Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:24, реферат
Новая система набора и отбора кадров должна идеально соответствовать модели организации, для которой необходимо сформировать адаптированный к ней, эффективно действующий корпус специалистов. Существуют определённые технологии подбора персонала, которые с успехом используются в мировой практике. Они включают два различных вида деятельности: набор и отбор персонала. Прежде чем организация предложит кому-либо работу, она должна найти тех людей, которые хотели бы её получить. В этом и заключается набор - создать необходимый резерв кандидатов на все должности, из которых затем будут отобраны наиболее подходящие работники. То есть отсюда главная задача отбора персонала - выбор наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. При этом используются многочисленные формы и методы отбора с помощью которых фирмы и организации отбирают наиболее подходящих им людей. Отбор персонала имеет важное значение при управлении человеческими ресурсами, так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организаций, ибо только при наличии квалифицированного персонала они смогут добиться наилучших результатов и поставленных задач.
Целью данной работы является изучение процесса профессионального набора и отбора персонала для организации.
В процессе отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом установленных требований социального института, видов деятельности. При подборе - осуществляется поиск, идентификация требований различных должностей, видов деятельности под известные возможности человека, накопленный им профессиональный опыт, стаж и способности.
Процесс отбора является многоэтапным. Основные этапы - это: предварительная отборочная беседа; заполнение заявлений и анкеты; собеседование с менеджером по найму; тестирование; проверка рекомендаций и послужного списка; медицинский осмотр (6).
При отборе кадров принято руководствоваться следующими принципами:
Основными критериями отбора считаются: образование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности кандидата, его потенциальные возможности.
По степени пригодности кандидатов можно разделить на три группы: непригодные, условно пригодные и относительно пригодные к дальнейшей деятельности (относительно - потому, что все необходимые качества нельзя точно определить).
Степень разновидности ключевых качеств можно оценить следующим образом: абсолютно негативная, улучшаемая и позитивная. При негативной оценке хотя бы по одному из качеств кандидата на работу лучше не принимать.
Качества, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на должность, определяются профессиограммой, или так называемой картой компетентности. Иначе говоря, это «портрет» идеального сотрудника, определяющий требования к его личностным качествам, способностям выполнять те или иные функции и социальные роли. Как правило, профессиограмма должна иметь следующие разделы:
Этот раздел составляется на основе наблюдений, опросов, анкетирования, анализа документации.
№ |
Название метода | Краткое описание метода | |
1 | Биографический метод | Оценка работника по биографическим данным | |
2 | Произвольные устные или письменные характеристики | Устное или письменное описание того, что собой представляет работник и как он себя проявляет (включая достижения и упущения) | |
3 | Оценка по результатам | Устное или письменное описание конкретной работы, выполняемой работником | |
4 | Метод групповой дискуссии | Постановка, обсуждение и решение проблемы в группе, в ходе которой оцениваются знания, личностные черты и другие качества работника | |
5 | Метод эталона | Оценка относительно наилучшего работника, выбранного за эталон | |
6 | Матричный метод | Сравнение фактических качеств работника с набором желательных качеств (происходит в матричной форме) | |
7 | Методы свободного и принудительного выбора оценочных характеристик по готовым формам | Сравнение фактических качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленных в заранее разработанной форме | |
8 | Метод суммируемых оценок | Определение степени проявления у работников тех или иных качеств путем проставления по определенной шкале экспертных оценок | |
9 | Метод заданной группировки работников | Под заданную модель
требований к работнику подбирается
подходящий кандидат или под заданную
ролевую структуру рабочей |
|
10 | Тестирование | Определение знаний, умения, способностей и других характеристик на основе специальных тестов | |
11 | Ранжирование | Определение экспертным или другим путем ранга (места), оцениваемого среди других работников, и расположение всех оцениваемых по порядку убывания рангов | |
12 | Метод парных сравнений | Парное сравнение оцениваемых между собой по определенным качествам и последующее математическое ранжирование по порядку убывания | |
13 | Метод заданной балльной оценки | Начисление (снижение) определенного количества баллов за те или иные достижения (упущения) | |
14 | Метод свободной балльной оценки | То же, при осуществлении не на нормативной основе, а в разовом порядке | |
15 | Метод графического профиля | Вместо условных
оценочных измерителей |
|
16 | Коэффициентный метод | Выделяются
факторы оценки и определяются нормативные
значения этих факторов для разных
групп оцениваемых. Фактический
результат соотносится с |
|
17 | Метод критического инцидента | Оценивается, как вел себя работник в критической ситуации (понятие ответственного решения, разрешение незнакомой проблемы, преодоление сложной ситуации и др.) | |
18 | Метод свободного или индивидуального обсуждения | В свободной форме или по заранее составленной программе проводится обсуждение с оцениванием планов и практических результатов работы кандидата, сотрудника | |
19 | Метод самооценок и самоотчетов | Письменная
или устная самооценка перед коллективом.
При благоприятном морально- |
|
20 | Метод шкалирования | Значение показателя оценки по шкале устанавливается для каждого сотрудника | |
21 | Метод упорядочения рангов | Несколько оценок расставляют в ранжированный ряд относительно одного значения | |
22 | Метод альтернативных характеристик | Отдельный работник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия того или иного качества | |
Табл. 2. Критерии оценки персонала
№ | Наименование оцениваемых качеств | Анализ анкетных данных | Психологическое тестирование | Оценочные деловые игры | Квалификационное тестирование | Проверка отзывов | Собеседование | |
1 | Интеллект | ++ | ++ | + | ||||
2 | Эрудиция (общая, экономическая и правовая) | + | ++ | + | ||||
3 | Профессиональные знания и навыки | + | + | ++ | + | + | ||
4 | Организаторские способности и навыки | + | ++ | + | + | + | ||
5 | Коммуникативные способности и навыки | + | ++ | ++ | ||||
6 | Личностные способности (психологический портрет) | ++ | + | + | ++ | |||
7 | Здоровье и работоспособность | + | + | + | + | |||
8 | Внешний вид и манеры | + | ++ | |||||
9 | Мотивация (готовность и заинтересованность выполнять предлагаемую работу в данной организации) | ++ | ||||||
Большинство нанимателей отбирают работников, оценивая их по полученному ими образованию. При равных показателях работодатели предпочитают большее образование меньшему. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, а критерии образованности должны непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и содержание образования, его соответствие предполагаемой деятельности.
Практический опыт является важнейшим критерием уровня квалификации работника. Поэтому большинство работодателей отдают предпочтение работникам с опытом. Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации. Трудовой стаж измеряется различными способами: общим временем работы в данной организации, временем работы на определенной должности и т.д.
Существуют многие виды работ, требующие от исполнителя определенных физических качеств, обычно сводящихся к выносливости, силе, здоровью. С этой целью следует выявить физические и медицинские характеристики преуспевающих работников и использовать эти данные как критерии, но только в том случае, если все или большинство работников им соответствуют.
- Одной из важнейших личностных характеристик работника является его социальный статус. Семейный, степенный работник способен на более высококачественную работу, чем холостяк.
- Второй важной личностной характеристикой претендента является его возраст. Любой конкретный критерий отбора работников, основанный на возрасте, должен быть тщательно изучен в отношении преуспевающих работников, занятых в организации. Слишком молодые и старые по возрасту работники должны подвергаться тщательному отбору.
Работодатели могут предпочитать определенные типы личности для выполнения различных работ. Например, предпочитать общительных людей замкнутыми. Выдающиеся личностные качества особенно необходимы работникам, общающимся с клиентами.
2.2. Процесс отбора персонала
В процессе отбора кандидатов происходит знакомство с претендентами, производится сбор и обработка информации о них, оценка качеств и составление достоверных «портретов», сопоставляются фактические качества с требованиями должности. В результате следует назначение и утверждение кандидатов на должности, заключение с ними трудовых договоров.