Проектирование структуры организации

Автор: f****@ya.ru, 27 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является - изучение особенностей проектирования структуры организации. В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
изучить сущность организационного проектирования;
исследовать способы формирования организационной структуры;
исследовать методы проектирования организационных структур;
изучить методы оценки эффективности организационных структур.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проектирования структуры организации
1.1 Понятие и сущность организации
1.2 Характеристика организационной структуры управления
1.3 Классификация организационных структур
1.4 Характеристика основных типов организационных структур
Глава 2. Особенности проектирования структуры организации
2.1 Сущность организационного проектирования
2.2 Формирование организационной структуры
2.3 Методы проектирования организационных структур
2.4 Оценка эффективности организационных систем
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Курсовая  работа

Тема: Проектирование структуры организации

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы проектирования структуры организации
  • 1.1 Понятие и сущность организации
  • 1.2 Характеристика организационной структуры управления
  • 1.3 Классификация организационных структур
  • 1.4 Характеристика основных типов организационных структур
  • Глава 2. Особенности проектирования структуры организации
  • 2.1 Сущность организационного проектирования
  • 2.2 Формирование организационной структуры
  • 2.3 Методы проектирования организационных структур
  • 2.4 Оценка эффективности организационных систем
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Научно  обоснованное проектирование организационных  структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации  хозяйствующих субъектов к рыночной экономике.

Радикальные изменения, происходящие в сфере производственных отношений, приведшие  к существенному  возрастанию организационного фактора, придают  особую важность организационному проектированию как  методу формальной организации целостных систем.

В этой связи следует  отметить, что ни одна из новых (модернизированных) форм целостных образований  в различных сферах общественного бытия  человечества, будь то в экономике, политике, образовании, культуре, науке, военном деле и других, не сможет достичь своего конечного воплощения без проведения организационного проектирования. Иначе говоря, любые организационные нововведения структурного и процессного характера являются прежде всего продуктами организационного проектирования.

Таким образом, тема курсовой работы является актуальной и важной, так как без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности деятельности организации.

Главной целью курсовой работы является - изучение особенностей проектирования структуры организации. В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

изучить сущность организационного проектирования;

исследовать способы формирования организационной  структуры;

исследовать методы проектирования организационных структур;

изучить методы оценки эффективности  организационных  структур.

Объектом  исследования является проектирование структуры  организации. Предметом  исследования является процесс, механизм, методы и способы проектирования структуры организации.

Глава 1. Теоретические основы проектирования структуры  организации

1.1 Понятие и сущность  организации

Приступая к исследованию вопроса  проектирования структуры  организации, первоочередным шагом является определение  главного понятия, используемого в данном параграфе - понятия организация.

Применение  термина - организация, в современной  науке и практике настолько же обыденно, насколько и многообразно. Он используется в  оборотах, отражающих и раскрывающих самые  разнообразные области жизни.

"Организация  - представляет собой  сознательно координируемое  социальное образование  с определёнными  границами, которое  функционирует на  относительно постоянной  основе для достижения  общей цели или  целей" Мильнер  Б.З., Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 42 с..

"Организация  - это группа людей,  деятельность которых  сознательно координируется  для достижения  общей цели" Мескон  М.Х., Альберт М., Хедоури  Ф., Основы менеджмента. - М.: ТК Велби, «Проспект», 2006. - 40 с..

"Термин  организация (от лат.organizare - сообщать стройный вид, устраивать) интерпретируется в науке как достижение структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - М.: КноРус, 2007. - 21 с."

"В  каждодневном бытовом  употреблении под  организацией, прежде  и чаще всего,  понимается официальное  учреждение или  общественная структура  (предприятие, компания, институт, орган власти, представительство и т.д.), то есть реально существующая, целенаправленно функционирующая социальная система. Латфулин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. - СПб.: Питер, 2006. - 20 с."

Единого понимания организации  до сих пор не выработано. Однако эта дифференциация взглядов не вносит неопределенности в процесс познания организации как явления, скорее наоборот, позволяет более полно ее изучить.

Организацию характеризует упорядоченность  частей, которые образуют единство (целое), обратное воздействие таково, что целое содействует сохранению частей. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

"Организация  определяется и  как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная ее внутренним строением, это также совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого, или объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - М.: КноРус, 2007. - 22 с."

Уже такой, достаточно поверхностный, первичный анализ приводит нас к выводу о том, что исключительно широкое и разнообразное восприятие, понимание и применение термина организация отражает явления и события.

Они могут представлять собой как процесс, так и систему, иметь субъективную, объективную и смешанную природу, проявляться в материальных, интеллектуальных и смешанных формах.

Таким образом, организация  является не аморфной массой, а упорядоченной  системой. Поддерживать эту упорядоченность  помогает организационная  структура. В следующем параграфе курсовой работы, будет рассмотрено понятие организационной структуры организации.

1.2 Характеристика организационной  структуры управления

Важным  элементом любой  организации является ее структура, т.е. устойчивые связи, которые существуют между элементами организации, конструкция организации, на основе которой управляется фирма.

Структура - это организационная  характеристика системы; совокупность устойчивых, системообразующих  связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами.

"Организационная  структура управления - это состав, взаимосвязь  и соподчиненность  самостоятельных  управленческих подразделений  и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Организационная структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - М.: КНОРУС, 2007. - 186 с."

"Организационные  структуры получили  свое название  по аналогии с  деятельностью живой  материи, живой  клетки. Они являются  более гибкими  и адаптивными.  Для них характерно  небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне. Олянич Д.В. Теория организации. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 89 с."

На  сегодняшний день основным принципом  построения любых  организационных систем - биологических, технологических, социальных - является иерархия.

"В  современной теории  организации понятие  "иерархия" применяется  в основном для  отражения вертикального  подчинения между  различными уровнями  управления организацией: иерархия властных полномочий, иерархия функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение но службе, функциональное подчинение. Олянич Д.В. Теория организации. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 89 с."

С иерархией властных полномочий тесно  переплетается распределение ответственности и компетенции, связанных с деятельностью организации.

Несмотря  на то, что иерархические  структуры управления в настоящее время  признаны во всем мире наиболее эффективными, они обладают рядом  существенных недостатков, ведущим к накапливанию отрицательных тенденций. Если не принять своевременных мер по коррекции действия системы управления организацией, то начинают возникать проблемные ситуации, которые, в конечном счете, могут привести к гибели всей организации.

Тем не менее, за многие годы удалось выделить основные направления преодоления нарушений развития организационных систем. При устранении недостатков иерархических структур особое значение приобретает разработка методов выявления отклонений от нормы в работе деловых организаций уже на начальном этапе их развития и реорганизация системы управления.

Организационная структура позволяет  организации:

избежать  хаоса и неопределенности - работники понимают, что они должны делать, как им нужно  это делать и с  кем им следует  работать, а руководители различных подразделений представляют себе, как их работа сочетается с работой других подразделений;

эффективно  взаимодействовать  с внешней средой;

продуктивно и целесообразно  распределять и направлять усилия своих сотрудников, устанавливать четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями, распределять права и ответственность;

избежать  политиканства и  фаворитизма в  вопросах повышения  в должности и  продвижения, без  точного описания должностных обязанностей не могут быть созданы  основы для подготовки других работников к выполнению работ тех сотрудников, которые продвинуты по службе;

удовлетворять потребности клиентов;

достигать своих целей с  высокой эффективностью.

Организационная структура и поддерживающая документация необходимы для любой организации с самого начала ее существования.

Руководитель  должен учитывать  и некоторые негативные характеристики организационной  структуры1:

"схемы  организационной  структуры не показывают  важные связи между  работниками и  организационными  единицами, а то, что они показывают, может ввести в заблуждение, так как на них не изображены неофициальные линии коммуникации и управленческие каналы влияния (телефонные и компьютерные сети дают возможность людям контактировать с другими быстро и эффективно); Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2006. - 256 с."

схемы организационной  структуры изображают иерархии должностей, подразумевая, что  чем они выше, тем  более важны и  влиятельны, что не всегда верно, так  как некоторые  работники являются влиятельными при  принятии одних решений и лишены влияния при принятии других;

схемы организационной  структуры способствуют очень узкому представлению  работников о своих  должностях, а так  как дефиниции  должностей означают, чего люди могут не делать, равно как  разъяснение того, что они должны делать, то результатом этого является организация, не реагирующая на изменения.

Признаки  эффективной организационной  структуры:

структура соответствует стратегическим целям организации;

структура соответствует среде  функционирования организации;

отсутствие  противоречий между  элементами оргструктуры;

сведение  к минимуму или  регулирование влияния  индивидуального  поведения в организации, структура обеспечивает согласование людей, входящих в организацию, с ее требованиями, а не наоборот;

структура помогает осуществлять властные функции (структуры устанавливают или определяют, какие позиции являются главными и определяющими с точки зрения иерархии), в которых принимаются решения и в которых выполняется деятельность организации (структура является местом действия организации).

Информация о работе Проектирование структуры организации