Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:02, творческая работа
Цель:
Ознакомиться с процессуальными теориями мотиваций
Задача:
Рассмотреть процессуальные теории мотиваций:
этапы их возникновения;
их авторы;
их сущность и позиции, с которых они применимы к персоналу предприятия.
Процессуальные
теории
мотиваций
Авторы:
Ильина Юлия
Коптевич Анастасия
Шило
Оксана
Цель:
Ознакомиться с процессуальными
теориями мотиваций
Рассмотреть процессуальные теории мотиваций:
этапы их возникновения;
их авторы;
их сущность и позиции, с которых они применимы к персоналу предприятия.
Понятие
мотивации. Мотивационный
менеджмент
Мотивация (от
lat. "movere") – побуждение к действию;
динамический процесс физиологического
и психологического плана, управляющий
поведением человека, определяющий его
направленность, организованность, активность
и устойчивость; способность человека
деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотив (лат. Moveo – двигаю) – это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему.
Мотивационный менеджмент – это мотивация как действие, как процесс. Суть мотивационного менеджмента заключается в том, чтобы активизировать именно эти мотивы, которые у данного человека уже есть. Первая заповедь мотивационного менеджмента – успешное мотивирование должно быть индивидуальным. То есть в мотивационном менеджменте куда больше не воздействия, а исследования: если хочешь мотивировать правильно и эффективно – сначала исследуй того, с кем собираешься работать, и мотивируй точно в цель.
Мотивационный
менеджмент – это управление, построенное
на приоритетах мотивации делового поведения,
т.е. создании условий заинтересованности
в результате рабочей деятельности и стремлении
к достижению целей организации.
История развития
проблемы мотивации.
Теории мотивации.
До настоящего времени так и не сложилось
непротиворечивой и общепризнанной теории
мотивации и, соответственно, системы
основных ее понятий. В связи с этим проблема
анализа и обобщения имеющихся мотивационных
теорий приобретает особую актуальность.
В зарубежной психологии исторически сложились три направления исследования мотивации личности : когнитивное и гуманистическое.
Наиболее
перспективным является исследование
мотивации с позиций когнитивно
Первыми психологическими теориями следует считать возникшие в XVII – XVIII веках теорию принятия решений , объясняющую на рационалистической основе поведение человека , и теорию автомата, объясняющую поведение животного на иррационалистической основе.
Раздельное,
независимое существование двух
мотивационных теорий: одной –
для человека, другой – для животных,
поддержанное теологией и разделением
философий на два противоборствующих
лагеря – материализм и идеализм, – продолжалось
вплоть до конца XIX столетия.
Вторая половина XIX века ознаменовалась рядом открытий в области биологии, развитие которой
привело
к появлению эволюционной
началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В.Келер ; Э.Торндайк) инстинктов
у человека (У. Макдауголл; И.П. Павлов; З. Фрейд и др.).В теории Фрейда было выделено три основных
инстинкта:
инстинкт жизни, инстинкт
инстинктов,
к которым позже добавил еще
восемь.
В 20-е годы ХХ столетия
на смену теории инстинктов пришла
концепция, опирающаяся в объяснении
поведения человека на биологические
потребности. Оба понятия – "инстинкт"
и "потребность" – обладали
одним существенным недостатком: их использование
не предполагало наличия в живом организме
факторов, связанных с сознанием, субъективными
или психическими состояниями. В силу
данного обстоятельства эти два понятия
были заменены понятием влечения.
В эти же годы возникли еще два новых направления,
И.П. Павлова – поведенческая (бихевиористская)
теория мотивации и теория высшей нервной
деятельности.
Среди новейших
психологических концепций
Модели
мотивации можно
Процессуальные
теории мотивации, в основе которых
лежит исследование того, как ведут себя
люди с учетом их воспитания и познаний.
Сторонники этого направления пытаются
выявить процесс, который приводит к конкретному
поведению человека, концентрируя внимание
на выборе поведения, способного привести
к желательным результатам.
Процессуальные теории
мотивации
теория ожиданий Виктора Врума;
теория справедливости С. Адамса;
теория постановки целей Э. Локка;
комплексная теория
Портера-Лоулера.
Теория ожиданий В. Врума:
наличие
активной потребности
не является единственным
необходимым условием
мотивации человека
на достижение определенной
цели. Человек должен
надеяться на то, что
выбранный им тип поведения
приведет к удовлетворению
и приобретению желаемого.
Т.е. основной фактор,
который определяет
человеческое поведение, -
это результат, ожидаемый
вследствие определенного
поведения.
Утверждение:
для того, чтобы вознаграждение подтолкнуло
человека к деятельности, человек должен
верить, что его усилия увеличат вероятность
получения вознаграждения.
Различают внешние и внутренние вознаграждения.
К внешним вознаграждениям относятся: зарплата, положение в организации и за ее пределами, дополнительные льготы, благоприятные рабочие условия, разнообразие в деятельности, похвала, продвижение по службе, перевод на другую работу, свободное время, а также социальные виды наказания, потеря в зарплате.
Внутренние
вознаграждения включают: самоуважение,
чувство достижения, чувство познания
нового, чувство выполнения чего-то нужного,
чувство внесения важного вклада в работу,
усталость.
Теория справедливости С. Адамса:
люди сравнивают соотношение
между тем, что они получают
в своей рабочей ситуации (своими
результатами), и затраченными
на это усилиями (своими
вложениями) с соотношением
результатов и вложений
других людей. К результатам
относятся заработная
плата, статус и должностной
уровень. Наиболее значимыми
вложениями являются
в числе прочего умения,
знания, опыт, стаж работы
и образование.
Утверждение: люди субъективно определяют
отношение полученного
вознаграждения к затраченным усилиям и затем
соотносят его с вознаграждением других людей,выполняющих аналогичную работу.Если сравнение показывает несправедливость, т.е. человек считает,что его коллега получил
за такую же
работу большее вознаграждение,то у него
возникает психологическое напряжение.
Теория постановки целей Э. Локка:
люди, ставящие
перед собой более высокие
цели (или принимающие высокие
цели, поставленные другими), прикладывают
больше усилий и выполняют
работу лучше.
5 принципов
Цель должна быть конкретной;
Уровень сложности
задачи должен находиться в
Сотрудник должен принять цель , т. е. согласиться сделать попытку достичь ее;
Сотрудник должен посредством обратной связи получать информацию о своем продвижении к цели;
“сотрудник сам
участвует в постановке задач” предпочтительнее,
чем “ другие назначают ему
цели”.
Комплексная теория Портера-Лоулера:
достигнутые результаты труда зависят
от приложенных сотрудником усилий, его
способностей и характерных особенностей,
а также от осознания им своей роли.
Основной вывод:
высокая результативность
труда является причиной
удовлетворенности,
а не ее следствием.
Заключение:
существующие концепции мотивации фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека и пытаются дать ответ на вопрос о том, какие мотивы побуждают человека действовать и направляют его поступки.
Каждая из
рассмотренных теорий в отдельности
в состоянии объяснить лишь некоторые
феномены мотивации, ответить на небольшую
часть вопросов, возникающих в
этой области психологических
THANKS
за
внимание!!!