Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 12:04, доклад
В соответствии с рекомендациями участников заседания круглого стола на тему «Инновационная деятельность промышленных предприятий и научных учреждений Смоленской области в современных экономических условиях», состоявшегося в Смоленской торгово-промышленной палате 25 декабря 2009 года предприятиям и организациям Смоленской области необходимо «усилить работу по внедрению принципов качества и организации единой системы менеджмента в организации, что будет способствовать повышению качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг».
Кораблёва Г. В.,
г. Вязьма, Смоленская обл.
зам. директора по НИР и ИТ
филиала ГОУ ВПО МГУТУ
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ПИЩЕВОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ СМОЛЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ
В
соответствии с рекомендациями участников
заседания круглого стола на тему
«Инновационная деятельность промышленных
предприятий и научных
На территории Смоленской области размещено множество предприятий, производящих молочную, мясную, хлебобулочную продукцию, которые обеспечивают продуктами питания население Смоленской области и соседних областей (Московской, Калужской).
Если рассматривать, например, рынок молочной продукции г. Вязьмы и Вяземского района, то на нём серьёзно конкурирует продукция ЗАО «Тасис-Агро» (ближайшее предприятие которого размещено в г. Сычёвка), компании «Юнимилк» (предприятия которой размещены в г. Смоленске), ООО «Европа» (г. Вязьма) и ряда производителей молочной продукции Республики Беларусь. Аналогичная ситуация наблюдается и с поставщиками хлеба и хлебобулочной продукции на потребительский рынок Вяземского района. В магазины г. Вязьмы и Вяземского района поставляется на реализацию продукция ОАО «Вяземский хлебокомбинат», ОАО «Сафоновский хлебокомбинат», ООО «Смоленский пекарь» (г. Смоленск), частных пекарен г. Вязьмы и Вяземского района и производителей Республики Беларусь.
Выбор потребителями Вяземского района продукции для наполнения своей продовольственной корзины определяется в зависимости от дохода и требовательности покупателей следующими основными факторами:
- ценой продукции,
- вкусовыми свойствами продукции,
-
безопасностью и другими
Соответственно, производителям продуктов питания, чтобы выжить в конкурентной борьбе и процветать, необходимо внедрять на своих предприятиях системы менеджмента качества, а, возможно, в дальнейшем сертифицировать их на соответствие стандарту ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001).
В Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" обозначено, что развитие Российской Федерации осуществляется в соответствии с приоритетами устойчивого развития, в числе которых «повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения» [2]. Это подразумевает обеспечение населения страны качественными продуктами питания, развитие производств, не загрязняющих природную среду и не производящих ядовитых и трудно перерабатываемых отходов производственного процесса. Поэтому предприятиям пищевой промышленности необходимо, по мнению автора настоящей публикации, в первую очередь задуматься над формированием системы менеджмента качества, чтобы гарантировать населению производство безопасных, экологически чистых и качественных по всем предъявляемым показателям продуктов питания. Ведь здоровье населения определяет здоровье армии, здоровье нации в целом.
Внедрение систем менеджмента качества предприятия и производства связано с планированием и проведением работ по практической реализации основных принципов менеджмента качества, указанных в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001:
Чтобы
результативно функционировать, организации
должны определять и управлять многочисленными
взаимосвязанными и взаимодействующими
процессами [1]. Реализация указанных принципов
и построение системы менеджмента качества
предприятия значительно упрощается,
если имеются специализированные программные
средства, которые позволяют накапливать,
хранить, рассчитывать и осуществлять
мониторинг показателей всех процессов
(основных, вспомогательных и обеспечивающих),
существующих на предприятии и в его производственно-
Авторский анализ программных продуктов, широко распространенных в Российской Федерации, показал, что они, в основном, направлены на решение экономических задач, и не имеют в составе стандартных решений модуля для контроля и управления качеством продукции и услуг. Это утверждение относится к автоматизированным системам «1С: Предприятие 8.0», «БЭСТ–ПРО», «ABACUS», «Парус» и некоторым другим. Однако, программный продукт «1С: Предприятие 8.0» имеет в составе типового решения «1С: Комплексная автоматизация. Управление производственным предприятием» инструмент «Монитор эффективности», который можно использовать для анализа и мониторинга финансовых показателей [3], но его можно настроить также на мониторинг показателей качества продукции или услуг (см. рис. 1). Правда, настроить «Монитор эффективности» с учётом процессного подхода вряд ли возможно. Т.к. в настройках невозможно ввести процессы и их показатели, а тем более связать их с деятельностью конкретных структурных подразделений.
Кроме того, мониторинг качества различной продукции и услуг связан с регистрацией множества показателей в специализированных журнальных формах, которые существенно зависят от вида продукции или услуг и перечня контролируемых показателей.
Рис. 1. Интерфейс «Монитора эффективности» типового решения «1С: Комплексная автоматизация. Управление производственным предприятием»
Например, для контроля качества молока применяются журнальные формы, в которых для каждой партии продукции фиксируются: жирность, кислотность, уровень микрофлоры, а для контроля качества хлеба и хлебобулочной продукции измеряют следующие показатели: влажность, кислотность или щелочность, пористость или набухаемость, количество сахара в пересчете на сухое вещество, количество жира в пересчете на сухое вещество, технические признаки (форма, характеристика корки, эластичность мякиша, структура пористости, вкус, запах). Кроме того, при оценке качества продукции и услуг некоторые показатели, его характеризующие, могут измеряться, вычисляться или непосредственно оцениваться экспертами (это относится, прежде всего, к органолептическим показателям).
Сложность формирования типовых автоматизированных решений в области менеджмента качества предприятий пищевой промышленности и других отраслей затрудняет также существенное различие в технологиях производства разных видов продукции. Причём, эти технологии могут отличаться количеством этапов производственного процесса, перечнем контролируемых показателей, возможными взаимосвязями технологических процессов разных производственных стадий, последовательностью выполнения работ на них.
Проблематика разработки и внедрения автоматизированных систем менеджмента качества нашла отражение в научных исследованиях кафедры «Информатизации и управления» филиала ГОУ ВПО «МГУТУ» в г. Вязьме. При выполнении проекта № 3.4.1/6057 «Разработка принципов метрологического обеспечения менеджмента качества вузов на основе совокупности базовых показателей учебной, научной и инновационной деятельности» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» разработана типовая структура автоматизированной системы менеджмента качества, которая включает:
-
модуль создания электронных
журналов для регистрации
-
модуль формирования
-
модуль закрепления процессов
за структурными
- модуль мониторинга состояния процессов,
- модуль сбора статистических данных, характеризующих мнение потребителей продукции и услуг.
Для того, чтобы автоматизированная система менеджмента качества могла применяться на предприятиях различных отраслей промышленности и в образовательных учреждениях, её программное обеспечение должно гибко настраиваться на виды продукции предприятия, технологические процессы производства, контролируемые показатели всех стадий производственного процесса. Взаимосвязи процессов производственной и управленческой системы предприятий лучше прослеживаются на диаграммах потоков данных, поэтому в состав модуля формирования спецификаций процессов и показателей их характеризующих включено графическое средство построения диаграмм потоков данных (см. рис. 2), имеющее дополнительную функцию сбора информации о процессах.
Рис. 2.
Предложена клиент-серверная технология доступа к данным в автоматизированной системе менеджмента качества, которая будет реализована за счёт разработки web-интерфейса перечисленных выше модулей. В дальнейшем предполагается апробация и проведение эксплуатационного тестирования автоматизированной системы менеджмента качества в филиале ГОУ ВПО МГУТУ в г. Вязьме, на ОАО «Вяземский хлебокомбинат».
Источники и литература