Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 09:40, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ процессов разработки и принятия управленческих решений. Для выполнения данной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и значение управленческих решений;
- описать функции, которые выполняют управленческие решения;
- выделить этапы разработки и принятия решений;
- рассмотреть организацию процесса разработки и контроль за реализацией управленческих решений;
- рассмотреть опыт принятия управленческих решений на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»;
- дать практические рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Разработка и принятие управленческих решений как важнейшие элементы в управлении организацией…….....6
1.1. Сущность, значение и функции управленческих решений ………………6
1.2. Этапы процесса принятия управленческих решений………………….....11
1.3. Организация процесса разработки управленческих решений…………..18
1.4 Контроль реализации управленческих решений……………………….…23
Глава II. Анализ деятельности ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и практические рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений …………………………………………………….28
2.1. Общая характеристика ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»…….…..28
2.2. Опыт разработки и принятия управленческих решений в банке…….….33
2.3 Рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений…………………………………….36
Заключение……………………………………………………………….…….40
Список использованной литературы…………….………..………………..45
1.2 ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Процесс разработки управленческого решения включает три основных этапа:
подготовки решения;
принятия решения;
организации выполнения решения.
Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.
В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.
Тем не менее имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.[17, c. 38]
В процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных для работы как с количественной, так и с качественной информацией.
Основное назначение экспертных технологий — повышение профессионализма, а, следовательно, и эффективности принимаемых управленческих решений.
Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т. д.[20, c. 63]
Основное внимание уделяют ситуационному подходу, поскольку он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах.
Основные этапы процесса принятия управленческих решений:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |||||
Получение информации о ситуации | Определение целей
| Разработка оценочной системы | Анализ ситуации | Диагностика ситуаций
| |||||
6. | 7. | 8. | 9. | ||||||
Разработка прогноза развития ситуации | Генерирование альтернативных вариантов решений | Отбор основных вариантов управляющих воздействий | Разработка сценариев развития ситуации | ||||||
10. | 11. | 12. | 13. | ||||||
Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий | Коллективная экспертная оценка
| Принятие решения ЛПР | Разработка плана действий
| ||||||
14. | 15. | ||||||||
Контроль реализации плана
| Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий |
Подготовка к разработке управленческого решения.
Первый блок этапов разработки управленческого решения включает такие этапы, как:
получение информации о ситуации;
определение целей;
разработка оценочной системы;
анализ ситуации;
диагностика ситуации;
разработка прогноза развития ситуации.
Разработка управленческого решения.
В состав второго блока этапов разработки управленческого решения входят:
генерирование альтернативных вариантов решений;
отбор основных вариантов управленческих воздействий;
разработка сценариев развития ситуации;
экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.
Принятие решения, реализация, анализ результата.
В третий блок этапов разработки и реализации управленческого решения включены:
коллективная экспертная оценка;
принятие решения лицами, наделенными правом принятия решения (ЛПР);
разработка плана действий;
контроль реализации плана;
анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.[18, c. 44]
Рассмотрим их более детально.
1. Получение информации о ситуации.
Современные технологии принятия управленческих решений, в т. ч. возможности экспертного оценивания, позволяют при выработке и принятии управленческих решений лицом, принимающим решения (ЛПР) учитывать основные аспекты взаимодействия "ситуация - ЛПР" за счет возможности использования качественных и количественных оценок как формализуемых, так и неформализуемых составляющих ситуации, в которой ЛПР осуществляет активные управленческие воздействия.
Для адекватного представления ситуации, как правило, используются не только количественные данные, но и данные качественного характера. Это обеспечивается с помощью широко используемых в процессе принятия решений экспертных технологий . [6, c.265]
Получаемая информация о ситуации принятия решения должна быть достоверной и достаточно полной.
2. Определение целей.
Большое значение имеет определение целей, стоящих перед организацией. Только после их определения можно осуществлять определение факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих на развитие ситуации. При принятии важных решений, последствия реализации которых могут сыграть значительную роль, цели, к достижению которых стремится организация, необходимо представлять четко. Разработаны и используются методы формирования деревьев цели, позволяющих определить иерархическую структуру системы целей, и деревьев критериев, позволяющих оценить степень достижения целей.
Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления.
3. Разработка оценочной системы.
В процессе выработки управленческого решения большое значение имеет адекватная оценка ситуации, различных ее аспектов, учитывать которые необходимо при принятии решений, приводящих к успеху. [11, c. 124]
4. Анализ ситуации.
Имея необходимую информацию о ситуации и зная цели, к достижению которых стремится организация, можно приступать к анализу ситуации.
Основной задачей анализа ситуации является выявление факторов, определяющих динамику ее развития.
Сначала проводится содержательный анализ и на качественном уровне устанавливаются основные моменты, позволяющие выявить факторы, к изменению степени и характера воздействия которых ситуация чувствительна.
Для выявления факторов, определяющих развитие ситуации, могут быть использованы специально разработанные методы такие, как факторный и корреляционный анализ, многомерное шкалирование и др. [7, c. 73]
5. Диагностика ситуации.
При анализе ситуации важно выделить ключевые проблемы, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленном управлении процессом, а также характер их влияния. В этом и состоит задача диагностики ситуации.
6. Разработка прогноза развития ситуации.
Особую роль при принятии решений играют проблемы, связанные с оценкой ожидаемого развития анализируемых ситуаций, ожидаемых результатов реализации предлагаемых альтернативных вариантов решений. [19, c. 29]
Не прогнозируя ход развития событий невозможно управлять.
7. Генерирование альтернативных вариантов решений.
Генерирование альтернативных вариантов решений, управляющих воздействий и т.д. может осуществляться либо непосредственно, либо с помощью специальных экспертных процедур.
Процедуры генерирования альтернативных вариантов могут предусматривать как специальную организацию и проведение экспертиз с использованием методов типа мозговой атаки, методов Цвики и т.д., так и создание автоматизированных систем генерирования альтернативных вариантов в сложных, но достаточно структурируемых случаях. [22, c. 59]
8. Отбор основных вариантов управленческих воздействий.
После того, как разработаны альтернативные варианты управленческих воздействий, представленные в виде идей, концепций, возможной технологической последовательности действий, возможных способов реализации предлагаемых вариантов решений должен быть осуществлен их предварительный анализ с целью отсева заведомо нежизнеспособных, неконкурентоспособных вариантов или вариантов, заведомо уступающих другим, также предложенным для рассмотрения.
9. Разработка сценариев развития ситуации.
Сценарии ожидаемого развития ситуации играют важную роль при принятии управленческих решений. Основная за дача разработки сценариев - дать ЛПР ключ к пониманию ситуации и наиболее вероятного ее развития.
Одной из основных задач при разработке сценария является определение факторов, характеризующих ситуацию и тенденции ее развития, а также определение альтернативных вариантов динамики их изменения. [23, c. 73]
10. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.
На этом этапе выработки управленческого решения имеется уже достаточно много информации об основных альтернативных вариантах управленческих воздействий и наиболее вероятных сценариях развития ситуации при их использовании.
11. Коллективная экспертная оценка.
При принятии важных управленческих решений целесообразно использование коллективных экспертиз, обеспечивающих большую обоснованность и, как правило, большую эффективность принимаемых решений.
12. Принятие решения ЛПР.
Результаты экспертиз по сравнительной оценке альтернативных вариантов решений либо единственного решения, если разработка альтернативных вариантов не предусматривалась, поступают к ЛПР.
13. Разработка плана действий.
Решение принято. Однако не менее важная задача добиться его успешной реализации.
Для этого необходимо выработать план действий, поскольку от выбранного состава действий, последовательности их осуществления, намеченных сроков и, пожалуй, самого главного - ресурсов, обеспечивающих осуществление действий, исполнителей, которым предстоит эти действия осуществить, зависит очень много. [16, c. 247]
14. Контроль реализации плана.
Обеспечение эффективной деятельности организации предполагает непрерывный контроль за ходом реализации, принятых планов действий.
Современные управленческие технологии, использующие компьютерное сопровождение, дают возможность одновременно отслеживать ход реализации значительного числа мероприятий в области маркетинга, производства, поставок и т.д.
1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Каждый процесс (в том числе и разработка и реализация управленческих решений) нуждается в организации.
В понятие «организация разработки управленческого решения» включаются мероприятия по совершенствованию совместной работы различных звеньев и подразделений предприятия, а также отдельных его сотрудников в рамках процесса подготовки решения на основе установленных регламентов, инструкций, нормативов, норм ответственности других директивных документов. [18, c. 52]
Организация разработки управленческих решений включает в себя ряд направлений.
1. Формирование целевых межфункциональных групп, которые создаются на временной основе в составе представителей различных подразделений и уровней управления. При этом реализуется цель использования специальных знаний и опыта работников для решения конкретных и часто сложных проблем.
2. Использование прямых горизонтальных связей без подключения высшего руководства, что сокращает сроки разработки, повышает ответственность и мотивацию исполнителей
3. Формирование вертикальных связей, усиливающих централизацию с соблюдением соподчиненности в разработке решений по исполнителям.
4. Применение формальных правил и процедур, что предполагает разработку и принятие на предприятии специальных инструкций (нормативов) по выполнению определенных действий.
5. Рационализация структуры решений по масштабу объекта, целевому характеру и по периоду времени.
6. Минимизация повторно принимаемых решений.
7. Обеспечение процесса разработки решений необходимыми материальными , финансовыми и информационными ресурсами.
8. Формирование банка данных решения проблемной ситуации. С этой целью формируются картотеки:
1) карточек проблемных ситуаций, в которых отражается характеристика ситуации, цель принятия решения и существующие ограничения;
2) технологических карт принятия управленческого решения (в которых указываются в логической последовательности результаты мыслительной деятельности по выбору предпочтительного варианта: цели, альтернативы, оценка вероятности реализации и др.)
3) карточка решения, которая заполняется на основе технологических карт и содержит ответы на такие вопросы, как:
причина возникновения проблемы,
потенциальные последствия непринятия решения,
лицо, ответственное за принятие решения,
подразделения и лица, привлеченные к разрешению ситуации,
первичная информационная база для разработки решения,
практические мероприятия, проведение которых необходимо для разрешения проблемной ситуации,
исполнители и лицо, ответственное за реализацию решения.[27, c. 94]
Структурная карточка решения включает три раздела, в которых последовательно излагаются характеристика ситуации и ее потенциальные последствия; действия и решения, принятые для устранения проблемы; практические меры по выполнению принятого решения.