Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:33, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа и выяснение сущности и содержания стратегического управления компанией в его современном понимании. Для этого я использовал наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия.
Первая глава работы посвящена теоретическим основам стратегического менеджмента и общим принципам стратегического управления. Вторая и третья главы содержат подробный обзор и анализ стратегического управления как фактора существования предприятия в условиях современной рыночной экономики.
Введение
Глава 1. Концепции стратегического менеджмента в современных условиях
1.1 Концепции стратегического менеджмента
1.2 Эволюция теорий стратегического менеджмента
1.3 Характерные особенности и принципы стратегического управления
Глава 2. Этапы стратегического управления
Глава 3. Стратегическое планирование
3.1 Понятие стратегического планирования
3.2 Сущность и функция стратегического планирования
3.3 Структура стратегического планирования
3.4 Преимущества и недостатки стратегического планирования
Заключение
Список литературы
CoolReferat.com
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ
ВПО КЕМЕРОВСКИЙ
Экономический факультет
Кафедра
менеджмента
На
тему
Процесс
стратегического менеджмента в
современной организации
Выполнила студентка группы Э – 063
Лопаткина О. К
Научный руководитель
Кузнецова
Т. А
Кемерово 2009г.
План
Введение
Глава 1. Концепции стратегического менеджмента в современных условиях
1.1 Концепции стратегического менеджмента
1.2 Эволюция теорий стратегического менеджмента
1.3 Характерные
особенности и принципы
Глава 2. Этапы стратегического управления
Глава 3. Стратегическое планирование
3.1 Понятие стратегического планирования
3.2 Сущность и функция стратегического планирования
3.3 Структура стратегического планирования
3.4 Преимущества и недостатки стратегического планирования
Заключение
Список
литературы
Введение
Сейчас ни у кого уже не вызывает сомнения, что грамотное и продуманное стратегическое управление в условиях современной экономики является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия управления – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.
Стратегия управления современной фирмой охватывает огромное количество функций и подразделений: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Принятие стратегического выбора означает связывание бизнес-решений и конкурентоспособных действий, собранных по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию предприятия.
Хорошо продуманное стратегическое видение готовит компанию к будущему, устанавливает досрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции.
Разработка стратегии является одной из основных функций менеджмента. Среди всего, что выполняет менеджер, найдется немного того, что в такой значительной мере влияет на благополучие компании, как разработка долгосрочной стратегии, развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и бизнес-подходов и выполнение стратегии таким образом, чтобы достичь намеченных результатов1.
Особое внимание в данной работе уделено стратегическому планированию - одной из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые ведут или стремятся вести жесткую конкуренцию как между собой так, и с иностранными корпорациями.
Целью данной работы является проведение анализа и выяснение сущности и содержания стратегического управления компанией в его современном понимании. Для этого я использовал наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия.
Первая
глава работы посвящена теоретическим
основам стратегического менеджмента
и общим принципам стратегического управления.
Вторая и третья главы содержат подробный
обзор и анализ стратегического управления
как фактора существования предприятия
в условиях современной рыночной экономики.
Глава 1. Концепции стратегического менеджмента
в современных условиях
1.1
Концепции стратегического менеджмента
В стратегическом менеджменте доминирующая парадигма характеризуется двумя основными принципами: формирование стратегии и ее применение. Основной вклад в развитие этих подходов внесли такие выдающиеся ученые, как Ansoff, Andrews, Porter. В целом суть стратегического менеджмента состоит в том, как разрабатываются и реализуются стратегии. С другой стороны, формирование стратегий определяется тем, каким образом компания предпочитает определять свою стратегию, и как она ее реализует посредством стратегического менеджмента. В конечном счете, именно подход к формированию стратегии определяет возможный стиль менеджмента. С другой стороны, управленческий стиль и степень эффективности высшего звена руководства могут в свою очередь оказать влияние на процесс формирования стратегий в организациях. В результате на вооружение принимается конкретный подход к стратегическому менеджменту. Только после того, как компания определит, каким образом она намерена формировать стратегию, можно с эффективностью следовать путем стратегического менеджмента. Разработка стратегии может быть либо формальной, либо рациональной, появляющейся или последовательно развивающейся по логически обоснованной траектории. Стратегический менеджмент призван управлять процессом разработки стратегии и тем, как и где анализируются внешняя среда деятельности организации – это предшествует выбору и реализации стратегии2.
Прежде чем приступить к рассмотрению процесса стратегического менеджмента, целесообразно дать ему определение. Что же такое стратегический менеджмент? Thompson утверждает, что область, которой адресован стратегический менеджмент, - это «управленческие процессы и решения, определяющие долгосрочную структуру и характер деятельности организации»3. В это определение включены пять ключевых понятий: управленческий процесс, управленческие решения, временной масштаб, структура организации, ее деятельность.
Ansoff и McDonnel разграничивают постановку задач (касающуюся целей) и стратегию (касающуюся средств). В рамках предмета стратегического менеджмента они определяют этот процесс как систематический подход к управлению стратегическими переменами, включающий позиционирование компании посредством стратегии и планирование ее возможностей, стратегическое реагирование в режиме реального времени посредством управления проблемами и систематический контроль сопротивления персонала в процессе реализации стратегий. Это определение, скорее, отражает адаптивный подход к стратегическому менеджменту.
По мнению Johnson и Scholes, недостаточно ограничиваться утверждением, что стратегический менеджмент представляет собой процесс принятия стратегических решений, поскольку стратегический менеджмент по своей природе в корне отличается от других аспектов менеджмента. Конечно, для эффективной реализации стратегии эти задачи жизненно важны, но их нельзя отождествлять со стратегическим менеджментом. Johnson и Scholes полагают, что стратегический менеджмент не ограничивается принятием решений по основным проблемам, с которыми сталкивается организация, но также обеспечивает реализацию выработанной стратегии. Они выделяют три основных элемента стратегического менеджмента: стратегический анализ, Стратегический выбор и реализацию стратегии.
В противоположность этой точке зрения Stacey определяет стратегический менеджмент как процесс постановки фундаментальных целей или задач организации, направляемый высшим руководством. В рамках стратегического менеджмента высшее руководство вырабатывает ряд решений, позволяющих в долгосрочном плане достичь поставленных целей или задач, в то же время обеспечивая меры ответной реакции на возникающие в краткосрочном плане проблемы.
Goldsmith утверждает, что новая возникающая подобласть (стратегического менеджмента) начинает рассматривать реализацию и оценку стратегий скорее как критические компоненты организационного успеха, чем как анализ фирмы, среды ее деятельности и формирования стратегий. Это – стадии действий и их оценки в рамках процесса стратегического менеджмента. Далее он допускает, что «стратегический менеджмент в целом представляет собой обширное поле деятельности, включающее планирование стратегии, ее реализацию и корректировку или применение стратегии в целях достижения желаемых результатов».
Считается, что существо стратегического менеджмента заключается в постановке фундаментальных целей организации, выборе задач, в наибольшей степени способствующих достижению этих целей, и в постоянном осуществлении обеих этих функций. David придерживается мнения, что стратегический менеджмент можно определить как искусство и науку разработки, реализации и оценки перекрестно-функциональных решений, позволяющих организации достичь своих целей. Это определение подразумевает, что стратегический менеджмент концентрирует внимание на интегрировании управленческих способностей и таких методов, как маркетинг, финансовый учет, управление человеческими ресурсами, производственный менеджмент и НИОКР в целях достижения успеха организации.
Таким
образом, стратегический менеджмент представляет
собой набор таких
1.2
Эволюция теорий
Для того чтобы понять стратегический менеджмент, полезно кратко ознакомиться с его историей и рассмотреть ключевые идеи. Стратегический менеджмент развился на основе преподавания и изучения делового администрирования (управления бизнесом). Корни преподавания стратегического менеджмента прослеживаются от бизнес-политики, или курса общего менеджмента, который к 1960-м годам стал обязательным курсом бизнес-школ, завершающим программу изучения бизнеса. Преподаватели бизнес-политики столкнулись с необходимостью систематического осмысления стратегий, применяемых компаниями, что, в конце концов, привело к самостоятельному изучению стратегического менеджмента5.
С
исследовательских, аналитических
позиций можно выделить четыре периода
эволюции теорий стратегического менеджмента
(рис. 1.1). С теоретической точки зрения,
недавно оформившиеся теории стратегического
менеджмента (такие, как подход к фирме
с позиций ее ресурсов) сместили фокус
внимания в сторону внутренних аспектов
компании, чьи характеристики представляли
основное поле исследований на ранних
стадиях развития стратегического менеджмента.
Самые первые исследователи стратегий
Andrews и Ansoff больше внимания уделяли содержанию
понятия «лучшая практика ведения бизнеса»,
которая обеспечивает успех компании.
Приверженцы этого направления в основном
интересовались осмыслением внутреннего
механизма развития компании, так называемого
«черного ящика», и утверждали, что постоянный
успех компании является функцией ее внутренних
и уникальных конкурентных ресурсов.
Внешние Экономика организации
факторы промышленности
Фокус на Организационная экономика
организационных
факторах
Внутренние Ранний
этап
факторы
Ранее
время
Рис.
1.1 Эволюция теорий стратегического менеджмента6
В течение следующего периода развития стратегический менеджмент и теоретически, и методологически отошел от особенностей ранней стадии и переключил внимание на экономику организации отрасли. Начиная с 1970-х годов, исследования сосредоточились на экономике организации отрасли, теоретические основы которой были заложены в работах Mason (1939) и Bain (1968). В работе Hoskisson (1999) утверждается, что этот переход к новому объекту изучения с внутренних на внешние по отношению к компании факторы, а именно на структуру отрасли и сохранение конкурентных позиций в ее пределах. Экономика организации отрасли рассматривает структурные аспекты отрасли, в то время как работы по стратегическим группам сфокусированы преимущественно на группировании фирм в пределах отрасли. В современном стратегическом менеджменте весьма популярные области исследования – стратегические группы и конкурентная динамика.
На
третьем этапе эволюционного
развития теорий стратегического менеджмента
отчетливо прослеживается возврат к фирме
как объекту изучения. Возрождение интереса
к внутренним характеристикам компании
со всей очевидностью проявляется в том,
что основной акцент делается на конкурентную
динамику и граничные взаимоотношения
фирмы с окружающей средой. Стратегический
менеджмент значительно ближе придвинулся
к фирме и прямому конкурентному соперничеству
между конкурентными компаниями в рамках
конкурентной внешней среды. Наконец,
в последнее время популярность подхода
с точки зрения ресурсов снова привлекла
внимание к внутренней сфере компании.
С теоретических позиций в центре ресурсного
подхода находятся фундаментальные вопросы
о причинах различий между компаниями
и способах достижения и поддержания ими
конкурентного преимущества.
Информация о работе Процесс стратегического менеджмента в современной организации