Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:37, курсовая работа
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации.
Введение
Глава 1. Процесс адаптации персонала и его составляющие
1.1.Цель адаптации и обоснование ее необходимости
1.2.Виды адаптации персонала
1.3.Этапы адаптации
Глава 2. Профессиональная адаптация кадров
2.1.Конфликтные ситуации в организационной среде и пути их разрешения
2.2.Особенности программы адаптации кадров на примере одного из передовых предприятий ЗАО «ИСТА».
Заключение
Список литературы
Содержание.
Введение
Глава 1. Процесс адаптации персонала и его составляющие
1.1.Цель адаптации и обоснование ее необходимости
1.2.Виды адаптации персонала
1.3.Этапы адаптации
Глава 2. Профессиональная адаптация кадров
2.1.Конфликтные ситуации в организационной среде и пути их разрешения
2.2.Особенности программы адаптации кадров на примере одного из передовых предприятий ЗАО «ИСТА».
Заключение
Список литературы
Введение.
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
Когда-то работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага служащих своей организации, руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров.
Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и практической деятельностью. Они призваны способствовать удовлетворению потребностей предприятия в рабочей силе (в необходимом качественном и количественном отношении) для повышения их прибыльности и конкурентоспособности. В ходе взаимодействия работника и предприятия происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.
Чаще
всего профессиональная адаптация
рассматривается как процесс
приобщения человека к труду в
рамках определенной профессии, включения
его в производственную деятельность,
усвоения им условий и достижения
нормативов эффективного труда. Однако
адаптацию нельзя рассматривать
только как овладение специальностью.
Она предусматривает также
Поэтому целью данной курсовой работы является изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части. Соответственно, задачами будут: теоретическое рассмотрение таких явлений, как адаптация, профориентация, введение в должность; детальный разбор системы эффективного управления адаптацией в организации; анализ зарубежного опыта и попытка дать характеристику положению вещей в области управления адаптацией в России и в Санкт-Петербурге.
Адаптация
- процесс знакомства
работника с деятельностью
и организацией и
изменение собственного
поведения в соответствии
с требованиями среды.
Глава 1. Процесс адаптации персонала и его составляющие.
1.1.Цель адаптации
и обоснование ее
Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс — к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него значительные средства. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию — важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам.
Зачастую
"новичок" приходит на предприятие,
а его рабочее место не подготовлено,
и никто особенно этим не озабочен,
новичкам предоставляют право выплывать
самим. Но поскольку первое впечатление
обычно оставляет глубокий след, такая
процедура может оказать
"Опыт"
такого рода может зачастую
объяснять высокую текучесть
кадров в первые недели или
месяцы работы и причины, по
которым новый сотрудник может
испытывать чувство отчуждения
и занять негативную позицию
по отношению к организации
прямо с первого дня работы.
Если новые сотрудники
Облегчить вхождение новых сотрудников в организацию призваны процедуры адаптации.
В самом общем виде адаптация — «процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды». Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная — включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.
С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.
Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна: «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях».
Принципиальными целями адаптации, по А.Я. Кибанову, являются:
-уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
-снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
-сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
-экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
-развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.
Кроме
того, способы включения новых
сотрудников в жизнь
Для
руководителя же информация о том, как
организован в его
1.2. Виды адаптации персонала.
Суммировав различные высказывания и выявив главное, можно осуществить классификацию адаптации по следующим критериям:
активная — когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника;
регрессивная — пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).
первичная — когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;
вторичная — при последующей смене работы.
Автор статьи «Методы адаптации персонала» В.Волина выделяет также еще два вида адаптации:
адаптация работника в новой должности;
адаптация работника к понижению в должности;
В этой же статье есть упоминание о т.н. адаптации после увольнения. Приводится пример: в начале 80-х гг. в США отмечались волны увольнений и досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых, большинство крупных компаний — около 60% — не просто увольняли работников, а пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы переподготовки и повышения квалификации.
производственная;
непроизводственная.
Последний критерий классификации является определяющим для более широкой под классификации. Наиболее наглядно ее можно представить в виде схемы, приведенной у Кибанова.
Попытаемся раскрыть значения некоторых из приведенных типов адаптации:
Профессиональная
адаптация заключается в активном
освоении профессии, ее тонкостей, специфики,
необходимых навыков, приемов, способов
принятия решений для начала в стандартных
ситуациях. Она начинается с того, что
после выяснения опыта, знаний и характера
новичка для него определяют наиболее
приемлемую форму подготовки, например,
направляют на курсы или прикрепляют наставника.
Психофизиологическая адаптация — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п ).
Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия [3, 4].
Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии Веснина.
Социально-
Она
может быть связана с немалыми
трудностями, к которым относятся обманутые
ожидания быстрого успеха, обусловленные
недооценкой трудностей, важности живого
человеческого общения, практического
опыта и переоценкой значения теоретических
знаний и инструкций.
1.3. Этапы адаптации.
Информация о работе Проблемы адаптации персонала в организованной среде