Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:43, реферат
В организациях процесс принятия решения играет более существенную роль, чем в частной жизни индивида. Решения, принимаемые в организации, во-первых, влияют на жизнь не только работников организации, но и многих других людей. Если организация достаточно влиятельная, её решения могут изменять не только среду, в которой эта организация действует, но и даже ход истории человечества.
В организациях процесс принятия решения играет более существенную роль, чем в частной жизни индивида. Решения, принимаемые в организации, во-первых, влияют на жизнь не только работников организации, но и многих других людей. Если организация достаточно влиятельная, её решения могут изменять не только среду, в которой эта организация действует, но и даже ход истории человечества. Во-вторых, решения, принимаемые в организациях, отличаются значительной сложностью, так как при этом необходимо учитывать огромное количество разнообразных факторов: будущее состояние рынка, конкурентоспособность продукции или услуг, объёмы капиталовложений и.т.д.
Кроме того, эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений. Определяющее место в составе причин неэффективных решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения.
Организационный аспект проявляется в организации, как разработки, так и выполнения управленческого решения. При этом реализуется ряд его функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей.
Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления- планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются посредством решений.
Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утверждённые сроки и соответствующего качества.
Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер, экономических стимулов, социальных оценок.
Эффективность
каждого управленческого
С учётом всего этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.
Решения
– универсальная форма
Цель. При правильной расстановке ценностей, решения, принимаемые субъектом управления, направлены на достижение целей данной организации. Роль собственных потребностей субъекта управления хотя и оказывает влияние в данном процессе, но не является определяющей.
Последствия. Разница в масштабах последствий. Линия поведения организации определяет во многом жизнь своего персонала, других организаций, имеющих с ней деловые связи и, если организация достаточно крупная, то и социально – экономическую обстановку одного или нескольких регионов.
Разделение труда. В частной жизни обычно человек сам исполняет принятые им решения, в организации используется определенное разделение труда: менеджеры решают возникающие проблемы и принимают решения, исполнители реализуют эти решения на практике.
Профессионализм. Каждая должность в организации подразумевает наличие определенных профессиональных навыков. Самый ответственный, формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки – управленческое решение или выбор оптимальной альтернативы, направленный на достижение целей организации, осуществляемый руководящим лицом в рамках его должностных полномочий и компетенции с учетом факторов внутренней и внешней среды организации.
Управленческое
решение на предприятии представляет
собой творческий акт субъекта управления
(индивидуального или
В
большинстве имеющихся работ
по управленческим решениям говорится,
что момент выбора находится в
пределах комбинированного процесса принятия
решений. Согласно этой точке зрения, управленческое
решение проистекает из ряда функций,
которые взаимосвязаны и все вместе образуют
сам процесс принятия решений. Графически
данный процесс представлен на рис. 1:
Рис.1 Процесс принятия УР
Функции
Элементы процесса принятия решения являются функциями принятия решений. Ниже раскрывается содержание этих функций.
Постановка задач по управлению
Принятие решений начинается с постановки задач, и данный конкретный цикл заканчивается, когда выполнена задача, которая послужила началом данного цикла.
Поиск вариантов
Такой
поиск заключается в «
Сравнительный анализ и оценка имеющихся вариантов
Производится сравнение и оценка имеющихся вариантов с использованием соответствующих методов и критериев.
Выбор
Менеджер, принимающий решение, выбирает подходящий образ действий из ряда вариантов, то есть он принимает решение.
Реализация принятого решения на практике
Решение переводится из плоскости абстрактного умопостроения в плоскость профессиональной реальности.
Последующий анализ и контроль
Необходимо убедиться в том, что принятое решение действительно приведет к исходу, удовлетворяющему тем задачам по управлению, которые и привели к началу данного процесса.
Степень взаимосвязанности в процессе
Как
показано на рис. 1, функции принятия
решений очень тесно
Динамика процесса
Динамика процесса, представленного на рис. 1, предопределяется тем влиянием, которое функции принятия решения оказывают друг на друга по отдельности и в комбинации. Динамика данного процесса находит свое выражение, в частности, во взаимосвязи между функциями принятия решений. Существование такой взаимосвязи означает, что данные функции имеют большую значимость, когда они рассматриваются во взаимосвязи, в качестве компонентов процесса принятия решений, чем тогда, когда они рассматриваются по отдельности. Этот эффект взаимосвязи (или «синергии») означает, что управленческие решения, сделанные в рамках данного процесса, имеют больший потенциал для достижения успеха.
В организациях процесс принятия решения играет существенную роль, чем в частной жизни индивида. Решения, принимаемые в организации, во-первых, влияют на жизнь не только работников организации, но и многих других людей. Если организация достаточно влиятельная, её решения могут изменять не только среду, в которой эта организация действует, но и даже ход истории человечества. Во-вторых, решения, принимаемые в организациях, отличаются значительной сложностью, так как при этом необходимо учитывать огромное количество разнообразных факторов: будущее состояние рынка, конкурентоспособность продукции или услуг, объёмы капиталовложений и.т.д Кроме того, эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений.
Теорией
и практикой разработаны
- распределение задач должно стимулировать коллективистские чувства;
- взаимное доверие исполнителей общей задачи;
- взаимная подстраховка и взаимная помощь совместно работающих людей.
Контроль — это одна из основных функции управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.
Процесс контроля - это, с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от этих стандартов; с другой - процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки результатов в ходе их выполнения. Основная причина необходимости контроля — это неопределенность, являющаяся неотъемлемым элементом будущего и присущая любому управленческому решению, выполнение которого предполагается в будущем. Отсутствие надежной системы контроля, и как следствие эффективной обратной связи, может привести организацию к кризисной ситуации. Если принятое ранее решение оказалось недостаточно эффективным или ошибочным, то именно хорошо отлаженная система контроля может позволить своевременно это установить и внести коррективы в действия организации. Контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до начала работ. На этом этапе контролируются правила, процедуры и линия поведения, чтобы убедиться, что работа развивается в правильном направлении. На этом этапе контролируются, как правило, человеческие, материальные и финансовые ресурсы. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ организацией в соответствии с принятыми решениями. Как правило, он осуществляется непосредственным начальником и основан на измерении фактических результатов проделанной работы. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Если в процессе заключительного контроля отсутствует возможность непосредственно влиять на ход выполнения работы, то результаты контроля могут быть учтены при проведении последующих работ.
Еще одной важной функцией заключительного контроля является его определяющая роль при реализации функции мотивации. Мотивация осуществляется по результатам контроля. Основными составляющими процесса контроля являются выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, осуществление корректирующих действий.