Проблемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучить теоретические вопросы по данной проблеме, то есть по разработке управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая сущность и основы разработки управленческих решений в условиях неопределенности и риска. 4
1.1. Понятие и сущность управленческих решений и их классификация 4
1.2. Особенности принятия управленческих решений в условиях риска. 10
2. Методы разработки управленческих решений 18
2.1. Понятие процесса принятия решения. 18
2.2. Понятие проблемы 19
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

разраб и принятие управленческих решений.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургская  академия управления и экономики»

Рязанский филиал 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Разработка управленческих решений» на тему:

  «Проблемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска». 
 
 
 
 

Выполнил  студент 5 курса

заочного  отделения

специальности ГМУ

группы  № 15-1332/5-3

Пучкова И. А. 

Проверил:

Паршин  Валерий Иванович 
 
 
 

Рязань 2011

План

Введение                                                                                                          3

  1. Теоретическая сущность и основы разработки управленческих решений в условиях неопределенности и риска.                                      4
    1. Понятие и сущность управленческих решений и их классификация                                                                                   4
    2. Особенности принятия управленческих решений в условиях риска.                                                                                                 10
  2. Методы разработки управленческих решений                                        18
    1. Понятие процесса принятия решения.                                           18
    2. Понятие проблемы                                                                           19

Заключение                                                                                                           27

Список литературы                                                                                              29

 

Введение

    Принятие  решений является важной частью любой  управленческой деятельности. Эффективность  управления во многом обусловлена качеством  таких решений. В решениях фиксируется  вся совокупность отношений, возникающих  в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

    Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с работы и тому подобное. Оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

    Эта проблема актуальна для всех предприятий, для стратегического принятия решения, для развития предприятия. Руководитель любой ступени должен быть грамотным и должен уметь принимать решения.

    Цель  данной курсовой работы - изучить теоретические  вопросы по данной проблеме, то есть по разработке управленческих решений  в условиях неопределенности и риска.

 

1. Теоретическая сущность  и основы разработки  управленческих решений  в условиях неопределенности  и риска

1.1 Понятие и сущность  управленческих решений  и их классификация

    Процесс принятия решений для каждого  человека индивидуален, очень сложен и мало кто может его избежать. Способность принимать решения быстро и правильно вырабатывается с опытом. Различные специалисты дают различные определения понятию “решение”, но из всех определений следует, что решение - это выбор альтернативы. К решениям относятся совершенно различные выборы, совершаемые нами повседневной жизни: выбор одежды, меню и так далее. Некоторые принимаются нами абсолютно машинально, без долгого и систематического обдумывания, рассмотрения всех альтернатив. Однако и в повседневной жизни есть решения, над принятием которых мы размышляем часы, дни, месяцы и годы.

    В управлении принятие решений - более  систематизированный процесс, чем  в частной жизни. Это связано  с много большей ответственностью. Менеджеры принимают решения, связанные  со многими людьми и с большой материальной ответственностью. Поэтому они не могут принимать непродуманных решений. Решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой должностью называют организационными решениями. Организационные решения квалифицируют как запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированным решением называют решение, принятое как результат реализации определенной последовательности действий или шагов, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Незапрограммированные решения - решения, принимаемые в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.

    Очень редко решения, принимаемые руководителем, могут рассматриваться как запрограммированные  или незапрограммированные в  чистом виде. Даже самое структурированное  решение подразумевает некоторую личную инициативу лица, принимающего решение, а для принятия незапрограммированного решения почти всегда могут быть использованы моменты методологии принятия запрограммированных решений. Необходимо отметить, что любое решение не может иметь чисто положительных результатов. В любом результате есть отрицательные моменты. Поэтому любое организационное решение - это компромисс. В каждом случае руководитель должен сделать выбор между неизбежными отрицательными моментами. Причем на хорошего руководителя существование отрицательных элементов в любом решении не должно оказывать психологического влияния, то есть помешать руководителям и в дальнейшем принимать решения.

    В различных организациях различные  решение могут приниматься как  одним человеком, так и коллегиально. Это зависит от уровня решения, от структуры организации, уровня делегирования полномочий. Обычно самые сложные решения стратегического плана принимаются коллегиально, что позволяет уменьшить риск принятия неоптимального решения и снизить моральную нагрузку на людей, принимающих решение.

    Процесс принятия решений - процесс психологический. Люди, принимая решения, не всегда принимают  логичные решения. Решения варьируются  от спонтанных до высокологичных. Поэтому  процессы принятия решений делятся  на имеющий интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер, хотя решение редко относится к какой либо одной категории. Интуитивное решение - это решение, принятое только на основе того, что руководитель имеет ощущение того, что оно правильно. При этом руководитель не рассматривает все возможные варианты, не учитывает все их преимущества и недостатки и не нуждается в понимании ситуации.

    Решения, основанные на суждениях часто, кажутся  интуитивными, так как их логика не очевидна. Такое решение - это  выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях раньше для того, чтобы спрогнозировать результат альтернативных решений в существующей ситуации. Такой метод принятия решений обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Положительным является то, что действительно многие ситуации имеют тенденцию к повторению и применение такого метода принятия решений позволяет сэкономить время и деньги, так как решение принимается руководителем очень быстро и без сбора дополнительной информации и ее анализа. Однако такие решения принимаются на базе здравого смысла, который в истинном его понимании встречается очень редко. Кроме того, информация, на основе которой принимается данное решение, может быть искажена потребностями людей и другими факторами. Также суждения не позволяют принимать правильные решения в уникальных или абсолютно новых ситуациях, так как лицо, принимающее решение не обладает необходимым опытом для обоснования выбора. Так как суждение всегда опирается на опыт, оно смещает ориентацию принятия решения в направление, знакомое руководителю по предыдущим ситуациям. Это может привести к тому, что руководитель упустит новые альтернативы.

    Рациональное  решение - это решение, обоснованное с помощью объективного аналитического процесса. Это структурированный процесс, состоящий обычно из 5 шагов, хотя количество шагов зависит от самой проблемы.

    Кроме всего вышеперечисленного на процесс  принятия решений влияют такие факторы  как личностные оценки руководителя, среда принятия решений, информационные ограничения, поведенческие ограничения и т.д.

    Факторы, связанные со средой принятия решений - это риск и неопределенность. Объектом управленческого решения являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

-всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);

-правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);

-непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);

-своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);

-обеспеченность ресурсами;

-ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).

Классификация управленческих решений:

1. По  степени влияния на будущее  организации:

-стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;

-тактические (конкретные методы достижения первых).

2. По  масштабам:

-глобальные - охватывают всю организацию в целом;

-локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.

3. По  продолжительности периода реализации:

-долгосрочные (более пяти лет);

-среднесрочные (от одного года до пяти лет);

-краткосрочные (менее одного года).

4. По  направленности воздействия: 

-внешние;

-внутренние.

5. По  обязательности выполнения:

-директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;

-рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;

-ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.

6. По  функциональному назначению:

-регулирующие - определяют метод выполнения действий;

-координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы;

-контролирующие - направлены на оценку результатов.

7. По  широте охвата:

-общие - распространяются на всю компанию в целом;

-специальные - рассматривают отдельные вопросы.

8. По  степени запрограммированности:

-запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;

-незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.

Информация о работе Проблемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска