Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:46, доклад
В нашей стране существует ряд специфических и очень серьезных проблем, касающихся положения дел в российском менеджменте. Эти проблемы взаимосвязаны и отражаются как на экономических показателях, так и на экологических аспектах работы предприятий.
Пожалуй ни в одной организации не было случая, когда руководители или сотрудники не сталкивались с такими сложными ситуациями, как сокращение штата в связи с такими мировыми проблемами, как экономический и финансовый кризисы, лишение премий и даже уменьшение заработной платы сотрудников, причём - линейных, а не руководителей, конфликтные ситуации между сотрудниками и руководителем и т.д.
Проблемы российского менеджмента и пути их решения.
В нашей стране существует ряд специфических и очень серьезных проблем, касающихся положения дел в российском менеджменте. Эти проблемы взаимосвязаны и отражаются как на экономических показателях, так и на экологических аспектах работы предприятий.
Пожалуй ни в одной организации не было случая, когда руководители или сотрудники не сталкивались с такими сложными ситуациями, как сокращение штата в связи с такими мировыми проблемами, как экономический и финансовый кризисы, лишение премий и даже уменьшение заработной платы сотрудников, причём - линейных, а не руководителей, конфликтные ситуации между сотрудниками и руководителем и т.д.
Но
всё-таки самые большие проблемы,
которые могут возникнуть в коллективе,
это непонимание между
Чаще всего это происходит из-за того, что менеджеры высшего звена не прислушиваются к своим подчинённым, не вникают в суть проблемы, которая мешает нормально работать всем сотрудникам. Как правило такие проблемы возникают на предприятиях с российским менеджментом.
Руководители не заинтересованы в том, чтобы обучать персонал, проводить различные тренинги, которые помогли бы качественно работать, не стремятся что-либо рассказать даже о самом предприятии, провести экскурсии, показать все отделы и рассказать об их деятельности. Чаще сотрудники познают всё это в процессе работы у своих коллег, но при этом часто получают неточную информацию.
Одна
из проблем российского
Плохое отношение руководителя к сотрудникам, взгляд на них «свысока» — также является большой проблемой в российском менеджменте. Чаще всего руководители, занимая высокую должностную позицию, смотрят на линейных сотрудников «сверху вниз», не считая их вообще частью организации. Сотрудники выступают в роли «рабов», которые должны слушаться своего «хозяина» и не перечить ему. Если же сотрудник попробует поговорить об этом с руководителем, можно быть уверенным – на следующий день такой работник больше не появится в организации. Все люди, работающие в организации, особенно на низких должностях, находятся в постоянном страхе, в частности страхе потерять свою работу, и потерять они её могут лишь из-за одного неправильно сказанного слова. Не многие могут терпеть таке отношение к себе, ведь это просто-напросто ущемление их прав и свободы, и это также может послужить причиной для увольнения – безразличное отношение руководителя к подчинённым.
Для российских компаний в целом характерен милитаристский репрессивный стиль менеджмента. Он основан на поиске виновных и наказаниях, что приводит к разрыву доверия между руководством и сотрудниками предприятий. Такой подход создает атмосферу страха, непонимания, что отнюдь не способствует эффективному управлению. Работники предпочитают просто умолчать о существующих проблемах, а не искать и пытаться устранить их. Дисбаланс ответственности, полномочий и взаимодействия приводит к производственным войнам и баррикадам. Как говорится, «конструктор и технолог ненавидят друг друга семьями». Иными словами, во многих российских компаниях руководство (включая конструкторов и отдел планирования) привыкло ставить заведомо невыполнимые задачи, реально осознавая, что они будут выполнены в лучшем случае наполовину. Эта проблема особенно актуальна и для систем экологического менеджмента в связи с установкой и выполнением целевых и плановых экологических показателей. При этом руководство, ставя задачу, склонно резонно полагать, что чем выше требования оно установит, и чем строже будут карательные меры, тем более высокий результат оно получит в конечном итоге. В реальности все получается в точности наоборот. Исполнители (технологи, работники), прекрасно понимая нереальность запросов руководства, выполнят даже не половину, а лишь четверть задачи, а куда более значительную часть своей энергии потратят на выяснение отношений с руководством, на то, чтобы обосновать снижение требуемой нормы. Рано или поздно стороны приходят к компромиссу, причем исполнители, как правило, добиваются своего в силу того, что руководство обычно не владеет ситуацией и не может ее компетентно оценить.
В этом случае становится трудно понять, что реально творится на предприятии. Распоряжения отдаются в устной форме и легко могут корректироваться и не выполняться. Строится сложная и неповоротливая система, состоящая из компромиссов, балансов, противоречивых интересов, противовесов, прошлых обид, круговой поруки и нежелания что-либо менять по сути. При этом наблюдается странное копошение, когда люди думают одно, говорят другое и делают третье, восхищаясь собственной находчивостью и удивляясь низким результатам работы предприятия. Это так называемый «тройной стандарт», наиболее тяжелая «болезнь» российского менеджмента, а иными словами, просто бардак. Основным орудием в борьбе с «тройным стандартом» является принцип «Пишем то, что думаем; выполняем то, что записано». Этот принцип лежит в основе любой системы экологического менеджмента.
Можно сделать вывод, что для решения всех перечисленных проблем на предприятии необходимо провести структурную реорганизацию, полностью пересмотреть весь стиль управления, поставить цели для предприятия, в том числе и экологические, распределить ответственность, повысить компетентность всех сотрудников от руководства до простых работников. Пока этого не будет сделано, нельзя гарантировать, что предприятие способно добиваться успехов в экологической сфере.
И конечно ещё одной из проблем является задержка сотрудника на работе и при том не на 20-30 минут, а на 3-4 часа. Как известно, у каждого сотрудника есть определённый график работы и соответствующий оклад. Но довольно часто линейных сотрудников заставляют работать сверхурочно и причём довольно на большой период времени.
Но
решение проблем есть! Для этого
стоит обратиться к принципам
работы зарубежного менеджмента, который
намного эффективнее
Но в нашей стране традиционно всегда были очень сильны стереотипы и предубеждения против всего нового и прогрессивного. Не обошлось без этого и в случае с экологическим менеджментом.
Внедрение систем экологического менеджмента на российских предприятиях касается не только экологических аспектов, но и всей структуры работы компании. Грамотный подход к делу может стать универсальным средством успешной борьбы со «смертельными болезнями российского менеджмента», стать важным шагом на пути к устойчивому развитию российской экономики.
Многие знаменитые писатели-менеджеры из разных стран, такие как К.Кобъёл и Ли Яккока написали замечательные книги, в которых чётко изложено, как должен поступать грамотный руководитель, чтобы не возникало проблем на каком-либо предприятии. И первое, что должен позаимствовать российский менеджмент у зарубежного – ставить перед собой цель не заработать как можно больше денег и не важно каким путём, а создать благоприятную среду для персонала, научиться слушать его и общаться, помочь решать возникающие проблемы. Тогда можно гарантировать, что в такой организации сотрудники будут работать довольно долго, организация будет получать прибыль, а сотрудники смогут нормально качественно работать, не боясь за своё будущее. Хоть в России и довольно нестабильная экономика, но даже при таких условиях организация с налаженной системой управления будет приносить доход, а сотрудники будут работать в нормальных условиях не боясь недопонимания и нежелания менеджера решать сложные проблемы.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод: российский менеджмент имеет множество недостатков в управлении, из-за чего возникают проблемы с персоналом не только в гостинице, но и в любом другом предприятии в России. Непонимание, неумение и нежелание слушать и помогать решать проблемы персонала, которые на самом деле являются проблемами самой фирмы – самые главные недостатки российского руководителя.
Поэтому,
основываясь на принципах работы менеджмента,
который применяется за рубежом, а именно:
постановка на первое место не скорейшее
получение прибыли, а человека, то есть
сотрудника, начиная от менеджера среднего
звена и заканчивая уборщиком; умение
решать проблемы, связанные с персоналом;
создание благоприятной среды для работников
и демонстрация того, что руководитель
готов выслушать каждого сотрудника и
помочь решить его проблемы, — самое главное,
чем должен руководствоваться российский
руководитель на предприятии для эффективной
работы.