Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа
Цель моей курсовой работы - подбор стиля руководства для руководителей государственных учреждений и анализ классификации стилей руководства. Для достижения этой цели, я попыталась описать следующие задачи:
1. Рассмотреть объект и предмет психологии управления.
2. Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы.
3. Рассмотреть модели руководства.
4. Рассмотреть качества, которыми должен обладать руководитель.
5. Охарактеризовать стиль руководства.
Введение…………………………………………………………………...2
1. Психология управления: ее объект и предмет……………………4
2. Руководство…………………………………………………………....6
2.1 Управление и его элементы………………………………………...6
2.2 Модели руководства………………………………………………..12
2.2.1 Классическая школа управления……………………………...12
2.2.2 Неоклассическая школа управления………………………….15
2.3 Личность руководителя…………………………………………….18
2.3.1 Биографические характеристики……………………………….18
2.3.2 Способности………………………………………………………..20
2.3.3 Черты личности……………………………………………………21
3. Стиль руководства…………………………………………………...24
3.1 Традиционный подход……………………………………………….27
3.2 Современный подход………………………………………………...33
3.2.1 Авторитарный стиль……………………………………………..33
3.2.2 Кооперативный стиль…………………………………………....37
4. Управление персоналом как специфическая сфера
управления…………………………………………………………....40
Заключение………………………………………………………………44
Список литературы……………………………………………………..46
46
1. Психология управления: ее объект и предмет……………………4
2. Руководство…………………………………………………
2.1 Управление и его элементы………………………………………...6
2.2 Модели руководства……………………………………………….
2.2.1 Классическая школа управления……………………………...12
2.2.2 Неоклассическая школа управления………………………….15
2.3 Личность руководителя…………………………………………….
2.3.1 Биографические характеристики……………………………….18
2.3.2 Способности…………………………………………………
2.3.3 Черты личности……………………………………………………21
3. Стиль руководства…………………………………………………
3.1 Традиционный подход……………………………………………….27
3.2 Современный подход………………………………………………...33
3.2.1 Авторитарный стиль……………………………………………..33
3.2.2 Кооперативный стиль…………………………………………....37
4. Управление персоналом как специфическая сфера
управления……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Еще некий древний мудрец говорил: искусство управления людьми - самое трудное и высокое из всех искусств.
На кануне 21 столетия успех любой деловой организации в большей степени зависит от ее сотрудников. Этому послужило бурное развитие и широкое распространение знаний в области управления персоналом. В развитых странах изучение дисциплины «Управление персоналом» давно стало важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней, и это является необходимым компонентом высшего образования в целом.
Пожалуй, сегодня нет более трудной профессии, чем профессия руководителя. Да, быть руководителем - это профессия из тех, что называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Он должен знать, пусть немного, но обо всем - от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайников человеческой психологии.
Чтобы быть руководителем, надо - иметь подчиненных. Мысль не слишком оригинальная, но не лишенная, однако, подводных рифов. Рифы эти скрыты под словом "иметь", которое мутит взор многим руководителям, привычно считающим, что подчиненные - это почти что их собственность.
Однако именно та сфера деятельности руководителя, которая связана с его взаимоотношениями с подчиненными, занимает ключевую позицию с точки зрения успешности работы руководителя в целом. Сколь бы ни был талантлив и трудолюбив начальник, но, если его усилия не поддерживаются подчиненными - итог деятельности подразделения в целом вряд ли будет особенно успешным. Именно от успешности решения задачи - увидеть в подчиненном человека - зависит работа коллектива.
Заметим, что одного только умения адекватно воспринимать и оценивать другого человека для нормального развития последующих отношений явно недостаточно.
Быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот, кому удается найти правильный стиль общения с подчиненными.
Влияние ситуации и ее восприятие на выбор управленческого стиля представляется бесспорным, но почему для одних людей оказывается более предпочтительным авторитарный стиль, а для других – демократический – остается открытым.
Цель моей курсовой работы - подбор стиля руководства для руководителей государственных учреждений и анализ классификации стилей руководства. Для достижения этой цели, я попыталась описать следующие задачи:
1. Рассмотреть объект и предмет психологии управления.
2. Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы.
3. Рассмотреть модели руководства.
4. Рассмотреть качества, которыми должен обладать руководитель.
5. Охарактеризовать стиль руководства.
1. Психология управления: ее объект и предмет.
Психология управления как наука продуцирует психологические знания, принимаемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, как психология труда, инженерная психология, общая психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.
Отличительная особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей.
Организованная деятельность – это не просто совместная деятельность людей, объединенными общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели. [10].
Рассматривая в качестве объекта управления поведение отдельного человека, немецкий ученый Вебер создал свою концепцию. При этом Вебер свел конкретные социальные условия, в которые интегрируется носитель действия, в четыре группы:
1. Традиционное социальное действие, основанное на влиянии традиций, норм морали, национальных особенностей.
2. Целенаправленное социальное действие – это действие, обладающее наивысшей степенью рациональности, так как достижение конкретной цели предусматривает изыскание самых оптимальных средств для ее достижения.
3. Целостно-рациональне действие, при котором приоритетное значение имеют ценностные характеристики социальной системы.
4. Аффективное действие – осуществляется в экстремальных ситуациях. Этот тип действий дает результаты, которые трудно постичь с точки зрения общепринятых стандартов. [9]
Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена.
Психологи В. Ф. Рубахин и А. В. Филипов в предмет психологии управления включают:
В предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности (например, психические состояния в рамках трудовой деятельности), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных направлений психологии.
2 Руководство
2.1 Управление и его элементы
Все управление, в конечном
Л. Якокка, известный американский
менеджер
С раннего детства человеку знакомо понятие «управление». Сначала мы сталкиваемся с управлением автомобилем, позже с управлением оборудованием, химическими и ядерными реакциями, ростом и развитием растений и животных, а так же поведением других людей. Таким образом, управление многообразно и существует в различных видах.
Это может быть техническое управление, которое осуществляется над естественными и технологическими процессами, например, подача тепла, движение поездов и самолетов, обработка деталей на станках.
Это может быть государственное управление социально - экономической жизнью общества через различные институты, например, правовая система, министерства, ведомства, местные органы власти.
Это может быть идеологическое управление, заключающееся во внедрении в сознание членов общества концепций его развития, которое формируется разными политическими партиями и группировками.
Это может быть негосударственное управление социальными процессами, например, движения в защиту окружающей среды.
Это может быть хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, которые действуют в рыночных отношениях.
Обобщая все эти вида управленческой деятельности, можно сделать вывод, что управление - это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.
Элементы, на которые направлена эта деятельность, составляют объект управления. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, которым может быть как отдельный человек, так и группа людей.
Субъект управленческой деятельности - физическое лицо, живой человек, через которого реализуются управленческие отношения.
Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами.
Предметом труда в управлении является информация. Вся собранная и полученная информация из разных источников в результате управленческой деятельности анализируется и на ее основе создаются варианты решений, то есть информация, исходя из которой объект управления может предпринимать конкретные действия.
Средствами управления являются все, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.
Управление относится к категории умственного труда, который осуществляется человеком в виде нервно - психологических усилий (слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдения, мышления и тому подобное).
Все управленческие действия различаются по назначению, конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности.
Сложность управления определяется масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Сложность характеризуется и степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений, поиском нетрадиционных подходом, а так же определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.
Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких - либо благ или услуг с целью его упорядочения на основе объективных законов развития производства.
Управление можно разделить на управление людьми и управление деятельностью организации. Управление в организации является взаимоотношением между руководителем и подчиненным ему персоналом, направленное на достижение результатов деятельности организации. Управление соединяет все человеческие и материальные ресурсы с целью выполнения задач, стоящих перед организацией.
Таким образом, можно разделить все поле деятельности управления на две части: на управление деятельностью и управление людьми (смотри схему).
Управление деятельностью
Поддержание компетентности
Управление внешней средой
Руководство деятельностью
Управление
Управление своей работой и
использование своего времени
Управление деятельностью групп Управление группой
Информация о работе Проблема выбора стиля управления руководителем