы руководства, нужно ответить на вопрос о природе, сущности, содержании и значении труда руководителя.

В задачу руководителя входит такое важное дело, как расстановка кадров. Это действительно первый и очень ответственный шаг к созданию коман-ды единомышленников.

Знания:

Знание правил оформления документации, орфографии, литературный стилистики, делопроизводства, стенографии, устройства и правил работы с оргтехникой, этики и психологии, иностранных языков.

Умения и навыки:

Навыки работы с оргтехникой, умение быстро печатать и красиво писать, редактировать тексты. Умение общаться с клиентами, быть приятным собеседником, поддерживать престиж фирмы.

Общая задача руководителей всех рангов и уровней заключается в том, чтобы достичь целей совместной деятельности, умножая свои физические и интеллектуальные силы коллективными усилиями подчиненных. В широком смысле обязанности руководителя состоят в том, чтобы решить, что конкретно надо сделать, определить, кто, как, когда и что должен делать, следить за тем, чтобы все было сделано, оценивать, как было сделано, и вознаграждать за сде-ланное.

2)Орудия труда

Предмет управленческого труда -  информация,  возникающая и циркулирующая между людьми в процессе конкретной производственной деятельности.

Орудия управленческого труда (средства управления) - все, что способствует осуществлению операций с управленческой информацией:  оргтехника,  вычислительная техника,  обеспечивающие механизм и автоматизацию управления,  канцелярские принадлежности,  офисная мебель,  а также органы человеческого тела.

Продукт управленческого труда - управленческое решение.

Люди - основная производительная сила общества - познают и используют законы природы и общества в процессе производства,  распределения,  обмена и потребления материальных благ. В связи с чрезвычайной сложностью управления людьми в этой сфере выделяют три типа управления: политическое, экономическое и социальное. Управление производством (коммерческой деятельностью) охватывает процессы экономического и социального управления предприятием или фирмой,  это управление социально-экономической системой,  которое включает в себя управление деятельностью организации,  руководство и управление связями вне организации.

Процесс управления происходит при наличии двух сторон  (участников):  сторона,  которой управляют, - объект управления (ОУ) и сторона, которая управляет, - субъект управления (СУ).

3) Субъект труда

Наряду с организаторскими способностями, на эффективность деятельности руководителя, как показывают исследования, оказывает влияние организаторская направленность его личности.

Креативность является одним из ведущих параметров в структуре организаторской направленности руководителя. Она характеризует связь направленности с организаторскими способностями. Необходимость выделения данного параметра обусловлена единым источником развития двух важнейших свойств личности руководителя -- потребностями и интересами к организаторской работе.

Удовлетворенность характеризует эмоциональное отношение руководителя к своей деятельности и оказывает решающее влияние на ее результативность. Велико значение руководителя в создании атмосферы взаимопонимания в коллективе, но и настроение, эмоциональный тонус руководителя зависит от настроения коллектива. На психологическом уровне удовлетворенность выражается соотношением субъективной оценки того, что человек отдает группе, коллективу, обществу, и что он получает взамен. Удовлетворенность руководителя обусловлена тремя факторами: содержанием труда, стимулированием труда и социально-психологическими условиями трудовой деятельности.

Целеустремленность, прежде всего, раскрывает волевые качества личности руководителя. Управленческая деятельность по существу является волевой деятельностью. Целеустремленность как волевое качество личности связана со способностью человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять своим поведением.

4) Организация труда

Составление распорядка дня и организация трудового процесса в целях достижения поставленных целей.

Организация своего рабочего дня должна соответствовать основному принципу: "Работа должна подчиняться мне, а не наоборот". Существует 25 правил, которые можно разделить на 3 группы: правила начала дня, основной части дня и конца дня.

Правила рабочего дня:

  1. Хорошая подготовка к работе;
  2. Влиять на фиксацию сроков;
  3. Избегать действий, вызывающих обратную реакцию;
  4. Отклонять дополнительно возникающие неотложные проблемы;
  5. Избегать незапланированных импульсивных действий;
  6. Своевременно делать паузы / соблюдать размеренный темп;
  7. Небольшие однородные задачи выполнять сериями;
  8. Рационально завершать начатое
  9. Использовать временные промежутки;
  10. Работать антициклично;
  11. Выкраивать спокойный час;
  12. Контролировать время и планы;

У разных людей разная психология и организм. Вследствие этого работоспособность людей различна в различные периоды времени. Некоторые люди продуктивнее работают утром, некоторые днём, а некоторые вечером. Но при этом нельзя сказать, что одни из них работают лучше, а другие хуже. Просто пик работоспособности у этих людей приходится на разные периоды дня. Абсолютные значения пика и спада продуктивности индивидуально различаются, но что одинаково для всех людей - так это относительные, ритмичные колебания!

 

5) Условия труда

1. Социально-экономические факторы, которые влияют на моральную и материальную заинтересованность руководителя в результатах труда (формы взаимоотношений в коллективе, морально-психологический климат, уровень и формы заработной платы), а также рациональный режим труда и отдыха вследствие ненормированного рабочего дня руководителя (продолжительность рабочего дня, регламентированных и нерегламентированных перерывов в работе, отпуска, гибкие графики работы и пр.);

2. Производственно-экологические факторы, которые должны создавать благоприятные санитарно-гигиенические условия труда (температура воздуха, его влажность, запылённость, загазованность, уровни шума, вибрации, освещённости). Нормальными считаются условия труда с температурой воздуха + 17 …+22 °С, влажностью не более 75 %, скоростью потоков воздуха до 0,3 м/с, уровнем шума 70-90 децибел.

3. Организационно-технические факторы, которые должны учитывать особенности конкретного человека и обеспечиваться посредством использования и удобного размещения мебели, средств организационной и вычислительной техники с учётом требований эргономики (науки, изучающей взаимодействие человека и машины в конкретных условиях), технической эстетики и научной организации труда. От этого зависит содержание выполняемых трудовых операций, рабочие позы, темп труда, расстояния и скорость перемещений, эргономические и эстетические условия труда (удобство расположения, форма, размещение органов управления, цветооформление рабочего места, воздействие музыки, запахов и пр.).

Говоря о карьерном росте госслужащего, следует иметь в виду, что система госуправления -- это ярко выраженная «пирамидальная» структура, в которой рабочих мест на каждой из следующих ступеней в несколько раз меньше, чем на предыдущей. Первый признак, позволяющий претендовать на повышение, -- выслуга лет, достаточный опыт успешной работы на нижестоящих «ступеньках».

       Но карьерный рост зачастую тормозится тем, что подходящих вакансий просто нет, все места на следующей ступеньке заняты. Когда они освобождаются, то для того, чтобы на них претендовать, нужно, с одной стороны, быть яркой личностью, уметь обращать на себя внимание, но, с другой, проявлять лояльность, не строить из себя «революционера» и быть готовым действовать в соответствии с правилами, принятыми в этой среде. Конечно, требуется и соответствующий уровень образования, компетентность, позволяющая занять вышестоящую должность.

6) Характеристика требований, предъявляемых профессией к личностным психологическим, психофизиологическим качествам субъекта труда

 Профессионально важные качества личности управленца -- это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности. Проблема определения универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любого управленческого ранга, является весьма актуальной, так как ее исследование позволит значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности руководителя:

- хорошие организаторские способности (в основе лежат такие качества, как твердая воля, целеустремленность, решительность, настойчивость, творческий подход и др.);

- способность руководить;

- способность проявлять качества лидера в общении с подчиненными;

- коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитость каналов вербального и невербального общения, профессиональная компетентность и т.д.);

- способность управлять собой (способность к саморегуляции в процессе самоуправления и рефлексии);

- умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия);

- хорошо развитые аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную  информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее);

- эрудированность, энергичность;

- внешняя привлекательность (опрятность, элегантность, хорошие манеры,  воспитанность, четкая, ясная и живая речь);

- уверенность в себе, принимаемых решениях;

- целеустремленность (приоритет мотивов организаторской деятельности);

- тактичность(способность проявлять чувство меры и находить наилучшую форму  взаимоотношений);

  - действенность (умение увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения);

- требовательность;

  - критичность (умение обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм);

- гибкость(способность гибко реагировать на разные изменения в управленческих ситуациях);

- креативность (умение творчески подходить к решению управленческих задач, склонность к импровизации);

- наличие развитой интуиции;

- стремление к постоянному личностному росту;

- наличие чувства юмора (оказание положительного влияния на психологический климат в группе).

 Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

     Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.


Информация о работе Профессиография управленца